Файл: Развитие персонала как инструмент повышения конкурентоспособности организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В современных рыночных условиях важнейшими инструментами, обеспечивающими стабильность организации и рост ее конкурентоспособности, являются повышение профессиональной подготовки и компетентности работников в соответствии с текущими и перспективными требованиями ее внешней и внутренней среды. Готовность и способность сотрудников организации учиться лучше, быстрее конкурентов – надежный показатель эффективности функционирования организации. Развитие персонала – это одна из ключевых функций управления, так как именно благодаря людям обеспечивается эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность. Поэтому современная тенденция управления человеческими ресурсами базируется на рассмотрении сотрудников как капитала, от которого в наибольшей степени зависит развитие организации.
В настоящее время проблема создания эффективной системы развития персонала в коммерческих организациях, несмотря на всю ее актуальность и значимость, не только далека от окончательного решения, но и остается пока еще достаточно осмысленной как в научном отношении, так и в плане практической реализации.
Развитие персонала – процесс преобразования квалификации, знаний, умений, навыков сотрудников в качественно другое, более совершенное состояние. При этом процесс развития может быть различным по длительности, но обязательно должен приносить что-то новое.
Развитие персонала стимулирует развитие работника не только с профессиональной точки зрения, но и с творческой. Развитие имеет в виду обучение, выходящее за рамки сегодняшней работы, оно ставит более долгосрочные цели. Развитие готовит к тому, чтобы не отставать от трансформаций и роста организации.
С одной стороны, развитие персонала является подсистемой (направлением) всей системы управления персоналом, с другой стороны, - частью подсистемы мотивации труда работников организации, которая также активно влияет на стабильность организации. Методологию обучения и развития персонала во многом определяют формы, виды, научные принципы, подходы и методы, применяемые для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадровых работников организации. Целии задачи развития персонала должны быть направлены на достижение главной цели организации – получение прибыли, но не менее важной задачей является укрепление «кадров» организации, как необходимого ей «человеческого ресурса».
Российской экономике предстоит преодолеть существующее отставание от передовых, в экономическом отношении, стран по уровню производительности труда и обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке. Это возможно только при переходе на инновационный путь развития, требующий серьезных преобразований в технологиях производства товаров и услуг. Как показывает мировой опыт, радикальное решение проблем социально-экономического развития невозможно без инноваций в экономической сфере. Один из традиционных и испытанных способов повысить эффективность экономики это – модернизация производства. Однако эти задачи невозможно решить, не используя принятый на Западе способ увеличения производительности труда – повышение качества управления персоналом, уровня его мотивированности и вовлеченности в производственный процесс.
В значительной степени успех решения этих сложнейших технологических, экономических, социальных общенациональных проблем зависит от качества подготовки, развития и использования персонала. Обеспечение эффективной работы организации в большей степени зависит от кадров, специалистов, которые способны создать и продвигать инновации. Решение данной проблемы вызывает необходимость осуществления комплексного подхода, создания многоуровневой структуры, охватывающей систему образования, организацию использования и развития человеческого потенциала на уровне организаций.
С целью сохранения кадров многие организации мотивируют, развивают своих сотрудников различными способами. Данные способы называют инструментами развития персонала.
Рассматривая развитие персонала как осуществление мероприятий, которые способствуют абсолютному выявлению личностного потенциала сотрудников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации за счет приобретения новых качеств, следует отметить, что однозначного видения методического обеспечения этого процесса сегодня не существует.
Методы развития — это «основные средства», способы познания объекта и предмета изучения для обучения и развития персонала. Методы профессионального развития можно разделить на две группы: традиционные (классические) и специфические. К традиционным методам относятся способы развития, которые применяются на всех уровнях в системе образования, а к специфическим следует отнести методы развития, применение которых зависит во многом от сложности и специфики получаемой профессии или специальности.
Методы и инструменты, используемые в управлении персоналом для развития персонала, как правило, не отделяются большинством исследователей от методов обучения. Это приводит к значительным трудностям при выборе целесообразных средств воздействия, неопределенности в оценке полученных результатов и снижению эффективности процессов развития.
