Файл: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Оренбург, 2012.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава» КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Оренбург, 2012
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
2
УДК 614.6
Матчина О.И., Бегун, ДН, Баянова НА. Основы статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, 2 издание, переработанное и дополненное. – Оренбург, 2012. — 125 с. Учебное пособие содержит необходимую информацию для освоения студентами статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения в соответствии с учебными программами по предмету для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. С учетом современных требований по каждой теме сформулирована цель, основные вопросы, представлена теоретическая справка, даны типовые задачи, вопросы для самоконтроля, тестовые задания. Рецензенты
Подлужная М.Я., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера. Юрьев В.К., д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Санкт-
Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
© Оренбургская государственная медицинская академия, 2012
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
3
Содержание
Введение ................................................................................................................... Тема 1. Методика статистического исследования .................................................. Тема 2. Методы расчета относительных величин. Динамический ряд ............... Тема 3. Методы расчета средних величин ............................................................ Тема 4. Методы оценки взаимодействия факторов. Метод стандартизации ...... Тестовые задания ................................................................................................. Перечень рекомендуемой литературы ................................................................ 125
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
4 Введение На современном этапе развития общества и здравоохранения очевидным является тот факт, что медицина перестала быть просто искусством врачевания и все более требует научного обоснования принимаемых решений. Здравоохранение на всех уровнях организации (федеральном, региональном, территориальном, уровне конкретной медицинской организации) не может осуществлять свою деятельность – охрану здоровья населения, не имея в основе достоверных данных
о здоровье населения (демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности, физического развития
о состоянии ресурсов кадровых (врачи, средние медицинские работники, обслуживающий персонал, материальных (сеть медицинских организаций, оборудование, лекарственное обеспечение и др, финансовых
о качестве проводимых мероприятий (их адекватности, оптимальности, непосредственном качестве выполнения работ
об эффективности, те. оконечных результатах своей деятельности, степени достижения поставленных задач. Все эти сведения необходимы для научного управления здоровьем и здравоохранением, решения текущих, тактических и стратегических задач. Попытки получить и объективизировать медицинские данные уходят корнями в далекое прошлое и связаны они с внедрением в медицину математических методов и формированием в эпоху просвещения науки «ятроматематики», а затем и санитарной (медицинской) статистики, ставшей одним из основных методов исследования дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение. В современном мире уже ни одна из медицинских наук не обходиться без применения статистического метода. Студенту, начинающему изучать предмет, с первого взгляда может показаться, что знание статистики совершенно не будет востребовано им в будущей врачебной практике, пугают формулы, и, как правило, имеются пробелы в знаниях математики. При этом основная масса доступной литературы по статистике, требует определенного уровня математической подготовки. Все это негативно сказывается на процессе освоения дисциплины. Однако необходимо взглянуть на предмет медицинской статистики с другой стороны. Решения текущих клинических вопросов, стоящих перед врачом приведении пациентов строятся на знаниях об этиологии, патогенезе, методах диагностики и лечения. В условиях, когда этиология многих заболеваний неясна, патогенез до конца не изучен, ни один из известных диагностических методов не является стопроцентным, а результат применения тех или иных лечебных методик не всегда очевиден, врач делает оптимальный выбор на основании своих знаний, опыта и интуиции. Занимаясь искусством врачевания доктор, по сути, взвешивает вероятность достижения поставленных им задач. А вероятность это уже категория статистическая, которая с помощью правильно выбранных методик может быть выражена определенным числом, что позволит
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
5 объективно оценить справедливость принимаемого решения. Таким образом, искусство превращается в науку. На этих позициях в 80 – е годы XX века начала формироваться новая наука – доказательная медицина. Кроме того, врач любого профиля узнает о современных взглядах на интересующие его в профессиональном плане проблемы из чтения медицинских журналов, и далее применяет полученные знания на практике. По мнению целого ряда экспертов ведущих Европейских медицинских журналов, доля представленных в печать научных медицинских исследований, в которых неправильно сделаны выводы из-за дефектов статистического анализа, составляет 40
– 60%. В результате врач, не имеющий возможности критически оценить представляемый ему материал, ориентируясь только на выводы, может на практике получить достаточно печальный итог. Как правило, избежать этого позволяет знание основ медицинской статистики. Безусловно, это требует определенного труда, но полученные знания ставят деятельность врача на иной более качественный уровень. При этом сама статистика - математика, не является самоцелью. Главное это правильное использование имеющихся статистических методики умение сделать верные выводы. Таким образом, врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по объективной оценке той информации, с которой они соприкасаются ежедневно в процессе своей трудовой деятельности. При разработке данного учебного пособия кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «ОрГМА Росздрава» руководствовалась Примерной программой дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005), исходя из которой, студенты по завершении курса предмета должны знать
основные принципы и понятия доказательной медицины
основные определения и понятия медицинской статистики
значение статистического метода при изучении общественного здоровья и здравоохранения
основные методы, применяемые при анализе статистических данных о здоровье населения и организации медицинской помощи
основные этапы организации статистического исследования. Уметь
интерпретировать с позиций доказательной медицины результаты медицинских научно-практических исследований
правильно применять в научно-практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи
провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ;
использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
6 Необходимо отметить, что настоящее учебное пособие не подменяет рекомендуемые учебники и руководства по медицинской статистике. Цель пособия дать основы знаний, необходимых для использования элементарных методов статистики в медицине, помочь студентам в последующем самостоятельном освоении различных направлений статистического анализа.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
7 Тема 1. Методика статистического исследования Цель занятия Студенты должны знать основные определения и понятия медицинской статистики значение статистического метода при изучении общественного здоровья и организации здравоохранения основные этапы организации статистического исследования. Уметь правильно применять в научно- практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи провести научно- практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ; использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах. Основные вопросы
1. Санитарная статистика определение, основные разделы. Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.
