Файл: 1. Этапы развития и становления международной экономики. Субъекты мировой экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аргументы сторонников протекционизма:

1. Необходимость защиты зарождающихся отраслей экономики, которые могут не выдержать конкуренции с сильными иностранными фирмами в самом начале своей деятельности на внутреннем рынке. Государство ограничивает ввоз импортной продукции.

2. Поддержка старых отраслей, которые временно оказались в тяжелом положении (например, в результате непредвиденных природных катаклизмов ил временного ухудшения экономической конъюнктуры). Государство также ограничивает ввоз импортной продукции.

3. Защита своего рынка от недобросовестной конкуренции. или демпинга. Политика демпинга - это продажа на внешнем рынке товара по ценам ниже равновесных с целью захвата и дальнейшей монополизации данного рынка. Государство ограничивает или запрещает продажу импортного товара по демпинговым ценам.

4. Тариф — важный источник бюджетных доходов. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие страны не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства.

5. Достижение внеэкономических целей:

  • государство стремится ограничивать внешнеторговые операции, чтобы поддержать определенный уровень самообеспечения страны на тот случай, если страна окажется изолированной от внешних рынков (например, в результате войны или блокады);

  • введение экономической блокады, запрещающей торговлю чисто политических соображений (например, блокада Ирака, Югославии);

  • проведение политики самоизоляции, когда развитие внешнеэкономических связей рассматривается как потенциальная угроза поддержанию традиционного жизненного уклада (Япония вплоть до ХХ века ).

Государство реализуя внешнеторговую политику может согласовывать свои действия с другими странами, иначе говоря регулирование международной торговли может быть:

  • односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами;

  • двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга;

  • многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС).


Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

  • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

  • коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

  • скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

С позиции эффективности проводимого курса, протекционистская внешнеторговая политика условно включает два последовательных этапа:

I этап — поддержка отечественных товаропроизводителей, проведение политики обменного курса и применение прямых методов стимулирования экспорта;

II этап — реформа регулирования импорта, в том числе:

а) переход от количественных ограничений к тарифам;

б) сокращение числа тарифных разрядов;

в) установление тарифных соотношений между импортом сырьевых ресурсов и конечной продукцией;

г) упрощение системы тарифной классификации;

д) упрощение системы «таможенной очистки».

В целях либерализации торговой политики государства реализуют систему мер, которая включает:

  • сближение внутренних цен с мировыми как конечная цель реформирования;

  • ослабление нетарифных ограничений;

  • введение единых тарифных ставок и их снижение;

  • снижение обменного курса национальной валюты и отказ от нормирования ее ресурсов;

  • отмена протекционистской защиты внутреннего рынка.


12. Тарифные методы ограничения торговли. Модели импортного и экспортного тарифа
Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому одна часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Другая часть имеет своей задачей форсирование экспорта.

Все инструменты торговой политики делят на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин

, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Эффективность введения таможенных пошлин с целью ограничения импорта зависит от эластичности спроса на импортируемую продукцию. Если эластичность высока, то может произойти резкое сокращение импорта. Увеличить эластичность можно путем развития производства товаров-субститутов на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируют по следующим признакам:

1. По способу взимания:

  • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

  • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г);

  • комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

  • альтернативные – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

Таможенная стоимость товара — цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

2. По объекту обложения различных пошлин:

  • импортные — накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

  • экспортные — накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные — накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.


По характеру:

  • сезонные — применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

  • антидемпинговые — применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

  • компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

  • автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

  • конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

  • преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок:

  • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

  • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.


По способу вычисления:

  • номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

  • эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Введение тарифных ограничений оказывает различное влияние на субъекты экономики страны введения таможенного тарифа.

Последствия введения импортного тарифа:

Для упрощения анализа последствий вводятся следующие ограничения:

  • отечественные фирмы работают в условиях совершенной конкуренции и их кривая предложения Sd совпадает с суммарной кривой предельных издержек;

  • предложение со стороны зарубежных фирм является абсолютно эластичным при любой цене и может быть изображено в виде горизонтальной линии Sw, совпадающей с линией цены Pw;

  • данная страна подстраивается под задаваемый состоянием мирового рынка уровень цен.

Если вводится таможенная пошлина, то кривая Sw сместится вверх до уровня цены P(w + t), учитывающей размер данной пошлины t на каждую единицу ввозимой продукции, и станет S(w + t).


Рис. 1 Последствия введения импортного тарифа.
В результате импорт сократится до [Q3Q4], а собственные производители увеличивают выпуск на [Q1Q3]. Потребители столкнутся с ситуацией возрастания цены с Pw до P(w + t). В результате сократится потребительский излишек на (1+2+3+4), т.е. потребители окажутся в проигрыше.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14