Файл: основные направления энергосбережения на транспорте и при организации перевозок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



НОЦ И.Н. Бутакова

Инженерная школа энергетики

13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Современные технологии энергетики

Тема:

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК»

Исполнители:




студент группы

5Б11




Воронов Кирилл Константинович




12.05.2023



















Руководитель:




преподаватель







Туболев Александр Анатольевич

























СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Актуальность

4

2 Постановка и исследование проблем

5

3 Автотранспорт

6

3.1 Уменьшение веса автомобиля

6

3.2 Альтернативное топливо

6

3.3 Зеленые шины

7

3.4 Улучшение транспортной инфраструктуры и качества дорог

7

4 Железнодорожный транспорт

8

4.1 Направления энергосбережения на железных дорогах

9

4.2 Результаты возможной экономии ресурсов

10

5 Водный транспорт

12

5.1 Направления энергосбережения водного транспорта

12

6 Авиатранспорт

14

6.1 Направление энергосбережения авиатранспорта

14

Заключение

16

Список литературы

17


ВВЕДЕНИЕ

Вопросы энергосбережения в транспортном секторе в свете ежегодного роста энергопотребления, степени негативного влияния на окружающую среду и количества выбросов вредных веществ приобретают все большую актуальность.

Транспортная система России объединяет не только железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, но и магистральные газовые и нефтяные трубопроводы. Учитывая объемы и разнообразие видов транспорта, внедрение мероприятий по повышению энергоэффективности в данном секторе позволит экономить значительные объемы энергии.

Для достижения национальной цели по повышению энергоэффективности энергоемкость транспортного сектора должна быть значительно снижена без дополнительных капитальных затрат. В результате реализации политики энергосбережения обеспечено снижение энергоемкости производственной деятельности в рамках принятой стратегии.

Развитие транспортных средств является частью общего научнотехнического прогресса, оно необходимо и не может быть приостановлено. Транспорт является важнейшим потребителем наиболее качественных видов жидкого топлива, крупным потребителем электроэнергии. За последние годы транспортная система страны претерпела серьезные количественные и качественные изменения. Быстрые темпы развития транспорта, несмотря на определенное повышение его энергетической эффективности, увеличивают потребности в наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителях – в моторных топливах и электроэнергии. В этой связи весьма актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры транспортных средств в целях обеспечения перевозки грузов и пассажиров при минимальных энергетических затратах.

1 АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Энергосбережение в России уже давно стало одной из глобальных, насущных проблем. Огромное количество потребления природного газа и электрических мощностей приходится на осенне-зимний период, всеобщая мировая проблема с выбросами парниковых газов в атмосферу подсказывают, как важно и необходимо кардинально менять отношение к решению вопросов энергосбережения. Проблема энергосбережения актуальна и представляет, как теоретический, так и практический интерес. Энергосбережение на транспорте остается очень актуальной проблемой в современном мире, особенно на автотранспорте, потому что им пользуется большое число граждан.



Совокупность всей энергосистемы основана на использовании персонального вида топлива. Разведка, добыча, переработка, транспортировка газа, нефти, угля с целью получить электро- и теплоэнергию наносят вред окружающему миру в целом. Но так как жизнедеятельность современного человека невозможна без использования электричества, тепла, водопотребления, передвижения на транспорте и при этом без зараженной и загрязненной экологии, поэтому возникает вопрос: как всего этого достичь одновременно в гармонии друг с другом? Россия – одна из самых богатых стран мира природными ресурсами и очень отстающая в плане применения современных энергосберегающих технологий.

2 ПОСТАНОВКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ

Транспортная сеть России очень многообразна – это железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, а также магистральные нефтяные и газовые трубопроводы. Объемы и разнообразие видов транспорта, применение мероприятий путем разработки и внедрения новых технологий по повышению энергоэффективности в данном секторе позволит экономить значительные объемы энергии.

По свое природной сути, транспорт – это около 40% от общего объема потребляемого энергоресурса страны. Транспортная отрасль занимает второе место в сети отраслей страны, но роль ее в современном обществе весьма высока, а в связи с развитием экономики страны и цивилизации в общем (рыночных отношений, увеличения количества собственных автомобилей) необходимость ее развития несомненна.

Без транспорта невозможным освоение территорий, развитие туризма и товарооборота. В то же время он несет в себе и отрицательные моменты, такие как шумовое загрязнение, вредные и отравляющие вещества, как результат работы большинства видов транспортных средств. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляется почва и водоемы, страдает растительный и животный мир.

Ведущую роль в решении проблемы энергосбережения транспортной системы играет совокупность организационных и технических мероприятий. В состав применяемых приемов входят: модернизация и замена имеющегося парка подвижного состава, развитие малотоксичных видов транспорта, совершенствование технического обслуживания, ремонта и контроля над техническим состоянием транспортных средств.