2. Понятие о статистическом методе исследования. Определение статистической совокупности, единицы наблюдения, учетных признаков.
3. Групповые свойства статистической совокупности.
4. Этапы статистического исследования и их содержание.
5. Графическое изображение данных в статистике. Теоретическая справка Статистика это самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи сих качественной стороной. Рассматривая данное определение необходимо отметить, что в основе статистики лежит математика. Однако, в отличие от математики, которая изучает численные отношения вообще, статистика предусматривает исследование количественных закономерностей, имеющих определенные качественные характеристики. Если в математике 2 × 2 = 4, то статистика ставит вопрос можно ли провести данное арифметическое действие (можно ли, например, перемножить двух пациентов с двумя врачами и что в результате этого получиться. Предметом статистики могут быть различные сферы жизни и деятельности населения (промышленность, сельское хозяйство, экономика и др. Одной из отраслей статистики является санитарная (медицинская) статистика.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
8 Санитарная (медицинская) статистика изучает вопросы, связанные с общественным здоровьем и организацией здравоохранения, рассматривая человека, группу людей, популяцию и население в целом во взаимодействии с социальной средой. Выделяют два основных раздела санитарной статистики статистика здоровья населения и статистика здравоохранения. Статистика здоровья населения изучает состояние общественного здоровья (демографические процессы, заболеваемость, инвалидность, физическое развитие) и факторы, на него влияющие, для разработки мероприятий по его улучшению. Статистика здравоохранения изучает состояние и деятельность лечеб- но-профилактических учреждений для рационального планирования и организации системы охраны здоровья населения, те. сети медицинских организаций и медицинских кадров. В нашей стране на настоящий момент времени существует система сплошного статистического учета и анализа основных показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Углубленное изучение указанных вопросов проводятся в рамках специальных медико-социальных исследований научно-исследовательскими институтами и медицинскими вузами. Статистический метод является основным при проведении таких исследований. Статистика применяется не только для оценки социальных аспектов здоровья. Любое современное медико-биологическое исследование, изучающее индивидуальное здоровье, клинические проблемы, организм человека должно основываться на доказательствах, которые могут быть получены иногда только с помощью статистического метода. Таким образом, санитарная статистика должна рассматриваться как основной инструмент доказательной медицины. Статистический метод, рассматривая любое явление, оперирует понятием статистическая совокупность. Под статистической совокупностью понимают группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства. Например, при изучении травматизма в Оренбургской области за период с
2005 по 2010 гг. статистическую совокупность будут составлять все случаи травм в пределах области за указанный период.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
9 Каждый первичный элемент статистической совокупности (каждый случай изучаемого явления) наделенный элементами сходства называется единицей наблюдения. Так, в приведенном примере, единицей наблюдения будет являться каждый случай травмы. От единицы наблюдения следует отличать объект исследования. Объектом исследования является статистическая совокупность, в которой проводиться изучение явления. Иными словами, объектом исследования является среда, продуцирующая явление. Так при изучении травматизма (явление) в Оренбургской области объектом исследования будет население (среда) Оренбургской области. Единица наблюдения обладает множеством признаков, часть из которых может характеризовать изучаемое явление или оказывать на него влияние. Такие признаки в зависимости от цели и задач исследования регистрируются, и носят название учетных признаков. По своему виду учетные признаки могут быть атрибутивные (описательного характера, качественные признаки пол, профессия, местожительства, диагноз, исходы заболевания и др) и вариативными количественными, выраженные числом возраст, рост, масса тела, частота пульса и др. При определении взаимосвязей между признаками, влияющие на явление принято называть факторными признаками, а изменяющиеся – результативными. Если исследование включает в себя все единицы наблюдения, то такое исследование называется сплошными изучает всю генеральную совокупность. В приведенном выше примере изучения травматизма генеральную совокупность составляют все случаи травм в Оренбургской области за указанный период времени. Преимуществом сплошного исследования генеральной совокупности является абсолютная точность полученных