Развитие персонала как в организации, так и за ее пределами, является ключевым моментом формирования профессиональных и личностных навыков и умений, позволяющих работнику быть конкурентоспособным на рынке труда и действительно требует новейшего, в какой-то степени инновационного подхода: организация обучения, мотивация саморазвития, формирование внутрифирменных коммуникаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие в процессе создания и внедрения инновационных идей и процессов. Для этого в организациях должны быть созданы определенные условия:
инновационная культура, как ориентация личности и коллектива на нововведения, преобразования, закрепленная в мотивах, образах и формах поведения; отношения внутри организации, способствующие творческому отношению к работе, открытому обмену идеями, информацией, знаниями, умениями, навыками;
система мотивации и стимулирования инновационного поведения;
формирование позитивных межличностных отношений, способствующих коллективному инновационному процессу, развитию механизма саморегулирования;
понимание и заинтересованность руководства на всех внутрикорпоративных уровнях в необходимости инновационного развития;
деятельность по стратегическому и текущему планированию, подбору и развитию персонала, в увязке с задачами инновационных преобразований с целью повышения эффективности организаций.
Так как именно человеческий потенциал выступает в качестве решающей роли в процессе инновационного преобразования экономики и, необходима, на наш взгляд разработка новой концепции развития человеческих ресурсов непосредственно в организациях.
Одна из ошибок руководителей – нежелание вкладывать ресурсы в профессиональное развитие сотрудников. Среди причин, по которым руководители предпочитают экономить на персонале – риск увольнения работника из организации
, то есть вложение не только средств в кадры для конкурентов, но сил, эмоций и внимания, окупающихся «неблагодарностью». Отсутствие четкой связи между обучением и карьерой – проблема крайне острая, ведь человеческие ресурсы становятся ключевыми факторами успеха организации в условиях конкуренции.
Успех развития организаций, может быть достигнут только в том случае, если участники этого процесса будут объединены общей философией, корпоративной культурой, общим пониманием целей, ожиданий результатов и вознаграждения. Большую роль отношения взаимопонимания и доверия между руководством и персоналом, точное восприятие работником и работодателем, того, в чем заключаются взаимные обязательства по отношению друг к другу. Четкое понимание этих условий оказать содействие в развитии деятельности организации.
Развитие персонала несет роль одной из важных подсистем системы управления персоналом, которая опирается на научные принципы, подходы и методы, то есть основные составляющие методологии профессионального образования. Следовательно, совершенствование всех видов профессионального развития зависит от применения различных научных подходов для развития персонала, использования не только классических, но и специфических методов обучения «человеческого ресурса» организаций, с учетом принципов обучения всей системы образования, в том числе и профессионального.
Оценка и повышение эффективности развития персонала – это сформированный и, структурированный процесс, в результате которого определяется выгода от развития работников в соотношении с выполненными расходами, а также внедряют новые подходы, способные устранить обнаруженные проблемы и изъяны процесса развития персонала организации.
Эффективное развитие персонала позволяет повысить имидж организации, степень удовлетворенности сотрудников и их лояльность, сократить текучесть кадров. С помощью комбинации методов развития и обеспечения внутренних и внешних условий развития возможно учесть специфику целей организационного развития, существующие индивидуальные особенности работника, его потенциал и повысить
эффективность развивающего процесса.
В заключение можно сказать, что тема развития персонала в организации очень
перспективная. Она требует дальнейшего научного осмысления, а также последующего проведения исследований в данной сфере.
Список литературы
1. Антипина Ж.П. Развитие персонала как элемент корпоративной культуры образовательной организации [Текст] / Ж.П. Антипина [и др.] // Вопросы экономики и права, 2015. No 9. С. 110-113.
2.ВитвицкийЕ.Управлениеперсоналомиразвитиечеловеческогокапитала[Текст]/ Е. Витвицкий, И. Пустоветова // Человек и труд, 2015. No 3. С. 52-53.
3. Дарбинян А.М. Управление профессиональным развитием персонала в современных организациях. [Электронный ресурс] / А.М. Дарбинян // Консультант: Электронный журнал, 2014. No 8. Режим доступа: http://pglu.ru/upload/iblock/81f/darbinyan.pdf/ (дата обращения: 20.04.2017).
4. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст]: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. М.: КноРус, 2010. 410 с.
5. Маличенко И.П. Эффективные технологии обучения и развития персонала в системе корпоративного образования: вопросы выбора [Текст] / И.П. Малииченко, А.М. Сидорова // Менеджмент в России и за рубежом, 2015. No 4. С. 96.
6. Насибян С.Развитие персонала как фактор обеспечения конкурентного преимущества банковской системы [Текст] / С. Насибян // Предпринимательство, 2016. No 2. С. 142-143.
7. Невская Л. Современные подходы к формированию инновационного персонала предприятий [Текст] / Л. Невская // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2013. No 2. С. 312-315.