ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Подумайте, чего Вы ожидаете от профессии семейного психолога? Чего опасаетесь в практической деятельности? Для осознания ожиданий и опасений заполните таблицу.
Мои ожидания от профессии | Мои опасения, связанные с профессиональной деятельностью |
Востребованность профессии и перспективы | Риск эмоционального выгорания |
Общение с разными людьми | Можно начать чувствовать себя обязанным помочь при возникновении любой сложной ситуации с друзьями и близкими. |
Наблюдая за пациентами, которые преображаются день за днем, можно будет испытывать чувство гордости и удовлетворенности | Перестать жить своей полноценной жизнью, думая о проблемах клиентов |
В повседневной жизни больше понимать окружающих, видеть искренность и ложь | |
После заполнения таблицы выше подумайте и запишите, какие меры Вы можете предпринять, для снижения риска возникновения неблагоприятных факторов, отраженных в графе «Мои опасения, связанные с профессиональной деятельностью».
-
Нужно постоянно совершенствоваться и абстрагироваться от проблем других людей. Не стоит забывать, что весь мир не спасти, не давать советы и помогать только когда попросят.
2. Заведите блокнот, в который тезисно сможете записывать основные понятия из лекций и рекомендуемой литературы по семейной психологии на протяжении всего курса, сведения и техники, которые покажутся Вам наиболее интересными или необходимыми для практики. Желательно продолжать вести записи и после окончания обучения курса переподготовки. Такие записи позволяют психологу закрепить полученную информацию, проанализировать ее, а также являются «шпаргалкой» для начинающего специалиста, в которую можно заглянуть в процессе подготовки к консультации.
3. Напишите небольшое эссе, посвящённое синдрому эмоционального выгорания. Обратите внимание на способы защиты он него.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется полной или частичной эмоциональной глухотой в ответ на психотравмирующие факторы. Следует отличать эмоциональное выгорание и переутомление. Переутомление — это физиологическое состояние организма, которое является последствием длительной активной деятельности без отдыха и проходит, если человек хорошо отдохнул.
Пример: многодневный марш-бросок солдат новобранцев с перерывом на приѐм пищи и непродолжительный ночной сон. Через несколько дней разовьѐтся синдром переутомления, но данное состояние пройдѐт, если солдаты хорошо отдохнут день-два. Или другой пример — студент в период сессии решил за сутки выучить все вопросы к экзамену. Возникает переутомление, но при хорошем отдыхе студент быстро восстанавливается.
4. Дайте подробную характеристику профессиональной этике психолога.
Это, прежде всего честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от поспешных выводов на основе непроверенных результатов, отстаивание своих взглядов в аргументированной полемике с любыми научными авторитетами, категорический отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, беспристрастность, самокритичность и корректное отношение к мнению других. Другой общепринятый этический принцип - это принцип уважения личности клиента. Он означает, что психолог может работать с клиентом только в случае информированного и добровольного согласия последнего; в отношениях психолога и клиента недопустимы какие-либо формы дискриминации или эксплуатации, а так же отношения личного или интимного характера. Нельзя не упомянуть и такой важный принцип, как принцип ненанесения ущерба клиенту. Он требует от психолога такой организации своей деятельности, чтобы ни ее процесс, ни результаты не наносили вреда здоровью клиента, не ухудшали его психическое или физическое состояние. Применяемые психологом диагностические или психотерапевтические методы должны отвечать требованиям безопасности. Особое значение имеет в деятельности психолога и принцип конфиденциальности. Результаты психологических исследований, аудио- и видеозаписи ни в коем случаев нельзя разглашать без согласия клиента. Даже если психолог использует материалы случаев при обсуждениях с коллегами в консультативных, образовательных или научных целях, данные о личности пациента должны быть зашифрованы. Наконец, нужно обязательно упомянуть о том, что любой психолог должен обязательно заботиться об интересах своего профессионального сообщества и общества в целом, поддерживать честь и достоинство своей профессии, осознанно принимать те ограничения, которые накладывает на него принадлежность к данной профессии. Так, уже упомянутый выше принцип профессиональной компетентности означает для клинического психолога наличие не только соответствующей теоретической подготовки, но и обязательного опыта практической работы в области клинико психологической диагностики,
психологической экспертизы, восстановительного обучения или психотерапии под руководством или супервизорством квалифицированных специалистов. Принцип уважения личности клиента также является обязательным и крайне важным для клинической психологии, которая в его понимании, безусловно, опирается, прежде всего, на гуманистические традиции столь близкой ей медицины.
5. Опишите возможные ошибки психолога при консультировании. Обратите внимание на их профилактику.
Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, могут быть следующих основных типов:
1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.
2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению – такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту.
3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Это тот тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.