3 АВТОТРАНСПОРТ

Тенденцией последних лет является постоянный рост потребления топлива автомобильным транспортом. Связано это с увеличением количества автомобилей на одного человека. Рост количества автомобилей привел к уменьшению энергетической эффективности на одного пассажира. В качестве ключевых способов повышения энергоэффективности на автомобильном транспорте представляются следующие технологии.


3.1 Уменьшение веса автомобиля

Исследования производителей транспортных средств показывают, что снижение веса легковых и грузовых машин за счет все большего использования полимерных материалов позволяет добиться большой экономии.

Если ранее снижение веса достигалось за счет использования дорогостоящего магния и алюминия, сейчас им на смену пришли композитные материалы, например, углепластик. Причем, использование композитных материалов не сказывается на безопасности. Например, тот же карбон поглощает больше энергии удара при столкновении в сравнение со сталью.

3.2 Альтернативное топливо

Энергосбережение на транспорте напрямую связано и с видом используемого топлива. В частности – сжиженного природного газа. А это отражается и на экологической составляющей, и на себестоимости перевозок.

Дополнительные преимущества использования сжиженного газа:

  • Экология – снижаются выбросы окиси углерода, углеводородов.

  • Эффективность использования – точка кипения пропана меньше, чем солярки и бензина, что позволяет обеспечить полное сгорание топлива без использования средств выпаривания и смешивания с воздухом.

  • Многоцелевое использование – сжиженный газ подходит для обеспечения работы другого оборудования, помимо транспортных средств.

  • Экономичность – использование газа дает меньший износ двигателя и позволяет снизить затраты на капитальный ремонт.

  • Безопасность – пропан и другие виды сжиженного газа имеют меньшую температуру воспламенения, чем бензин. Поэтому их безопаснее хранить, транспортировать и заправлять в баллоны машин.

  • Стоимость – заправка сжиженными газами обходится дешевле, даже если принять во внимание чуть больший расход топлива.

3.3 Зеленые шины

Использование «зеленых» шин позволяет: уменьшить сопротивление качению и улучшить сцепление с дорогой.

По сравнению с техническим углеродом зеленые шины с нанокремнеземом имеют низкое сопротивление качению, кремний сокращает сопротивление качению по сравнению с углеродом примерно на 20%, таким образом автомобиль расходует меньше энергии и, соответственно, потребляет меньше горючего.

Зеленые шины относятся не только к экономичным, безопасным шинам с низким сопротивлением качению, но также к экологичности сырья и производственных процессов.


3.4 Улучшение транспортной инфраструктуры

и качества дорог

Не менее важно и актуально для любого города России состояние дорог. Они пребывают сейчас в очень «плачевном состоянии», а это замедляет и нарушает движение автотранспортных средств, что самым создает дополнительный выброс вредных веществ и повышает затраты топлива.

4 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

К числу наиболее энергоемких отраслей экономики, обладающих значительным потенциалом энергосбережения, можно отнести и железнодорожный транспорт, который играет особое стратегическое значение для страны. Российский железнодорожный комплекс является связующим звеном 53 единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Поэтому на первый план выходит энергосбережение именно на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт, на долю которого приходится примерно 50% всех перевезенных в стране грузов, ежегодно расходует около 30 млн т условного топлива, причем 60% всех затрат приходится на долю тепловозов. Экономия лишь 1 т условного топлива обеспечивает перевозку 3000 т грузов примерно на 100 км. Снижение затрат энергии на единицу перевозимого груза по железным дорогам позволяет уменьшить себестоимость товара и получить конкурентное преимущество на внутреннем и международном рынке.

В современных условиях политика государства направлена на внедрение энергосберегающих технологий во всех сферах экономики и определяет решающую роль энергоэффективности при внедрении новых и совершенствовании существующих решений по всем техническим средствам и технологиям железнодорожного транспорта. Анализ технических средств и технологий железнодорожной энергетики, к которым относятся все устройства, потребляющие либо генерирующие энергию в технологических процессах работы железнодорожного транспорта, показывает, что их исходное состояние в большинстве своём в настоящее время характеризуется высокой степенью физического и морального износа, высокой энергоёмкостью и малой энергоэффективностью.

Фактический износ электровозов достиг − 65%, тепловозов − 73%, устройств тягового электроснабжения − 58%, стационарной электроэнергетики − 40−50%, теплоэнергетики − 70−80%. За пределами нормативного срока эксплуатации находится более 60% технических средств железнодорожной энергетики. Применение морально устаревших энергоустановок с низкими конструктивными и эксплуатационными КПД влечёт за собой не только повышение расхода энергии на рабочих режимах, но и дополнительное повышение энергозатрат на эксплуатацию и ремонт технических средств.