ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Теоретические основы специальной психологии
Теоретические основы специальной (коррекционной) психологии начали формироваться в 20-30е годы 20 века. Это связано с теоретическими и практическими трудами Л.С. Выготского, им было сформулировано первое положение.
Положения:
1) развитие нормального и аномального ребёнка подготовлено одними и теми же законами проходит одни и те же стадии развития, но при аномальном развитии стадии растянуты по времени, а нарушения накладывают определенную специфику по сравнению с нормой.
2) в структуре аномального развития можно выделить 2 группы нарушения:
-
Первичный дефект всегда связан с биологическим характером болезни. Всегда имеет стойкий характер. -
Вторичный дефект формируется всегда при жизни на основе первичных нарушений. имеют менее стойкий характер.
Л.С.Выготский называл их социальными по своему происхождению. Они возникают в следствии нарушения взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Вся коррекционная работа должна быть сосредоточена на компенсации вторичных дефектов.
3) в структуре аномального и нормального развития выделяют 2 вида развития: ЗАР, ЗБР
Самое широкое ЗБР у детей с условно возрастной нормой развития, самая маленькая у ребёнка с психическим недоразвитием (УО). Наличие нарушения дефекта всегда ограничивает ЗБР.
4) у всех детей с отклонениями развития нарушена способность к приёму, переработке, хранению информации, а также имеются речевые нарушения. Они специфичны для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
7. Теория дизонтогенеза как платформа специальной психологии
В 70е годы 22 века В.В. Лебединский разработал теорию дизонтогенеза, которая является платформой современной коррекционной психологии. Основные понятиями теории дизонтогенеза является: онтогенез – формирование ВПФ в детском возрасте, дизонтогенез – нарушение формирования ВПФ в детском возрасте. По В. В. Лебединскому в основе дизонтогенеза является биологические причины, а именно поражение ЦНС или анализатора, дизонтогенез может быть вызван и социальными факторами.
8. Основные методы и принципы изучения детей с ОВЗ
-
Принцип комплексного подхода к изучению ребенка. –необходимость сотрудничества специалистов разного профиля в обследовании детей. -
Принцип гуманизма-учет личности как уникальной целостной системы. -
Принцип всестороннего и целостного целостного изучения ребенка. –изучение всех сторон психики, речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. -
Принцип динамического изучения ребенка. –прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка. -
Принцип единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития. –установление связей между отдельными нарушениями психического развития и определение их причин.
Методы психологического изучения- это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.
Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.
-
Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям. -
Тестирование для получения точной количественной или качественной характеристики интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. -
Эксперимент: создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.
9. Характеристика зависимости дизонтогенеза от локализации поражения в коре ГМ.
Дизонтогенез зависит от локализации поражения в КБП.
В своей теоретическое основе данный параметр восходит к трудам А.Р.Лурия, он считал, что нормальная деятельность ЦНС обусловлена согласованной работой 3х основных блоков мозга, это значит, что все структуры ГМ он разделил на 3 блока по функциям.
-
Первый блок (энергетический) в него входят подкорковые структуры и РФ. Функциональное предназначение этого блока мозга состоит в поддержании коры ГМ в тонусе активации стимулирования, регулирования ритма сон-бодрствования. При нарушениях возникают неспецифические нарушения или неспецифические дефекты, которые проявляются в снижении работоспособности, продуктивности, астенический симптоматики в целом. Не специфичность нарушения в том, что все психические функции страдают по одному и тому же механизму. -
Второй блок (приёма, переработки и хранения информации) в него входят задние отделы коры ГМ, то есть височная, теменная и затылочная области. Функциональное предназначение прием информации, переработка и сохранение. Здесь решаются все основные интеллектуальные задачи. Отвечает за протекание ВПФ. При поражении возникают специфические дефекты, которые зависят от локализации поражения
-
Третий блок (программирования, регулирования, контролирования протекания психической деятельности) функциональное предназначение планирования, регуляция психической деятельности, контроль за деятельностью, контроль за мотивационно потребностной и эмоционально волевой сфер. При поражении лобных отделов возникают трудности в самоконтроле, планировании, саморегуляции, нарушении мотивации. При поражении левой области проявляется агрессивность, правой эйфория.
