Файл: В 1997 году был издан Приказ Минобразования России 1050 О проведении эксперимента в области дистанционного образования от 30 мая 1997 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


В Российской Федерации дистанционное образование регулируется в основном ведомственными нормативными правовыми актами, которые не противоречат законам Российской Федерации об образовании и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Ещё в 1995 году были внедрены некоторые проекты, связанные с использованием дистанционных образовательных технологий. В том же году велась активная работа, связанная с созданием проекта Единой системы дистанционного образования, инициатором которой являлся Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Этот пилотный проект был утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г.

В 1997 году был издан Приказ Минобразования России 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» от 30 мая 1997 года.

Помимо этого, ряд требований к дистанционному образованию отражён в Концепции применения телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвер- жденной Приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 - 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации», а также во «Временном положении по организации дистанционного положения квалификации медицинских кадров», утвержденном Минздравом России 18.12.2002.

С 1998 по 2000 год были приняты немаловажные документы, регулирующие дистанционное образование, и действующие по настоящее время. К ним относятся: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от 03.07.98 - 41 и Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от 16.05.2000 - 1434.

На сегодняшний день в России дистанционное образование регулируется федеральными закона- ми. К ним относятся Федеральный закон от 29.12.2012 г. - 273-ФЗ «Об образовании» (редакция от 31.07.2020 г.) и Федеральный закон от 10.01.2003 г. - 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».


Нормативно-правовая база реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ​​​​​​

Федеральные законы


Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Приказы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Нормативные документы

ГОСТ 7.0.83-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения;

ГОСТ Р 7.0.5–2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;

ГОСТ Р 52652–2006 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Общие положения;

ГОСТ Р 52653–2006 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения;

ГОСТ Р 52655-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования.

ГОСТ Р 52656-2006. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования

ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения;



ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы;

ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


На сегодняшний день во многих программных документах, регламентирующих образовательную деятельность, встречается понятие «цифровое образование». На данный момент термин «цифровое образование» не определён с точки зрения нормативных актов, поэтому возникает его непонимание как среди педагогов, так и среди администрации образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 г 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит следующий перечень терминов в области цифрового образования:

- электронные образовательные и информационные ресурсы (ст.2 и ст.18);

- дистанционные образовательные технологии (ст.13 и ст.16);

- электронное обучение (ст.13 и ст.16);

- электронная информационно-образовательная среда (ст.16);

- цифровые (электронные) библиотеки (ст.18);

- профессиональные базы данных (ст.18);

- информационные справочные и поисковые системы (ст.18);

- электронные учебные издания (ст.18).

Цифровизация образования в общем смысле подразумевает под собой использование в области образования цифровых технологий и ресурсов, позволяющие решать образовательные задачи. При этом, необходимо отметить, что термин «цифровая образовательная среда» предполагает наличие образовательной составляющей.

Электронное образование сочетает в себе обучение и воспитание в информационной образовательной среде, которое реализуется через содержание и формы информационных образовательных ресурсов.

Среди основных терминов, использующихся в системе цифрового образования можно выделить:

- электронное обучение;

- дистанционное обучение;

- онлайн обучение.

Основными нормативными понятиями цифрового образования, получившие распространение в ФЗ об образовании являются электронное и дистанционное обучение, которые формулируются как «дистанционные образовательные технологии».


В статье 18 части 1 Федерального закона от 29.12.2012 г 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. В этой же статье дано определение дистанционным образовательным технологиям, под которыми подразумеваются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Однако в области образовании чаще всего применяется понятие «дистанционное обучение», которое является тождественным термину «дистанционные образовательные технологии».

Сущностью дистанционных образовательных технологий является использование информационных технологий, которые включают в себя электронных компонент. Дистанционное образование является одной из технологий электронного обучения.

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 г. 816 был введён термин «онлайн-курсы». Под термином «онлайн-курсы» понимается вид организации учебных занятий в электронной информационной среде, которая посредством сети «Интернет» обеспечивает достижение результатов вне зависимости от местонахождения обучающихся.

То есть, онлайн-курсы являются одним из видов дистанционного обучения, т.к важным условием является доступ к образовательным ресурсом посредством сети «Интернет».

При формулировании задачи создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (данная задача поставлена перед Правительством Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), как один из системообразующих в области цифрового образования применяется термин «цифровая образовательная среда». Федеральный закон об образовании использует термин «электронная информационно-образовательная среда». Действующее законодательство не отражает всего спектра используемых в сфере образования понятий, в том или ином объёме связанных с цифровой образовательной средой и электронным образованием. Ситуация актуализируется в правоприменительной практике и в связи с обязанностью образовательной организации обеспечить доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде. Ни один документ не раскрывает данного понятия, хотя в стандартах фиксируется требование обеспечения доступа к документам образовательной программы и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах. Также электронная информационно-образовательная среда должна фиксировать ход образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет". При отсутствии единообразного понимания ряда терминов каждый вуз самостоятельно определяет наполнение электронной информационно-образовательной среды, что может вызвать вопросы при процедуре аккредитации. Таким образом, электронная информационно- образовательная среда вуза представляет собой совокупность средств для электронного обучения и выступает как основное условие электронного обучения.

Помимо нормативно-правовых актов в области образование, электронное обучение регулируется и в области информационных технологий, в основе которых лежит Федеральный закон от 27.08.2006 г. 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Однако в данном законе ничего не сказано об осуществлении образовательной деятельности, в связи с этим использование дистанционного обучения основывается исключительно на законодательстве, регламентирующем образование.

Подзаконные нормативные правовые акты делятся на два типа:

1. Общего содержания, регламентирующие образовательную деятельность, в том числе выключающие в себя норма по применению электронного обучения.

2. Специального содержания, регламентирующие использование электронного обучения.

Кроме того, использование электронного обучения регламентируется актами, которые определяют лицензию и аккредитацию образовательной деятельности, а также порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, порядок проведения государственной итоговой аттестации федеральные государственные образовательные стандарты.

Приказы Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816; приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» регулируют просола осуществления образовательной деятельности, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.