данных. Однако, организация сплошного исследования сложна и затратна, а абсолютная точность не всегда необходима для решения практических задачи вопросов организации здравоохранения. Теория вероятности и закон больших чисел позволяют провести выборочное исследование, те. не всей генеральной совокупности, а только ее части – выборочной совокупности, а выводы распространить на всю генеральную совокупность. Для обеспечения достоверности результатов исследования выборочная совокупность должна обладать основными характерными чертами генеральной совокупности, быть на нее максимально похожей (репрезентативной) и быть достаточной по объему. Для достижений этих условий статистикой разработаны различные способы формирования выборочной совокупности случайный отбор, механический отбор, типологический отбор, гнездный (серийный) отбора также формулы и таблицы для определения необходимого объема наблюдения. При случайном отборе осуществляется непреднамеренный отбор единиц
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
10 совокупности путем жеребьевки. При механическом отборе все единицы разбиваются механически на равные части и из каждой части отбирается в заранее определенном порядке каждая пятая или каждая десятая единица, так чтобы обеспечить объем выборки 10
– 20 % от генеральной совокупности. При типологическом отборе генеральная совокупность разбивается на отдельные качественно однородные группы, в которых затем проводиться случайный отбор, так чтобы объем выборки из каждой группы был пропорционален ее доле в генеральной совокупности. При гнездном выборочном исследовании отбираются целые серии групп единиц (гнезда, типичные для данной совокупности ив них проводиться сплошное исследование. В отдельных случаях допустимо применять сочетание различных методов, так чтобы обеспечить необходимый объем выборочной совокупности. Статистическое исследование, а именно сбор материала может быть проведен с помощью либо единовременного наблюдения, либо – текущего.
При единовременном наблюдении сбор всей массы наблюдений проводят путем переписи или обследования и приурочивают к одной определенной дате. Примеры единовременного исследования перепись населения, изучение заболеваемости на момент осмотра и др. Единовременное исследование позволяет сделать глубокую характеристику изучаемого явления на данный конкретный момент времени. При текущем наблюдении сбор материала проводиться непрерывно по мере его поступления за определенный промежуток времени. Примером текущего исследования является изучение заболеваемости населения по обращаемости, регистрация случаев рождения и смерти и др. Текущее наблюдение позволяет изучить явление в динамике. Статистическая совокупность обладает особыми групповыми свойствами, которые присущи только ей, и не могут встречаться у единицы наблюдения. К этим свойствам относятся репрезентативность, распределение признака, средний уровень признака, разнообразие вариабельность и взаимосвязь между признаками. Репрезентативность – способность выборочной совокупности отражать свойства генеральной. Для измерения этого свойства используют ошибки репрезентативности, показывающие, насколько результаты выборочного исследования отличаются от результатов, которые могли быть получены при сплошном наблюдении. Распределение признака – свойство, заключающееся в неодинаковом распределении элементов совокупности по величине признака. Выделяют альтернативное распределение, характерное для качественных явлений (явление либо есть, либо его нет, симметричное (нормальное) распределение характерное для большинства количественных явлений (в определенной возрастной и половой группе немного людей, имеющих невысокий рост чем выше значения роста, тем больше количество людей до достижения его среднего значения вдаль- нейшем происходит симметричное снижение количества лиц имеющих все более высокий рост) и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ассиметричное распределение. Ассиметричное распределение может быть правосторонними левосторонним а также дву- и многогор- бым. Знание распределения признака необходимо для правильного анализа и выявления закономерностей того или иного явления. Средний уровень признака – свойство характерное для количественных признаков и выражает всю их совокупность одним числом. Разнообразие признака – свойство также характерное для количественных признаков, показывающее, насколько разнообразны, могут быть их значения.
Взаимосвязь между признаками – свойство, показывающее наличие и степень зависимости одних признаков от других. Правильный выбор объекта исследования, единицы наблюдения, учетных признаков при понимании их групповых свойств позволяет проводить корректное статистическое исследование и делать соответствующие достоверные выводы. Любое статистическое исследование обязательно включает в себя следующие этапы
1. Составление плана и программы статистического исследования.
2. Сбор материала.
3. Разработка материала.
