Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы оперативнорозыскной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под «иными должностными лицами» понимаются лица, имеющие соответствующий допуск: работники аппарата министра, Главного управления собственной безопасности, Департамента государственной службы и кадров, организационно-штатного управления, контрольно-ревизионного управления, а также сотрудники подчиненных им территориальных служб.
Целями ведомственного контроля являются:
-
своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД; -
определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства РФ и ведомственным нормативным актам; -
обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе; -
привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур проведения ОРМ и оформления оперативно-служебных документов.
Основными формами осуществления ведомственного контроля являются:
1) личное ознакомление должностного лица с оперативно-служебными документами, подтверждающими необходимость и обоснованность проведения ОРМ;
2) личное участие руководителя оперативного подразделения в проведении ОРМ либо в наблюдении за его ходом и выполнением с последующей дачей, как правило, письменных указаний;
3) анализ проведенных ОРМ на оперативном совещании;
4) заслушивание отдельных оперативных сотрудников по вопросам эффективности проведения ОРМ;
5) рассмотрение документов о расходовании в ходе ОРМ финансовых средств;
6) ознакомление руководителя оперативного подразделения с делами оперативного учета;
7) изучение общественного мнения о деятельности оперативного подразделения по предотвращению и раскрытию преступлений и др.
В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно разделить на следующие виды:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий.
В ходе предварительного контроля руководитель выясняет состояние дел в оперативном подразделении. При этом он проверяет: оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение; обоснованность заведения дел оперативного учета; законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки ОРМ, прогнозирования их результатов; заключение контрактов с гражданами о конфиденциальном сотрудничестве и др. Данный вид контроля имеет особое значение в предупреждении различных нарушений законодательства.
Текущий контроль является непосредственной частью руководства оперативными подразделениями и сотрудниками. Он осуществляется руководителем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем его личного участия в ОРМ. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных ОРМ, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяются действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, способствующих успешному раскрытию преступления.
Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает в себя проверку качества исполнения проведенных ОРМ, их результативности и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения ДОУ или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, заслушиваются отчеты исполнителей, определяются обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы ОРД.
Следует отметить, что ведомственный контроль не устраняет президентского, парламентского контроля и не снижает значимости прокурорского надзора за ОРД.
Различные государственные органы, в ведении которых находятся оперативно-розыскные службы, не должны при осуществлении руководства этими службами ограничиваться только контролем за их деятельностью и выявлением нарушений законности. Основной их обязанностью является устранение недостатков в повседневной работе, оказание практической помощи подчиненным сотрудникам, стимулирование их деятельности и повышение профессионального уровня всего состава оперативного подразделения.
2. Эссе. Правовая и социальная защита лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает положение о том, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту оперативным органам, правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
Так, ч. 3 ст. 18 указанного закона говорит о том, что, если возникает реальная угроза противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких, то эти органы обязаны принять все необходимые меры по предотвращению противоправных действий, а также установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, защиту жизни, здоровья и других интересов граждан осуществляют и другие правоохранительные органы, нередко во взаимодействии с оперативными подразделениями.
В части 5 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отражена стимулирующая норма: лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказывающие им помощь в расследовании и раскрытии преступлений или в установлении лиц, их совершивших, могут получить соответствующее вознаграждение. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Целесообразно объявлять вознаграждения за помощь и содействие, за предоставление информации в ориентировках на розыск преступников, совершивших или совершающих тяжкие преступления, на розыск без вести пропавших, особенно детей, а также на установление личности по трупам, прежде всего, несовершеннолетних. Отчасти по причине нереализации отмеченного в законе правила современный розыск, в частности, скрывшихся от следствия и суда обвиняемых (подозреваемых), а также лиц, уклоняющихся от отбытия наказания, имеет крайне негативные результаты.
Так, в ч. 6 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица, как и все граждане РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, законодатель распространяет социальную и правовую защиту не только на лиц, сотрудничающих с оперативными органами, но и на членов их семей, если они подвергаются опасности. Законодатель отмечает, что при возникновении угрозы допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Для пояснения важности положения приведенной нормы приведем следующий пример: лицо, ранее входившее в преступную группировку, решило сотрудничать с правоохранительными органами и активно помогает им в ее изобличении. Члены преступной группировки узнают о таком сотрудничестве и, чтобы заставить его молчать, похищают жену и ребенка данного гражданина. Для предотвращения данной ситуации органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, обязаны обеспечить надежную защиту не только лицу, сотрудничающему с оперативным органом, но и его близким.
В части 8 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» излагаются стимулирующие социально-правовые нормы, стоящие на защите надлежащего обеспечения доступными средствами деятельности граждан, содействующих оперативным органам на том или ином основании. Так, ч. 8 ст. 18 рассматриваемого нормативно-правового акта гласит, что в случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативными органами, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, положено выплатить единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В частях 9 и 10 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отражена программа социально-правового регулирования правил защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а именно: при получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными органами, травмы, ранения, контузии или иного увечья в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшей работы по обозначенному профилю, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по инвалидности. В части 10 ст. 18 содержится дополнительная норма: при одновременном возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.
Подводя итог общему содержанию ст. 18, отметим, что государство в лице исполнительного органа, наделенного полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности, заинтересовано в разных формах борьбы с преступностью и решения других специальных задач, возложенных на них, в том числе связанных с обеспечением национальной безопасности. Органы, осуществляющие ОРД, заинтересованы развивать корпус лиц, которые содействуют оперативным органам. Более того, полагаем, что без рассматриваемого института мы уже оказались бы заложниками преступного элемента.
Определенным самостоятельным нормативным правилом является положение ч. 4 ст. 18, где отмечается, что если лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно участвует в раскрытии преступлений, стремится к возмещению причиненного ущерба или иным образом компенсирует нанесенный вред, то оно освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Такая позиция дает возможность человеку, преступившему грань дозволенного и совершившему преступление, не повлекшее тяжких последствий, раскаявшемуся и возместившему ущерб или иным образом загладившему свою вину, избежать уголовной ответственности, если он дает согласие на привлечение его к сотрудничеству с оперативным органом и активно участвует в тех или иных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений. При этом необходимо отметить, что данная норма не будет распространяться на лиц, которые совершают преступления повторно или пытаются прикрыть свои действия ложным оказанием помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Представляется, что в категорию лиц, совершивших противоправные деяния без тяжких последствий, исходя из сути нормы, заложенной в ч. 4 ст. 18, при деятельном раскаянии и желании сотрудничать с оперативными органами должны войти и лица, совершившие преступления, не являющиеся членами преступных групп.
Задача 1. Следователь Игнатьев дал письменное поручение органам дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий по факту расследуемого им тяжкого преступления. Для установления возможных очевидцев совершенного преступления, в поручении было прямо предписано: 1) провести опросы граждан, проживающих в непосредственной близости от места преступления; 2) провести повторный осмотр места происшествия с целью обнаружения и изъятия дополнительных следов (улик) совершенного преступления; 3) провести подворный обход в районе места происшествия; 4) собрать информацию о личности граждан, находящихся в непосредственной близости от места происшествия, на предмет их возможной причастности к совершенному преступлению.
Какие из указанных в поручении действий относятся к ОРМ? Назовите их и дайте определение.