В.В.Лебединский выделили 2 группы нарушений:
-
Общие нарушения, которые затрагивают всю психическую деятельность: низкая мотивация, познавательная активность, эмоциональная неадекватность, нарушается контроль за деятельностью. При поражениях 1 и 3 блоков. -
Частные нарушения, когда страдают отдельные психические функции (зрительное восприятие, зрительная память, слуховое восприятие, память). При поражении 2 блока.
По В.В. Лебединскому дизонтогенез характеризуется сочетанием общих и частных нарушений.
10. характеристика зависимости дизонтогенеза от времени поражения
Характер нарушении будет различным в зависимости от, когда возникло повреждения ЦНС, если поражения возникло на ранних этапах развития, то возникает недоразвитие, если на более поздних этапах происходит распад сформировавшихся функции.
Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, так как в онтогенезе они формируются достаточно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития (ВПФ) и при раннем повреждении либо не развиваются, либо задерживаются в своем развитии. Учитываются так же сенситивные периоды психики (наиболее чувствительные к различным воздействиям окружающей среды) когда возможность психических нарушений наиболее велика.
Выделяют сенситивные периоды для развития отдельных функции:
-
Для моторики от рождения до 1 года -
Для речи от рождения до 3х лет -
Для абстрактно-логического мышления подростковый (10-12 лет)
Учитываются также сенситивные периоды развития психики, когда вся психика сенситивна в целом. Таких периода 2:
-
С рождения до 3х лет -
11-12 лет 14-15 лет – подростковый возраст
Период от 4х лет до 11 лет психика наиболее устойчива к различным воздействиям извне.
11. Характеристика структуры дефекта при дизонтогенезе
Каждый дефект характеризуется собственной структурой дефекта
Под структурой дефекта понимается соотношение первично нарушенных, вторично задержанных и сохранных функции или менее нарушенных функции.
Структура дефекта часто называется профилем психического развития, и эта основная база для составления коррекционной программы в процессе развития иерархии первичных и вторичных нарушений изменяется. Если на 1 этапах развития основным препятствием к развитию является первичный дефект, то затем на первое место выступает вторичные нарушения, являясь препятствием к адекватной социальной адаптации
12. Особенности нарушения сроков формирования психических функций при дизонтогенезе
В структуре аномального развития нарушены сроки формирования психических функции и межфункционального связей. При нормальном развитии существует определенная последовательность называется гетерохромность
При дизонтогенезе нормальная последовательность нарушается при этом говорят об асинхронии развития функции. Она может проявляется в 2х видах:
-
Ретардация, то есть задержка формирования функции -
Аксемирация, то есть опережающее развитие
13. Категории лиц с нарушениями в развитии:
1) лица с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие)
2) лица с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)
3) лица с нарушениями функций ОДА (ДЦП, плоскостопие, ампутация)
4) лица с тяжелыми нарушениями речи
5) лица с ЗПР
6) лица с УО
7) лицо с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы
8) лица с нарушениями поведения
9) лица со сложными нарушениями в развитии у которых сочетаются 2 или более органических нарушения
14. Сущность понятия компенсация. Закон запруды Липса
Компенсация-это процесс возмещения недоразвитых, нарушенных функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
Закон: «Если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит «затопление», то есть, повышение психической энергии; препятствие имеет роль запруды».
15) Выготский о дефекте и компенсации
В структуре аномального развития выделял 2 группы нарушений:
А) первичные дефекты
Б) вторичные дефекты
Первичный дефект всегда связан с биологическим характером болезни. Он всегда имеет стойкий характер.
Вторичный дефект всегда формируется при жизни на основе первичных нарушений. Выготский назвал их социальными по происхождению. Они формируются при жизни поэтому имеют менее стойкий характер, поэтому вся коррекционная работа должна быть сосредоточена на компенсации вторичных нарушений.
16.Адлер обратил внимание на то, что неполноценные органы, функционирование которых затруднено или нарушено вследствие дефектов, вступают в борьбу с внешним миро, которая таит повышенные возможности для сверхкомпенсации.
Именно сверхкомпенсация приводит к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.
Влияние дефекта на самом деле всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Как пишет Л. С. Выготский: минус дефекта превращается в плюс компенсации».