ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самнепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан с взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель — подчиненный» и «подчиненный — руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно 46 болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.
Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика. На практике подобные барьеры чаще всего имеют место при прохождении той или иной информации через многочисленные передаточные звенья в так называемых коммуникационных сетях организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации. Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. Николсом показало, что «...около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена» 1 . Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации «снизу вверх». Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала. Примером может служить «синдром гонца, доставившего дурные вести», когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать «снятия голов». Количество коммуникативных барьеров в организации, как правило прямо пропорционально и является показателем степени ее бюрократизации.
Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.
Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер «возраста»- типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.
В Заключение : Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).
Инфантилизм
Жизненный путь каждого человека – это история формирования и развития личности в определенной социальной среде. Итогом развития является личность, обладающая такими качествами как зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность – умение жить в социуме, среди людей, решая свои задачи и принося пользу для общества.
На развитие личности оказывают свое влияние большое количество факторов различного характера, при этом характер влияния может быть как благотворным, так и достаточно негативным, вплоть до появления задержки в развитии личности.
Несоответствие образцов поведения хронологическому возрасту индивида называется инфантильностью. В психологии инфантилизм рассматривается как проявление социальной незрелости, детскости взрослого человека: инфант – это взрослый человек с незрелой личностью, который не способен к адекватным реакциям во взрослом мире.
Инфантилизм – одна из важнейших проблем современности, поскольку в настоящее время наблюдается рост количества социально незрелых молодых людей, которые не могут принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Таким образом, в качестве проблемы была обозначена необходимость конкретизации понятия «инфантильность» в современной психологии, так как, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению инфантилизма, относительно мало исследованными остаются содержательные характеристики инфантильности как ключевой особенности незрелости личности.
Что такое инфантильность?
В академической науке понятие «инфантильность» не используется, поэтому точного определения данного понятия не существует, несмотря на то, что оно представляет собой одно из свойств личности. Однако есть схожее определение «инфантилизм», которое рассматривается с медицинской и социологической точек зрения.
Термин «инфантилизм» ввел Эрнест Ласег в 1864 году. Под ним он понимал сохранение у взрослых психических и физических признаков, свойственных детям.
Психический инфантилизм – личностная незрелость с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. Что касается детей, у них психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, свойственных более младшему возрасту. Но, в тоже время признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций в раннем возрасте выявляются с трудом. Поэтому о наличии психического инфантилизма можно говорить только начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие данному феномену черты начинают проявляться более ярко. Для таких детей достаточно типичным будет преобладание игровых интересов над учебными, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, недостаточная концентрация внимания, а также непонимание и неприятие школьных требований, что может привести к интеллектуальной деятельности, недостаточная концентрация внимания, а также непонимание и неприятие школьных требований, что может привести к дезадаптации.
Психологический инфантилизм характеризуется как черты в поведении, мышлении, эмоциональных реакциях не соответствующие возрастным требованиям. Можно сказать, что психический инфантилизм и психологический одно и тоже, однако в отличие от психического, где эти черты являются следствием задержки психического развития и человек не может самостоятельно и сознательно изменить свое поведение, при психологическом инфантилизме человек имеет вполне здоровую психику и может изменить свое поведение, при появлении соответствующего мотива и желания.
Такое явление, как «социальный инфантилизм» представляет из себя морально-нравственную незрелость при сохранном интеллекте и отсутствии соматической патологии, что приводит к недостаточно полноценному функционированию в обществе и говорит о нарушении механизма социализации, непринятии общественных норм.
Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами. Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность.
Для инфантильных личностей характерны следующие проявления:
-
1.боязнь ответственности; -
2.застревание в детских переживаниях обидах; -
3.склонность обвинять весь мир в своих неудачах; -
4.не стремятся к развитию и новым знаниям; -
5.неумение ставить цели и реализовывать их; -
6.сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им -
7.все должны, а они никому; -
8.сильная привязанность к родителям; -
9.в работе стремятся переложить свои обязанности на других.
Инфантилы не хотят искать недостатки в себе, не хотят что-то в своем поведении изменить, чтобы решить какую-то проблему. Такая жизненная позиция лишает их главного – власти над своей собственной жизнью. Если в твоих бедах виноваты другие, тогда именно от них твоя жизнь и зависит, ты отдал им власть над ней, и они будут распоряжаться ею по своему усмотрению. И если для детей это в принципе нормально, когда взрослые, более опытные и знающие люди решают за них их проблемы или помогают им эти проблемы решить, то для взрослого человека такой подход к жизни может быть очень опасным. Взрослым людям в большинстве ситуаций необходимо рассчитывать прежде всего на самих себя, потому что излишнее доверие к окружающим, на чьи плечи они рады переложить свои проблемы, может дорого им обойтись. Дорого не в смысле денег, которые, конечно, тоже нужно принимать во внимание, а прежде всего в смысле последствий, с которыми они могут столкнуться из-за своего слепого доверия другим. Ведь желающих поживиться на чужих проблемах в нашем обществе всегда хватало. Это ни в коем случае не означает, что все свои проблемы нужно решать самому и никому ни в чем вообще не доверять. Просто нужно быть осторожным в этом вопросе, помня о том, что людям свойственно преследовать прежде всего свои интересы, а не чужие. А инфантилы часто об этом забывают, когда полностью доверяются «добрым» людям, веря в их честность и бескорыстность.