Файл: 1. Этапы развития и становления международной экономики. Субъекты мировой экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выигрыш отечественных производителей

При увеличении цены на рынок данной продукции выйдут те фирмы, у который предельные издержки будут ниже новой цены P(w + t) и предложат [Q1Q3] данного товара. В результате выигрыш производителей составит (1).

  1. Выигрыш государства

В результате введения пошлины импорт составит [Q3Q4]. С каждой единицы продукции взимается таможенный налог, равный (P(w + t) - Pw). Общая сумма взимаемого налога, составляющего доход государства, составит (3).

  1. Общие издержки для национальной экономики

Если сопоставить выигрыш отечественных фирм и государства с проигрышем потребителей, то чистый проигрыш составит (2 + 4).

При этом площадь (2) - это дополнительные издержки на производство продукции в количестве [Q1Q3]. Если бы пошлина не была введена, то издержки на [Q1Q3] совпадали бы с кривой Sw на данном участке. Введение тарифа смещает кривую предложения на данном участке в положение [а; в], т.е. совпадает на этом участке с кривой Sd, которая одновременно означает рост предельных издержек. Эти дополнительные издержки называются производственным эффектом тарифа.

Площадь (4) - это чиспотребиттые потери потребительского излишка. Данный ущерб называется потребительским эффектом тарифа.

Последствия введения экспортного тарифа:

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, если цена на какой-либо товар находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта - это необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого товара.



Рис. 1 Последствия введения экспортного тарифа.
I. Проигрыш производителей

Если внутренняя цена равна мировой (Pd = Pw), то объем экспорта составит [Q1; Q2]. Общий объем производства равен Q2. Введение таможенной пошлины делает экспорт менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке с Q1 до Q3. Это приводит к снижению внутренней цены Pd на величину тарифа (Pd2). Одновременно сокращаются объемы производства до Q4. Объем экспорта снижается до [Q3; Q4]. Общий проигрыш составит (a + b + c + d + e).


II. Выигрыш потребителей

Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления с Q1 до Q3. Объем дополнительного выигрыша составит (а + в).

III. Эффект для государства

Доход государства от введения экспортного таможенного тарифа составит

(Q4-Q3)•T = d. Однако в целом для страны объем выигрыша (a + b + d) меньше объема проигрыша (a + b + c + d + e). Чистый проигрыш составит (с + е). В данном случае основные потери несут производители экспортируемого товара.

Таким образом, введение как импортных так и экспортных тарифов имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Тем не менее, различные страны их используют с целью достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др.
13. Нетарифные методы ограничения международной торговли
Тарифные метода торговли являются преобладающими, однако в последнее время их роль снижается, вместе с этим возрастает значение нетарифных торговых барьеров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли подразделяются на количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной оценке и поэтому плохо отражены в статистике. Именно это качество нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные ограничения практически не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией.

Количественные ограничения

Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.



I. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

По направленности действия квоты разделяются на:

  • экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

  • импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату действия квоты делятся на:

  • глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны импортируется или в какую страну он экспортируется.

  • индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Кроме того, по причинам введения выделяют квоты:

  • общие, определяемые для государственных нужд;

  • естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

  • исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

II. Лицензирование. Предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Лицензии могут быть:

  • разовые – выдаваемые под осуществление конкретной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней;

  • генеральные – выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок. Предприятие при этом вносится в государственный реестр.

  • глобальные лицензии — разрешения ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

  • автоматические лицензии — разрешения, выдаваемые немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.


Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

III.Эмбарго. Это полный запрет на проведение экспортно-импортных операций. Может распространяться на определенные страны или в отношении отдельных видов продукции.

IV. «Добровольное» экспортное ограничение (ДЭО). Это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышении цен.

Финансовые методы.

В практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

I.Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

1.По характеру выплат субсидии делятся на:

  • прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:

– выплата надбавок (премий) за экспорт,

– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),

– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);

  • косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

2.По видам субсидии бывают:


  • Внутренняя субсидия - бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

  • Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

II.Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

III. Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм.

  • Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

  • Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

  • Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже средней.

  • Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

  • Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.