Файл: умение анализировать, компоновать, корректировать готовый дм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДМ – это программно ориентированные, коммуникативно целесообразные, лингвистически содержательные языковые / речевые примеры-факты, отобранные / написанные с целью достижения специальных (познавательных и практических) и общепредметных целей обучения русскому языку.

Работа с ДМ – сложное профессиональнометодическое умение, которое включает умения частные:

умение выбирать ДМ из текстовых и нетекстовых источников в соответствии с определенными принципами, при необходимости самостоятельно писать ДМ;

умение анализировать, компоновать, корректировать готовый ДМ;

умение реализовывать учебный потенциал ДМ, целесообразно, осознанно, правильно применять его в практике преподавания.

Умение работать с ДМ формируется не один год и в значительной мере влияет на успешность обучения, развития и воспитания учащихся.

Условия успешной работы с ДМ

1. Знание программного материала по РЯ.

2. Ориентация в проблемах методики РЯ.

3. Знание видов ДМ, принципов его отбора.

4. Сформированность умения работать с ДМ.

5. Профессионально-методическое самообразование, чтение современной литературы.

6. Знание современной жизни во всем ее многообразии, в органическом единстве познавательной и эмоциональной сторон

7. Языковое чутье, критическое мышление, творческие способности.

Классификация ДМ

  1. ДМ по характеру примеров: нетекстовый / текстовый.

• Нетекстовый ДМ – буквенно-звуковой, морфемный, словный, фразеологический, словосочетательный, фразовый.

• Текстовый ДМ – это речевые примеры, состоящие из законченных текстов или их фрагментов, позволяющие комплексно решать специальные и общепредметные цели обучения русскому языку. Как правило, прозаический, реже – поэтический

  1. ДМ по атрибутированности: атрибутированный / неатрибутированный

• Атрибутированный ДМ содержит ссылку на определенного автора и/или источник, чаще всего текстовый.

• Неатрибутированный ДМ:

1) Намеренно не/атрибутированный ДМ (предполагает задание по определению атрибутированности ДМ: указать, кому принадлежат данные слова; определить, из какого произведения взят приведенный фрагмент).


2) ДМ, не требующий атрибутирования.

3. ДМ по жанрово-стилевой специфике: маркированный / нейтрально-аморфный Какой из них может использоваться средство обучения речевой деятельности – слушанию, чтению, говорению, письму?

• Например, на уроках по стилистике (при рассмотрении особенностей публицистического стиля) школьники получают следующее задание: «Обратите внимание на заголовки статей в городских, областных и российских газетах. Выпишите те из них, в которых используются жаргоны». Собранные учащимися заголовки на занятиях обсуждаются, подвергаются литературному редактированию (например, «Теперь и науке – абзац», «Разборка после экзамена», «В полном шоппинге!», «О пользе «мыла» и вреде «передоза», «Зэшэбэнные страсти в Сочи» и др.).

4. ДМ по тематической направленности

  • по программной тематике,

  • по разговорной тематике.

Тема разговорная – жизненная, связанная с реалиями объективной действительности. У большинства уроков может быть две темы – и программная, и разговорная

4.1. ДМ по программной тематике

•ДМ программно-тематический – подобранный для изучения определенной программной темы (тем).

•ДМ универсальный – как правило, текстовый, в котором органично представлены многие языковые / речевые факты, явления.

4.2. ДМ по разговорной тематике

• Коммуникативно не/организованный ДМ («ассорти») – разнонаправленный по содержанию, стилю, жанру. В таком ДМ одно предложение или текст, например, посвящается природе, а другое – дружбе.

• В коммуникативно организованном ДМ примеры объединяются: а) познавательной, морально-нравственной, эмоциональноюмористической и иной разговорной темой; б) реже одним автором, источником, стилем, жанром.

• Межпредметный ДМ извлекается из книг для внеклассного чтения, учебников географии, литературы, истории и других познавательных источников.

• Абракадабра, т. е. намеренно бессмысленный ДМ, позволяет сконцентрировать внимание на правописных, грамматических и иных явлениях. Например, писательница И. Хмелевская при обучении своего сына правописанию выискивала самые трудные слова и вставляла их в предложения, которые никак не были с ними связаны по смыслу. «На эвкалипте у меня сидели рядком коровка с ястребком, протоколируя бабочки сквозь скорострельные очки».




Что самое важное в тематике ДМ?

В тематике ДМ важна живая, разнообразная информация, интересная современным детям. Предпочтительные разговорные темы:

а) темы вечные – например, общечеловеческие ценности;

б) темы актуальные, значимые для современных учащихся;

в) темы увлекательные, неожиданные, информационно интересные.