4. Анализ материала, практические выводы и рекомендации. Еще до планирования исследования необходимо сформулировать его цель. Как правило, цель исследования должна включать формулировку изучаемого конкретного явления и смысл его проведения (для чего планируется изучать эту проблему. Естественно, что на этом предварительном этапе осуществляется работа с имеющейся поданной проблеме информацией (литературные данные, имеющиеся базы данных, возможные методики исследования и др, подтверждающей актуальность, новизну и практическую значимость планируемого исследования. Практически всегда, цель исследования не может быть выполнена без ее разделения на отдельные составляющие – задачи исследования, которые являются как бы ступенями к достижению поставленной цели. Задачи исследования должны отражать вопросы, поэтапное решение которых, позволит добиться выполнение поставленной цели. После формулировки цели и задач исследования приступают к первому этапу исследования – составлению плана и программы
План статистического исследования отражает организационные аспекты предстоящей работы. Типовыми пунктами плана являются объект исследования, место исследования, время исследования, вид исследования по объему
Пример составления плана и программы статистического исследования см. стр. 22
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
12 сплошное или выборочное, вид исследования повремени (текущее или единовременное, вопросы кадрового, материального и финансового обеспечения. Этап составления плана и программы исследования имеет исключительную важность для всего исследования. Как оно запланировано, таки будет проведено. Если на этом этапе не будут тщательно взвешены и учтены отдельные учетные признаки, в последующем они не будут регистрироваться и, возможно, не будет собран ценный и даже ключевой материал. Если программа наблюдения не будет согласована с последующей программами сводки и анализа, часть материала может оказаться лишней и непригодной для анализа, нона сбор которой уже ушли силы и средства, а часть материала просто не была учтена и ответ на необходимый вопрос исследования может быть получен только путем повторного его проведения. Поэтому программа статистического исследования должна включать в себя согласованные программы сбора (программа наблюдения, разработки и анализа данных. Программа сбора материала начинается с определения единицы наблюдения (случая, подлежащего регистрации. Далее составляется перечень учетных признаков После этого необходимо определиться с первичным учетным документом – бланком, по которому будет проводиться регистрация явления. На настоящий момент времени в здравоохранении используется большое количество официальной первичной учетной документации, утвержденной министерством здравоохранения и социального развития. Если в официальном документе имеются все необходимые для исследования признаки, асам документ соответствует цели и задачам исследования, тогда можно остановиться на его использовании. Если же для изучаемого явления нет подходящего официального первичного учетного документа или нив одном из имеющихся нет необходимого перечня вопросов (учетных признаков) то необходимо создать свой (неофициальный) документ. При его подготовке необходимый перечень учетных признаков формализуется конкретизируется и стандартизируется перечень вопросов и возможных ответов, предусматривается их шифровка (кодировка) для последующей машинной обработки. В различных исследованиях могут применяться как официальные таки неофициальные первичные учетные документы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, программа сбора отражает содержательную часть этапа наблюдения и должна отвечать на вопрос какое конкретное явление будет регистрироваться, какие признаки и с помощью какого документа будут учитываться В результате сбора материала получают достаточно большое количество первичных учетных документов, информация в которых нуждается в систематизации. То, как будет проводиться эта систематизация, рассматривается в программе разработки. Программа разработки включает в себя подготовку макетов таблиц для последующей статистической группировки и сводки на этапе разработки. Сводка должна обеспечить получение необходимых показателей. Посредством группировки осуществляется расчленение всего материала на качественно однородные части, что позволит изучать их структуру и выстраивать определенные зависимости между различными признаками. В основе группировки лежат теги- потезы, которые исследователь предполагает проверить с помощью статистического метода. Группировка может проводиться по типологическим (описательным) признакам (пол, профессия, диагноз и т.д.) и по количественным (возраст, рост, вес, длительность лечения и т.д.). При количественной группировке необходимо определиться с группировочным интервалом. Его величина зависит от характера распределения и вариабельности конкретного количественного признака. Например, по возрасту взрослых можно разделить на возрастные группы с интервалом влет (до 20 лет, 20 – 24 года, 25 – 29 лет, 30 – 34 года и т.д.). Оптимальное количество групп – 8 – 12. Естественно, для разделения на группы детей интервал 5 лет будет слишком большим. Учитывая эти принципы, составляются макеты статистических таблиц. Различают простые, групповые и комбинационные таблицы. В любой таблице различают табличное подлежащее - перечень характеризуемых в таблице признаков, и табличное сказуемое - перечень признаков характеризующих подлежащее. Обычно подлежащее располагают в строках таблицы а сказуемое в графах. Над самой таблицей в правом верхнем углу пишется слово таблица и ставиться ее номер (если таблиц несколько, а ниже по центру пишется заголовок, отражающий приведенные данные. В простой таблице имеется одно подлежащее (таб. 1). Таблица 1 Распределение подростков по группам здоровья Простые таблицы в целом достаточно хорошо демонстрируют данные, однако, сведения в них приведенные, не дают возможности провести глубокий анализ. Для чего строятся групповые таблицы, имеющие одно подлежащее и одно или более, несвязанных между собой, сказуемых (таб. 2).
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
14 Таблица 2 Распределение подростков по группам здоровья в зависимости от возраста Для более глубокого анализа данных применяют комбинационные таблицы, в которых имеется два или более, связанных между собой сказуемых (таб.
3). После того, как на третьем этапе материал будет сгруппирован и сведен в подготовленных макетах таблиц, для его анализа на четвертом этапе могут применяться различные методики. Эти методики заранее описываются в программе анализа и зависят от цели и задач конкретного исследования. Для анализа материалов любых исследований применяются методики расчета относительных и средних величина также графическое изображение. Графическое изображение статистических данных наглядно показывает структуру, тенденции и облегчает их анализ. Современные компьютерные приложения позволяют по табличным данным легко построить различные виды наиболее часто используемых в санитарной статистике диаграмм линейные, столбиковые, радиальные, секторные, внутристолбиковые и др В ряде случаев (для изображений климатогеографических особенностей изучаемого явления) применяются картограммы и картодиаграммы. При помощи линейных диаграмм чаще принято изображать динамику изучаемых явлений. Общие правила построения таких диаграмм следующие.
1) Данные строятся на системе координат, где на вертикальной оси откладываются значения (ось значений, а на горизонтальной категории (месяцы, годы и т.д.).
2) При наличии возможности нулевые точки шкал должны быть изображены на диаграмме, а цифры, показывающие деления шкалы, изображаются слева от нее, и располагаются строго в выбранном масштабе.
3) На кривой, отражающей динамику явления, необходимо отмечать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям. Если на одной диаграмме изображается динамика более чем одного явления, соответствующие кривые должны быть различного вида, а под диаграммой должна быть приведена легенда с условными обозначениями.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
15 Таблица подростков по группам здоровья в зависимости отв им biibесbiibтbiibа работы /
учебы created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
16 4) Заголовок диаграммы располагается под ней, полно и ясно формулируется, и начинается со слова Рисунок после чего ставиться его номер (если рисунков более одного. Пример линейной диаграммы приведен на рис. 1. Рисунок 1. Динамика численности населения Оренбургской области за 2000
–2008 гг. Для сравнения величин каких либо явлений за определенный промежуток времени удобно применять столбиковые диаграммы (рис, которые строятся на тех же принципах что и линейные, а для анализа сезонности явлений – радиальные диаграммы (рис. 3). Рисунок 2. Повозрастные показатели смертности мужского населения в Оренбургской области в 2006 г.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
17 Радиальная диаграмма строится на основе окружности. Окружность делят на равное число секторов, соответствующее интервалам времени изучаемого цикла 4 сектора при изучении явления за кварталы, 7 секторов при изучении явления за дни недели, 12 секторов при изучении явления за год и т.д. Далее определяют средний уровень изучаемого явления за оцениваемый период (неделю, месяц, год, который будет соответствовать длине радиуса окружности. На каждом радиусе соответственно каждому дню (месяцу) откладывают в выбранном масштабе число случаев изучаемого явления. Начинать необходимо с нуля градусов дуги окружности и продолжать далее почасовой стрелке. Рисунок 3. Помесячные колебания обращаемости пациентов по поводу
улично-пешеходных травм в травматологический пункт №1 г Для анализа структуры явлений чаще всего применяются секторные кольцевые и внутристолбиковые диаграммы. При построении секторных диаграмм изучаемое явление изображается в виде круга, отдельные части которого показывают процентное отношение к целому, иллюстрируя тем самым структуру явления, принятого за 100 % (рис. 4). Для сравнения структур двух изучаемых явлений удобно использовать кольцевые диаграммы, являющиеся вариантом секторных (рис. 5). Когда изучаемое явление состоит из достаточно большого количества частей, и это необходимо показать, удобно применять внутристолбиковую диаграмму, где высота столбика, иллюстрирующая общий размер явления, выбирается произвольно и принимается за 100 % (рис. 6).
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
18 Рисунок 4.
Структура причин смертности по классу Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин населения Оренбургской области в 2008 г created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
19 Рисунок 5.
Структура причин общей смертности в Оренбургской области в 1985 и 2006 г created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
20 Рисунок 6. Распределение подростков по группам здоровья в зависимости от возраста по результатам диспансерного наблюдения. Для наглядного изображения явлений, имеющих зависимость от климато- географических, экологических, социально-экономических факторов применяют картограммы и картодиаграммы Картограмма – карта, показывающая штриховкой (различной густоты) или окраской (различной степени насыщенности) среднюю интенсивность ка- кого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (рис. Картодиаграмма — графическое изображение статистических данных, сведенных по географическому принципу (напр, по административному делению, представляющее собой географическую карту с нанесенными на отдельные территории диаграммными фигурами (кругами, прямоугольниками и др, размеры которых соответствуют величине исследуемого показателя применяется аналогично картограмме. Таким образом, благодаря графическому изображению исследователь может наглядно проиллюстрировать цифровой материал, облегчив его анализ.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
21 Рисунок 7.
Картограмма первичной заболеваемости населения Российской Федерации в 2008 г created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
22 Задания для проведения самостоятельной работы на практическом
занятии
Эталон выполнения Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ОрГМА планируется исследование, цель которого - изучение смертности трудоспособного населения г. Оренбурга (в зависимости от возраста, пола, места проживания, причины смерти, наличия инвалидности и др) за последние 10 лет. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задачи исследования
1. Изучить уровень и структуру смертности трудоспособного населения г. Оренбурга.
2. Выявить наиболее частые причины смертности трудоспособного населения. Предложить пути снижения смертности населения.
План исследования Объект исследования трудоспособное население г. Оренбурга. Место исследования г. Оренбург. Время исследования с 2000 - 2009 г. Вид исследования повремени единовременное. Вид исследования по объему сплошное. Исполнители исследования сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «ОрГМА». Финансирование исследования - федеральный бюджет. Программа исследования Программа наблюдения Единица наблюдения каждый случай смерти лиц трудоспособного возраста. Перечень учетных признаков Ф.И.О., пол, возраст, место проживания, семейное положение, место работы, должность, стаж работы, вредные условия, причина смерти, место смерти. Первичный учетный документ Карта изучения смертности трудоспособного населения г. Оренбурга (неофициальный.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
23 КАРТА ИЗУЧЕНИЯ СМЕРТНОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. ОРЕНБУРГА
1. ФИО__________________________________________ код.
2. Пол М, Ж.
3. Возраст полных лет
4. Семейное положение состояла) в зарегистрированном браке – 1, не состояла) в зарегистрированном браке – 2, неизвестно – 3.
5. Образование профессиональное высшее – 1, неполное высшее – 2, среднее (полное) – 3, основное – 4, начальное – 5; не имеет начального образования – 6; неизвестно – 7.
6. Место постоянного жительства (регистрации) умершего(ей): республика, край, область район город населенный пункт улица__________дом_____________квартира_________________
7. Смерть наступила на месте происшествия – 1, в машине скорой помощи, в стационаре – 3, дома – 4, в другом месте – 5.
8. Занятость была) занята) в экономике:руководители и специалисты высшего уровня квалификации – 1, прочие специалисты – 2, квалифицированные рабочие – 3, неквалифицированные рабочие – 4, занятые на военной службе – 5; не была) занята) в экономике пенсионеры – 6, студенты и учащиеся – 7, работавшие в личном подсобном хозяйстве –
8, безработные – 9, прочие – 10.
9. Смерть произошла от заболевания – 1; несчастного случая несвязанного с производством – 2, связанного с производством – 3; убийством –
4; самоубийством – 5; входе действий военных - 6, террористических
– 7; род смерти не установлен – 8.
10. Причины смерти а болезнь или состояние, непосредственно приведшее к смерти) б патологическое состояние, которое привело к возникновению вышеуказанной причины) в первоначальная причина смерти указывается последней) г внешняя причина при травмах и отравлениях)
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
24 Программа разработки Таблица 1 Число умерших по ведущим классам болезней Классы болезней Число умерших Болезни системы кровообращения Новообразования Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Прочие классы ИТОГО Таблица 2 Число умерших по классам заболеваний в зависимости от пола
Классы болезней Пол Всего Мужчины Женщины Болезни системы кровообращения Новообразования Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Прочие классы ИТОГО
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
25 Таблица 3
Число умерших по классам заболеваний в зависимости от пола и возраста Классы болезней Мужчины Женщины Итого
16
-1 лет лет 0 лети старше Всего лет лет 0 лети старше Всего лет лет 0 лети старше Всего Болезни системы кровообращения Новообразования Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Прочие классы ИТОГО Варианты заданий Задание №1 Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение исследования водителей городского автотранспорта с целью выявления остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника (в зависимости от возраста, стажа работы, сопутствующих заболеваний, частоты обострений, длительности нетрудоспособности и др. Цель работы изучить заболеваемость остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника водителей городского автотранспорта г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №2 Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение изучение психического здоровья студентов ОрГМА (в зависимости от пола, возраста, курса, факультета, успеваемости и др. Цель работы – изучить состояние психического здоровья студентов ОрГМА и предложить рациональные пути его охраны. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
26 Задание №3 Администрацией РАО «Оренбурггазпром» планируется проведение исследования производственного травматизма на гелиевом заводе (в зависимости от возраста, стажа работы, сопутствующих заболеваний, частоты обострений, длительности нетрудоспособности и др. Цель работы изучить производственный травматизм работников гелиевого завода г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий по его снижению. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №4 Оренбургской государственной медицинской академией планируется исследование заболеваемости студентов болезнями органов пищеварения (в зависимости от пола, возраста, курса, факультета, сопутствующих заболеваний, частоты приема пищи вдень и др. Цель работы изучить заболеваемость болезнями органов пищеварения у студентов Оренбургской медицинской академии для разработки путей целенаправленной профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №5 Городским отделом управления здравоохранения г. Оренбурга совместно с отделом дошкольного образования городского управления образования г. Оренбурга планируется изучение физического развития детей, посещающих детские дошкольные учреждения (в зависимости от пола, возраста, группы здоровья, числа случаев заболеваний в течение года, социального статуса родителей, их образования и др. Цель работы оценить роль детских дошкольных учреждений в формировании здоровья воспитанника и предложить пути формирования у детей ЗОЖ. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №6
Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования заболеваемости взрослого населения г.Оренбурга болезнями системы кровообращения (в зависимости от пола, возраста, места работы, стажа работы, диагноза, сопутствующих заболеваний и др. Цель работы- изучить заболеваемость взрослого населения г.Оренбурга болезнями системы кровообращения для разработки целенаправленных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №7 Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования состояния госпитализации при гинекологических заболеваниях женщин г.Оренбурга (в зависимости от диагноза, сопутствующих заболеваний, возраста, места и сроков догоспитального лечения и др, для рациональной организации стационарной помощи. Цель работы- изучить состояние госпитализации женщин при гинекологических заболеваниях, для рациональной организации медицинской помощи. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса. Задание №8 Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение исследования заболеваемости населения г.Оренбурга ревматизмом (в зависимости от пола, возраста, вида деятельности, диагноза, наличия инвалидности и др. Цель работы изучить заболеваемость населения г.Оренбурга ревматизмом для разработки целенаправленных профилактических мероприятий и совершенствования медицинской помощи ревматологическим больным. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса. Задание №9 Министерством здравоохранения Оренбургской области планируется проведение анализа деятельности санаторно-курортной службы области (в зависимости от потребности населения, пола, возраста, заболеваемости, качества обслуживания, платежеспособности и др) с целью улучшения здоровья и качества жизни населения Оренбургской области. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №10
Организационно-методическим отделом перинатального центра г.Оренбурга планируется исследование послеродовых осложнений в 2011 г. Цель работы – изучить частоту и причины послеродовых осложнений у женщин, родоразрешавшихся в перинатальном центре (в зависимости от возраста, наличия патологии беременности, экстрагинетальной патологии, своевременности взятия на учет, регулярности наблюдения, течения родов, применения оперативных пособий в родах и др) г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №11 Областным отделом управления здравоохранения Оренбургской обл. планируется проведение исследования заболеваемости сахарным диабетом II типа взрослого населения Восточного Оренбуржья Цель работы изучить заболеваемость сахарным диабетом II типа взрослого населения Восточного Оренбуржья (в зависимости от пола, возраста, места жительства, длительности заболевания, сопутствующих заболеваний и др) для разработки рациональных профилактических мероприятий Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №12 В рамках национального проекта Здоровье планируется проведение дополнительной диспансеризации работающего в бюджетной сфере населения г.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
28 Оренбурга в 2009 г. Цель исследования - определить потребность граждан в видах медицинской помощи (в зависимости от пола, возраста, стажа работы, вредных привычек, профессии, заболеваний и др) для проведения дальнейших медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья работающего населения. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса. Задание №13 Администрацией Муниципальной городской клинической больницы скорой помощи № 1 планируется исследование послеоперационных осложнений в хирургических отделениях (в зависимости от пола, возраста, сроков доставки в хирургический стационар от начала заболевания, диагноза, сопутствующих заболеваний и др. Цель работы изучить частоту, структуру, причины послеоперационных осложнений в хирургических отделениях МГКБСП № 1 для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №14
Организационно-методическим кабинетом Беляевской центральной районной больницы планируется проведение исследования заболеваемости детей района инфекционными болезнями (в зависимости от возраста, пола, посещаемости дошкольно-школьных учреждений, группы здоровья, состава семьи и др. Цель работы изучить детскую инфекционную заболеваемость Беляев- ского района для разработки рациональных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса. Задание №15 Городским отделом управления здравоохранения г. Оренбурга и кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ОрГМА планируется проведение исследования удовлетворенности взрослого населения г. Оренбурга оказанием амбулаторно-поликлинической помощи (в зависимости от возраста, пола, частоты обращений, времени ожидания приема, длительности приема и др. Цель исследования – разработка рекомендаций, ориентированных на повышение качества оказания медицинской помощи населению в амбулаторно- поликлинической службе. Задание №16 Министерством здравоохранения Оренбургской области планируется проведение исследования заболеваемости болезнями органов дыхания взрослого населения Восточного Оренбуржья (в зависимости от пола, возраста, стажа работы, вредных привычек, профессии, заболеваний и др. Цель работы изучить заболеваемость болезнями органов дыхания взрослого населения Восточного Оренбуржья для разработки рациональных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
