Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине история психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История психологии



Группа ММ20П172 ______
Студент
Т.А.Иванова


МОСКВА 2021

Практическое задание №11
Вопрос: Аналитическая психология К. Юнга. Структура личности.
Карл Густав Юнг является основателем нового направления «Аналитическая психология». Юнг был учеником Фрейда. В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.

И хотя, в общем и целом Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что и приводит к непримиримым противоречиям, крайне болезненным для самого Фрейда.
Поводов для принципиального расхождения было два, это новый подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.

Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.
Структура личности по Юнгу.Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд.
По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.


По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.
По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.
Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.
Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.

Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.
Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.
Тестовые задания к практическому занятию № 2___

  1. А

  2. Г

  3. Д

  4. В

  5. Д

  6. Д

  7. А

  8. Б

  9. Г

  10. Д

  11. Г

  12. Б

  13. В

  14. Б

  15. В

  16. Б

  17. А

  18. Д

  19. А

  20. Б

  21. Б

  22. В

  23. Г

  24. Д

  25. Д

  26. Д

  27. В

  28. А

  29. Б

  30. Д

  31. Г

  32. В

  33. Г

  34. Д

  35. А

  36. В

  37. Б

  38. Д

  39. Г

  40. А

  41. В

  42. Б

  43. В

  44. Б

  45. Д

  46. Г

  47. Б

  48. Г

  49. Б

  50. Г

  51. Б

  52. В

  53. А

  54. Д

  55. Б



Практическое задание №13
Вопрос: Генетическая психология Ж.Пиаже. Интеллект как средство адаптации.

Исходным пунктом своего анализа Пиаже считал взаимодействие целостного индивида — а не психики или сознания — с окружающим миром. Интеллект им определялся как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающей средой.
По мнению Пиаже, внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ребенком в форме объектов не сразу, а в результате активного взаимодействия с ним. В ходе все более полного и глубокого взаимодействия субъекта и объекта происходит, как считал автор, их взаимное обогащение: в объекте выделяются все новые и новые стороны, характеристики, а у субъекта формируются все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир с целью его познания и достижения сознательно поставленных целей.
В своих экспериментально-теоретических исследованиях генезиса интеллекта Пиаже изучал лишь элементарные формы деятельности развивающегося человека. Основным материалом исследования служили различные формы поведения ребенка в окружающем мире. Но в отличие от представителей бихевиористского направления, Пиаже не ограничивался описанием действий, а пытался реконструировать на их основе те психические структуры, проявлением которых является поведение. Многолетние исследования Пиаже по реконструкции психики на основе поведения привели его также к заключению, что и сами психические процессы, не только интеллектуальные, но и перцептивные, представляют собой специфическую деятельность.
Основной задачей Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур, Однако психологические воззрения Ж.Пиаже сложились на основе общего биологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации — перестраивает их в соответствии с особенностями среды. В этой связи развитие интеллекта мыслилось как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.

В 30-х годах в подходе Пиаже к проблемам развития психики произошел коренной перелом. В целях описания структуры интеллектуальных актов он разрабатывает специальный логико-математический аппарат.

Иначе определял Пиаже стадии развития интеллекта, их содержание и смысл. Теперь он считал, что не общение с другими людьми, а операция (логико-математическая структура) детерминирует познавательное развитие ребенка. В 1941 г. в соавторстве с А.Шеминской вышла книга Ж.Пиаже «Генезис числа у ребенка» и в том же году, совместно с Б.Инельдер — «Развитие понятия количества у ребенка». В центре второй работы — вопрос о том, как ребенок открывает инвариантность (постоянство) некоторых свойств объектов, как его мышление усваивает принцип сохранения вещества, веса и объема предметов. Пиаже выяснил, что принцип сохранения формируется у детей постепенно, сперва они начинают понимать инвариантность массы (8—10 лет), затем веса (10—12 лет) и, наконец, объема (около 12 лет).
Чтобы прийти к идее сохранения, детский ум, согласно Пиаже, должен выработать логические схемы, представляющие уровень (стадию) конкретных операций. Эти конкретные операции в свою очередь имеют длительную предысторию. Умственное действие (возникающее из внешнего предметного действия) — это еще не операция. Чтобы стать таковой, оно должно приобрести совершенно особые признаки. Операции отличает обратимость и скоординированность в систему. Для каждой операции имеется противоположная, или обратная ей, операция, посредством которой восстанавливается исходное положение и достигается равновесие. Взаимосвязь операций создает устойчивые и, вместе с тем, подвижные целостные структуры. Постепенно у ребенка нарастает способность к умозаключениям и построению гипотез. Мышление ребенка после 11 лет переходит на новую стадию — формальных операций, завершающуюся к 15 годам.
При исследовании интеллекта Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения. Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа. Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.

Тестовые задания:

  1. Д

  2. Г

  3. Б

  4. А

  5. Г

  6. В

  7. В

  8. Д


Практическое задание №14

Вопрос: А. Маслоу. Теория мотивации.
Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека: