ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 656
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области психологического консультирования (1770)
Дисциплина: Девиантология. Психология девиантного поведения
Практическое задание 3, Модуль 3. Основные типы девиантного поведения
Выполнил:
слушатель Демьяненко Жанна Николаевна
Преподаватель:
Губарева Наталия Владимировна
г. Москва – 2023
Девиантология. Психология девиантного поведения
Практическое задание 3
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание: 25.
1. Прочитайте описания поведения героев. Определите, какой тип или типы девиантного поведения можно выделить у данных персонажей (согласно типологии В. Д. Менделевича).
Укажите найденные типы для каждого героя и обоснуйте свой выбор (какое поведение и характеристики героя позволяют отнести его к выбранному(ым) типу(ам).
Кейс 1: Герой фильма «Человек-паук» – Норман Озборн.
Был ориентированным на карьере, науке и успехе человеком. Будучи одаренным ученым и главой корпорации, разрабатывал суперсыворотку. Затем в стремлении удовлетворить свои амбиции и поправить финансовое положение компании, стал проводить эксперименты на себе. Появились галлюцинации, изменение мышления. В результате «родилась» вторая личность Нормана, которая проявляла безудержное стремление к власти, успеху, контролю и ненависти к любому, кто мог этому помешать. Он получил сверхчеловеческую силу, но потерял рассудок, став жестоким психопатом и амбициозным маньяком. Ставит себя выше обычных людей. Не придает никакой ценности человеческой жизни. Получив уникальные суперспособности, потерял связь с реальным миром. Стал одержимым идеей всеобщего могущества злодеем.
Кейс 2: Мужчина, 28 лет.
Высокий, астенического телосложения, сухощав и жилист. Коротко стриженные волосы. Пирсинг в носу, в губе и в обоих ушах. На теле множество татуировок – на руках, спине, плечах.
Движения порывистые, энергичные. Речь импульсивная. Слушает агрессивную музыку. Работает промышленным альпинистом. Увлекается экстремальными видами спорта – с подросткового возраста катается на сноуборде. Предпочитает дикие (черные) трассы. Агрессивно управляет автомобилем, несколько раз попадал в ДТП по своей вине. Поведение неуравновешенное, частая смена настроения, склонен к аффективным вспышкам. Плохо контролирует гнев и ярость. Легко вступает в драку. В школе и техникуме учился средне, имел проблемы с поведением. С родителями живет отдельно. Супруга говорит, что иногда он настолько зол, что в данном состоянии ломал стены и мебель, бил посуду неоднократно. В такие моменты она его боится.
Кейс 3: Элизабет из сериала «Ход Королевы».
Талантливая в шахматах 9-летняя Бэт Хармон становится зависимой от успокоительных таблеток, которые дают всем детям 60-х в приюте сирот. Чтобы лучше разобраться в игре и обыграть уборщика, девочка увеличивает дозу транквилизаторов перед сном. Это помогает видеть шахматную доску на потолке и тренироваться ночами. Когда таблетки резко запрещают выдавать детям, Бэт чувствует физическую зависимость. Планирует и совершает кражу запасов из медицинского пункта. Съедает сразу сверхдозу и попадается администрации приюта.
Посещая соревнования по шахматам в 17 лет, Бэт продолжает употреблять таблетки или алкоголь в больших количествах накануне. Когда на соревнованиях проигрывает главному советскому сопернику Виктору Богрову, уходит в запой. В своём доме в одиночку каждый день выпивает огромное количество алкоголя до полной отключки. Пока друзья детства и коллеги по игре не возвращают ее в реальность. И обратно в игру.
Бэт была очень холодна к людям, и ее мало интересовали социальные взаимодействия. Все, что не имело отношения к шахматам, казалось ей чепухой не стоящей внимания.
Кейс 4: Говард Хьюз – фильм «Авиатор»
Окружающие всегда считали его чудаком. Он мог пропасть, никого не предупредив, на несколько недель или месяцев. Прихватив сотню долларов отправиться путешествовать по стране, перебиваясь случайными заработками. Или устроиться под чужим именем на работу.
Он несколько месяцев жил в кинозале. Приказал доставить ему туда его белое кожаное кресло, в котором он постоянно сидел. Его нахождение там в круглосуточном режиме сопровождали помощники, охранники и киномеханики. Каждый день он ел одну и ту же еду, которую просил подавать ему в ритаульной форме в коричневом бумажном пакете. По сигналу Хьюза помощник входил в студию и спускался по правой стороне от кресла мистера Хьюза и вставал рядом со стулом. Он оставался там до тех пор, пока мистер Хьюз не оглядывался и не узнавал его или не говорил ему что-нибудь. В этот момент он подходил и становился перед Хьюзом, откидывал внешние края сумки, наклонялся и держал сумку примерно под углом 45 градусов от своего тела, а в это время Хьюз брал салфетку Kleenex, залезал в сумку и вытаскивал содержимое один за другим. Этот ритуал соблюдался всегда. Говард часто мыл руки и боялся пыли.
Кейс 5: Джон Нэш – фильм «Игры разума».
Когда Джон Нэш учился в школе, то считал математику скучной. Нэш много читал, играл в шахматы, а также знал все мелодии Баха. «Джон всегда искал другой способ сделать что-либо. Он находил способы решения проблем, которые отличались от способов его учителей».
Чуть позже Джон занялся теорией игр и увлекся математикой. Впоследствии Джон стал Лауреатом Нобелевской премии по экономике и Абелевской премии (высшей наградой в среде математиков). Нэш – единственный человек в истории, которому удалось получить обе эти награды.
Джон говорил о себе в третьем лице, постоянно чего-то боялся, звонил бывшим сотрудникам, писал какие-то бессмысленные письма. Он не стриг ногти и не следил за своей внешностью, а при разговоре с собеседником не выдерживал прямого взгляда. Но можно было наблюдать, как он останавливался среди улицы и разговаривал с кем-то, кого не видели другие люди.
2. Приведите собственные примеры литературного героя, киногероя, известной личности или личности, известной только Вам, для каждого типа девиантного поведения (делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический, основанный на гиперспособностях). Объясните свой выбор, указав, как проявляется отклоняющееся поведение данного героя и его связь с выбранным типом.
Критерии оценки:
За каждый разобранный кейс – 2 балла.
За собственный пример одного типа девиантного поведения – 1 балл и 2 балла за корректное обоснование его выбора.