Файл: умение анализировать, компоновать, корректировать готовый дм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДМ – это программно ориентированные, коммуникативно целесообразные, лингвистически содержательные языковые / речевые примеры-факты, отобранные / написанные с целью достижения специальных (познавательных и практических) и общепредметных целей обучения русскому языку.
Работа с ДМ – сложное профессиональнометодическое умение, которое включает умения частные:
умение выбирать ДМ из текстовых и нетекстовых источников в соответствии с определенными принципами, при необходимости самостоятельно писать ДМ;
умение анализировать, компоновать, корректировать готовый ДМ;
умение реализовывать учебный потенциал ДМ, целесообразно, осознанно, правильно применять его в практике преподавания.
Умение работать с ДМ формируется не один год и в значительной мере влияет на успешность обучения, развития и воспитания учащихся.
Условия успешной работы с ДМ
1. Знание программного материала по РЯ.
2. Ориентация в проблемах методики РЯ.
3. Знание видов ДМ, принципов его отбора.
4. Сформированность умения работать с ДМ.
5. Профессионально-методическое самообразование, чтение современной литературы.
6. Знание современной жизни во всем ее многообразии, в органическом единстве познавательной и эмоциональной сторон
7. Языковое чутье, критическое мышление, творческие способности.
Классификация ДМ
-
ДМ по характеру примеров: нетекстовый / текстовый.
• Нетекстовый ДМ – буквенно-звуковой, морфемный, словный, фразеологический, словосочетательный, фразовый.
• Текстовый ДМ – это речевые примеры, состоящие из законченных текстов или их фрагментов, позволяющие комплексно решать специальные и общепредметные цели обучения русскому языку. Как правило, прозаический, реже – поэтический
-
ДМ по атрибутированности: атрибутированный / неатрибутированный
• Атрибутированный ДМ содержит ссылку на определенного автора и/или источник, чаще всего текстовый.
• Неатрибутированный ДМ:
1) Намеренно не/атрибутированный ДМ (предполагает задание по определению атрибутированности ДМ: указать, кому принадлежат данные слова; определить, из какого произведения взят приведенный фрагмент).
2) ДМ, не требующий атрибутирования.
3. ДМ по жанрово-стилевой специфике: маркированный / нейтрально-аморфный Какой из них может использоваться средство обучения речевой деятельности – слушанию, чтению, говорению, письму?
• Например, на уроках по стилистике (при рассмотрении особенностей публицистического стиля) школьники получают следующее задание: «Обратите внимание на заголовки статей в городских, областных и российских газетах. Выпишите те из них, в которых используются жаргоны». Собранные учащимися заголовки на занятиях обсуждаются, подвергаются литературному редактированию (например, «Теперь и науке – абзац», «Разборка после экзамена», «В полном шоппинге!», «О пользе «мыла» и вреде «передоза», «Зэшэбэнные страсти в Сочи» и др.).
4. ДМ по тематической направленности
-
по программной тематике, -
по разговорной тематике.
Тема разговорная – жизненная, связанная с реалиями объективной действительности. У большинства уроков может быть две темы – и программная, и разговорная
4.1. ДМ по программной тематике
•ДМ программно-тематический – подобранный для изучения определенной программной темы (тем).
•ДМ универсальный – как правило, текстовый, в котором органично представлены многие языковые / речевые факты, явления.
4.2. ДМ по разговорной тематике
• Коммуникативно не/организованный ДМ («ассорти») – разнонаправленный по содержанию, стилю, жанру. В таком ДМ одно предложение или текст, например, посвящается природе, а другое – дружбе.
• В коммуникативно организованном ДМ примеры объединяются: а) познавательной, морально-нравственной, эмоциональноюмористической и иной разговорной темой; б) реже одним автором, источником, стилем, жанром.
• Межпредметный ДМ извлекается из книг для внеклассного чтения, учебников географии, литературы, истории и других познавательных источников.
• Абракадабра, т. е. намеренно бессмысленный ДМ, позволяет сконцентрировать внимание на правописных, грамматических и иных явлениях. Например, писательница И. Хмелевская при обучении своего сына правописанию выискивала самые трудные слова и вставляла их в предложения, которые никак не были с ними связаны по смыслу. «На эвкалипте у меня сидели рядком коровка с ястребком, протоколируя бабочки сквозь скорострельные очки».
Что самое важное в тематике ДМ?
В тематике ДМ важна живая, разнообразная информация, интересная современным детям. Предпочтительные разговорные темы:
а) темы вечные – например, общечеловеческие ценности;
б) темы актуальные, значимые для современных учащихся;
в) темы увлекательные, неожиданные, информационно интересные.
5. ДМ по учебной трудности
5.1. Объём и психологическая трудность ДМ
•Формально-количественные показатели объема ДМ: ‒ число примеров (например, слов, предложений, текстовых фрагментов…); ‒ число строчек, абзацев; временные затраты, обусловленные темпом устной и письменной речи учащихся.
•Психологическая трудность ДМ обусловлена средней длиной слов и предложений.
Процедура определения индекса психологической трудности ДМ:
‒установить среднюю длину слова: общее число букв разделить на число слов;
‒определить среднюю длину предложения: число слов разделить на число предложений;
‒к средней длине слова прибавить среднюю длину предложения - получим индекс психологической трудности ДМ;
‒сделать выводы: при прочих равных условиях, если индекс приближается к 11 – текст более легкий в правописании, если к 21 – более трудный.
5.2. ДМ по программной трудности, по уровневой специфике языковых / речевых явлений
• Типичный ДМ включает типичные и, в основном, частотные примеры по изучаемой программной теме (темам).
•Осложненный ДМ – это более трудные примеры с минимумом изученных осложняющих компонентов.
• Сложный ДМ зачастую выходит за рамки программы для определенного класса.
5.3. ДМ по методической обработке
• Методически не измененный ДМ – правильный, недеформированный, авторский, сохраняющий оригинальную стилистику, нормативное правописание, структуру и содержание исходного источника или его части (текста или его фрагмента).
•ДМ методически обработанный – деформированный, частично или комплексно изменённый.
-
ДМ по характеру структурной, содержательной, речевой обработки:
-
Усечённо-купированный ДМ – с пропусками отдельных слов, предложений, частей текста, не влияющими на восприятие информации. Купюры традиционно обозначаются отточием в ломаных скобках. -
Адаптированный ДМ – упрощенный по языку и содержанию авторский ДМ. Формальная примета адаптированного текста – указание его атрибутированности с помощью предлога по (по Ф.Достоевскому). -
Содержательно и (или) структурно деформированный ДМ – с пропусками структурно-смысловых частей текста, которые ведут к неполноте или искажению его содержания; с пропусками и перестановками частей, нарушающими его композиционную схему, развертывание сюжета и т.д.
• На мастер-классе, организованном в рамках III Всероссийской научнометодической конференции "Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов", демонстрировалась работа с клоуз-тестом по рассказу Ю. Коваля. Данный тест предложен Н.В. Максимовой.
-
ДМ по орфографической, пунктуационной в грамматической деформации:
• Орфографически деформированный ДМ • Пунктуационно деформированный ДМ
• Какографический ДМ – деформированный орфографическими и пунктуационными, реже грамматическими ошибками. Например: Мы хочем, принести тебе извенение.
• Грамматически деформированный ДМ подразделяется на деформированный морфологически и деформированный синтаксически. В таком ДМ отдельные словоформы могут быть даны в исходной форме, части предложения пропущены, переставлены или подвергнуты другим изменениям.
5.4. ДМ по концентрированности
-
Облегченный ДМ – щадящий (например, правописно разреженный), упрощенный, предназначенный для слабых учащихся, в том числе обучающихся в коррекционно-развивающих классах. -
Нормативно концентрированный ДМ – в целом имеющий естественную концентрацию изучаемых явлений, например, орфограмм и пунктограмм, отвечающий нормативам орфографической, пунктуационной и иной насыщенности. -
Концентрированный ДМ – «на засыпку», сверх насыщенный изучаемыми явлениями, имеющий намеренно увеличенную учебноязыковую плотность – при прочих равных условиях (см. объём, программно-тематическую направленность и т.д.).
Принципы отбора ДМ для развития речи
•Ф.И. Буслаев считал, что в материалах для уроков речь должна идти «о предметах действительной жизни», рекомендовал для чтения тексты «приличные и понятные» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844).
• Такой ДМ педагоги зачастую выбирают интуитивно, ориентируясь не столько на свои знания, сколько на взгляды, вкусы, пристрастия.
«Образцовые» тексты
• Требования к ДМ сложились к середине XX в. В частности, тексты должны были быть: доступными для понимания, жизненными, содержательными, эмоциональными, воспитательно ценными, увлекательными; по возможности связными, тематически объединёнными; безупречными в литературном отношении; достаточно насыщенными изучаемым и изученным ранее материалом, доступными данному классу по навыкам (Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955).
Способы (методы) создания ДМ
•Подобранный ДМ: его могут подбирать из разных источников не только учителя, но и ученики.
• Самостоятельно написанный ДМ: напр., самостоятельное написание своих диктантов, рассказов, образцов сочинений, текстов изложений, предложений и др. творческого ДМ).
• Скомпонованный ДМ: необходимый ДМ можно составлять из фрагментов готового ДМ.