5. ДМ по учебной трудности

5.1. Объём и психологическая трудность ДМ

•Формально-количественные показатели объема ДМ: ‒ число примеров (например, слов, предложений, текстовых фрагментов…); ‒ число строчек, абзацев; временные затраты, обусловленные темпом устной и письменной речи учащихся.

•Психологическая трудность ДМ обусловлена средней длиной слов и предложений.

Процедура определения индекса психологической трудности ДМ:

‒установить среднюю длину слова: общее число букв разделить на число слов;

‒определить среднюю длину предложения: число слов разделить на число предложений;

‒к средней длине слова прибавить среднюю длину предложения - получим индекс психологической трудности ДМ;

‒сделать выводы: при прочих равных условиях, если индекс приближается к 11 – текст более легкий в правописании, если к 21 – более трудный.

5.2. ДМ по программной трудности, по уровневой специфике языковых / речевых явлений

• Типичный ДМ включает типичные и, в основном, частотные примеры по изучаемой программной теме (темам).

•Осложненный ДМ – это более трудные примеры с минимумом изученных осложняющих компонентов.

• Сложный ДМ зачастую выходит за рамки программы для определенного класса.

5.3. ДМ по методической обработке

• Методически не измененный ДМ – правильный, недеформированный, авторский, сохраняющий оригинальную стилистику, нормативное правописание, структуру и содержание исходного источника или его части (текста или его фрагмента).

•ДМ методически обработанный – деформированный, частично или комплексно изменённый.

  1. ДМ по характеру структурной, содержательной, речевой обработки:

  • Усечённо-купированный ДМ – с пропусками отдельных слов, предложений, частей текста, не влияющими на восприятие информации. Купюры традиционно обозначаются отточием в ломаных скобках.

  • Адаптированный ДМ – упрощенный по языку и содержанию авторский ДМ. Формальная примета адаптированного текста – указание его атрибутированности с помощью предлога по (по Ф.Достоевскому).

  • Содержательно и (или) структурно деформированный ДМ – с пропусками структурно-смысловых частей текста, которые ведут к неполноте или искажению его содержания; с пропусками и перестановками частей, нарушающими его композиционную схему, развертывание сюжета и т.д.


• На мастер-классе, организованном в рамках III Всероссийской научнометодической конференции "Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов", демонстрировалась работа с клоуз-тестом по рассказу Ю. Коваля. Данный тест предложен Н.В. Максимовой.

  1. ДМ по орфографической, пунктуационной в грамматической деформации:

• Орфографически деформированный ДМ • Пунктуационно деформированный ДМ

• Какографический ДМ – деформированный орфографическими и пунктуационными, реже грамматическими ошибками. Например: Мы хочем, принести тебе извенение.

• Грамматически деформированный ДМ подразделяется на деформированный морфологически и деформированный синтаксически. В таком ДМ отдельные словоформы могут быть даны в исходной форме, части предложения пропущены, переставлены или подвергнуты другим изменениям.

5.4. ДМ по концентрированности

  • Облегченный ДМ – щадящий (например, правописно разреженный), упрощенный, предназначенный для слабых учащихся, в том числе обучающихся в коррекционно-развивающих классах.

  • Нормативно концентрированный ДМ – в целом имеющий естественную концентрацию изучаемых явлений, например, орфограмм и пунктограмм, отвечающий нормативам орфографической, пунктуационной и иной насыщенности.

  • Концентрированный ДМ – «на засыпку», сверх насыщенный изучаемыми явлениями, имеющий намеренно увеличенную учебноязыковую плотность – при прочих равных условиях (см. объём, программно-тематическую направленность и т.д.).

Принципы отбора ДМ для развития речи

•Ф.И. Буслаев считал, что в материалах для уроков речь должна идти «о предметах действительной жизни», рекомендовал для чтения тексты «приличные и понятные» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844).

• Такой ДМ педагоги зачастую выбирают интуитивно, ориентируясь не столько на свои знания, сколько на взгляды, вкусы, пристрастия.

«Образцовые» тексты

• Требования к ДМ сложились к середине XX в. В частности, тексты должны были быть: доступными для понимания, жизненными, содержательными, эмоциональными, воспитательно ценными, увлекательными; по возможности связными, тематически объединёнными; безупречными в литературном отношении; достаточно насыщенными изучаемым и изученным ранее материалом, доступными данному классу по навыкам (Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955).


Способы (методы) создания ДМ

•Подобранный ДМ: его могут подбирать из разных источников не только учителя, но и ученики.

• Самостоятельно написанный ДМ: напр., самостоятельное написание своих диктантов, рассказов, образцов сочинений, текстов изложений, предложений и др. творческого ДМ).

• Скомпонованный ДМ: необходимый ДМ можно составлять из фрагментов готового ДМ.