Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы оперативнорозыскной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Юридический факультет
Заочная форма обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы оперативно-розыскной деятельности»
Вариант №8
Выполнила студентка ______________/Мартынова Н.Р./
(подпись студента) (ФИО студента)
группы №_ЮЗВ-19
№ зач.кн._ №ЮЗВ19058 «____»____________________20___г.
Принял ____________/ Морозова Н.В./
(подпись преподавателя) (ФИО преподавателя)
«_____________________»
оценка в формате зачтено/ не зачтено
«____»______________________20___г.
Таганрог
2023г.
Оглавление
Задание 1. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Актуальность темы. Оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, объективная необходимость которой подтверждена многовековым и историческим опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими силами, средствами и методами.
Оперативно-розыскная деятельность является наиболее эффективным и поэтому важным направлением правоохранительной деятельности государства по защите личности и общества от преступных посягательств. Эффективность этого вида деятельности определяется преимущественно негласным характером, расширяющим возможности компетентных государственных органов в борьбе с преступностью.
Основные правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности излагаются в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом министерства и ведомства, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, разрабатывают и издают подзаконные нормативные акты, непосредственно регламентирующие ее организацию и тактику.
Переосмысление человеческих ценностей, ориентация государства на защиту прав и свобод человека и гражданина вызывают необходимость в жесткой регламентации вторжения оперативных аппаратов правоохранительных органов в охраняемые законом права и свободы личности. В этой ситуации каждый должен знать о возможностях государства по ограничению его прав и свобод, основаниях и условиях такого ограничения. Именно этим и было обусловлено принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В условиях демократизации и гуманизации общества это имеет исключительно важное значение, поскольку на законодательном уровне обеспечиваются гарантии неприкосновенности личности, защита ее прав, законных интересов и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими законами.
Цель работы состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе контроль за оперативно розыскной деятельностью, показать проблемы данного института.
Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач:
-
Рассмотреть тему контроля за ОРД, а также должностных лиц и органов, осуществляющие контроль. -
Рассмотреть формы контроля. -
Раскрыть тему прокурорского надзора за ОРД. -
Рассмотреть ведомственный контроль.
Нормативную основу данной работы составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации.
1.1. Контроль за ОРД. Должностные лица и органы, осуществляющие контроль.
Контроль за ОРД осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор за осуществлением ОРД осуществляют прокуроры, уполномоченные на то Генеральным прокурором РФ (ст. 21 Закона об ОРД). По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора за исполнением закона в сфере ОРД является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Ведомственный контроль за ОРД производят руководители органов, осуществляющих ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
1.2. Формы контроля.
Контроль за оперативно-разыскной деятельностью предполагает деятельность уполномоченных субъектов по текущей или последующей проверке соблюдения подразделениями оперативно-разыскных органов порядка ее осуществления в целях выполнения задач, закрепленных оперативно-разыскным законодательством, реализации в практической деятельности принципов оперативно-разыскной деятельности, порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Исходя из анализа положений ФЗ «Об ОРД», касающихся осуществления контроля за оперативно-разыскной деятельностью, и содержания правовых установлений иных законодательных актов , можно выделить следующие виды контроля за оперативно-разыскной деятельностью:
-
президентский; -
парламентский; -
правительственный; -
судебный; -
ведомственный; -
общественный.
Объем полномочий по контролю за оперативно-разыскной деятельностью органов высшей государственной власти определяется Конституцией Российской Федерации, иными федеральными конституционными и федеральными законами. Так, например, Президент Российской Федерации может осуществлять общий контроль за оперативно-разыскной деятельностью, определяя основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), формируя и возглавляя Совет безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Констуции РФ), издавая указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ), в том числе и по вопросам осуществления оперативно-разыскной деятельности, а также реализуя право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание) также реализует ряд контрольных полномочий за оперативно-разыскной деятельностью, например: осуществляет контроль расходования денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-разыскной деятельности; заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, которые могут касаться обеспечения правопорядка и безопасности государства.
В процессе подготовки и рассмотрения законопроектов парламентарии обсуждают различные вопросы, касающиеся отдельных аспектов оперативно-разыскной деятельности, приглашают на заседания парламентских комиссий, комитетов и парламентские слушания руководителей ведомств, органы которых являются субъектами данного вида правоохранительной деятельности. Действенным инструментом парламентского контроля является парламентский и депутатский запросы, а также обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан в соответствии с пп. «е», «з» ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» .
1.3. Прокурорский надзор за ОРД.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и решать другие предусмотренные законом задачи. Деятельность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. Причем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляется в соответствии с требованиями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности имеет большое значение.
Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществлении, привлечении к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует от прокуроров осуществления надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в соответствии с потребностями общества, действительного обеспечения прав и свобод личности.
Ст. 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:
-
прав и свобод человека и гражданина; -
установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; -
установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования; -
законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Целью надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение соблюдения:
-
прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности; -
прав и законных интересов юридических лиц; -
установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; -
порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:
-
по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; -
по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора; -
в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; -
в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
1.4. Ведомственный контроль.
При проведении ОРД особое значение имеет ведомственный контроль. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ОРД как вид деятельности осуществляется преимущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля над оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. По этой же причине в определенной мере затруднен контроль со стороны органов государственной власти.
Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри оперативно-розыскного органа непосредственно его руководителями и должностными лицами в соответствии со ст. 22 Закона об ОРД и ведомственными нормативными актами. В контексте анализируемых положений Закона об ОРД (ч. 3-5 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ч. 2 ст. 21; ст. 22) в понятие «руководители органа, осуществляющего ОРД» входит ряд должностных лиц.
К руководителям, осуществляющим контроль за ОРД в системе ОВД, относятся:
-
министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе; -
начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, и их заместители; -
министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе; -
начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте; их заместители по оперативной работе; -
начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители и иные должностные лица.