29 Задание №17
Организационно-методическим кабинетом центральной районной больницы Соль-Илецкого района планируется исследование заболеваемости сельского населения района болезнями органов пищеварения (в зависимости от возраста, пола, места работы, стажа работы, регулярности питания и др. Цель работы- изучить заболеваемость сельского населения Соль-Илецкого района болезнями органов пищеварения для разработки целенаправленных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №18 Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования заболеваемости детского населения г.Оренбурга острыми респираторными заболеваниями (в зависимости от пола, возраста, посещения ребенком детских дошкольно-школьных учреждений, количества случаев заболевания в год, использование мер профилактики и др. Цель работы изучить заболеваемость детского населения г. Оренбурга острыми респираторными заболеваниями для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса. Задание №19 Городским управлением здравоохранения г. N планируется изучение распространенности кариеса у населения (в зависимости от возраста, пола, использования мер профилактики, частоты обращений к стоматологу, сопутствующих заболеваний и др. Цель исследования—определение эффективности проводимой противокариозной флюоризации, как одного из методов профилактики кариеса. Время исследования 2009-2010гг. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса Задание №20 Совместно с управление ОАО «Оренбурггазпромтранс», Страховой компанией «Согаз» и кафедрой ОЗ и З ОрГМА запланировано изучение стоматологической заболеваемости (в зависимости от пола, возраста, занимаемой должности, стажа работы, стоматологического статуса и др. Цель исследования—
улучшение стоматологического здоровья работающих граждан на предприятии ОАО «Оренбурггазпромтранс». Время исследования:2009г. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
30 Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение статистике как науке.
2. Что изучает санитарная статистика
3. Назовите основные разделы санитарной статистики.
4. Что изучает статистика здоровья населения
5. Что изучает статистика здравоохранения
6. Как применяется статистический метод в медико-социальных и медико- биологических исследованиях
7. Дайте определение статистической совокупности.
8. Дайте определение единице наблюдения.
9. Дайте определение объекту исследования.
10. Что понимается под термином учетные признаки
11. Какими могут быть учетные признаки
12. Что представляет собой генеральная совокупность
13. Что представляет собой выборочная совокупность
14. Укажите суть, достоинства и недостатки сплошного метода исследования.
15. Укажите суть, достоинства и недостатки выборочного метода исследования.
16. Отчего зависит достоверность выборочного исследования
17. Перечислите способы формирования выборочной совокупности.
18. Что представляет собой случайный отбор
19. Что представляет собой механический отбор
20. Что представляет собой типологический отбор
21. Укажите суть «гнездного» выборочного исследования
22. Перечислите и охарактеризуйте групповые свойства статистической совокупности. Что такое репрезентативность
24. Какие виды распределения признаков выделяют в статистической совокупности. Перечислите этапы статистического исследования.
26. Что необходимо сделать на предварительном этапе статистического исследования. В чем заключается первый этап статистического исследования
28. Каково содержание плана статистического исследования
29. Что представляет собой программа статистического исследования
30. Укажите содержание программы наблюдения.
31. Что представляют собой первичные учетные документы, и какие они бывают. Укажите содержание программы разработки.
33. Перечислите виды статистических таблиц.
34. Что представляет собой простая таблица
35. Что представляет собой групповая таблица
36. Что представляет собой комбинационная таблица
37. Что включает в себя программа анализа
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
31 38. Для чего используются графические изображения в статистике
39. Перечислите виды графических изображений.
40. Для чего, как правило, используются линейные диаграммы, какова методика их построения
41. Для чего, как правило, используются столбиковые диаграммы, какова методика их построения
42. С помощью какой диаграммы удобно анализировать сезонность явлений
43. Для чего используются секторные диаграммы, какова методика их построения Тема 2. Методы расчета относительных величин. Динамический ряд Цель занятия Студенты должны знать виды статистических величин, методы расчета и анализа относительных величин, методики построения динамических рядов и их анализ. Уметь правильно оперировать абсолютными и относительными величинами и применять математические методы для обоснования выводов, полученных при оценке относительных величин и динамики явлений. Основные вопросы
1. Абсолютные и производные величины. Понятие об относительных величинах. Типы относительных величин, способы вычисления, область применения и их характеристика.
3. Графическое изображение относительных величин.
4. Определение достоверности относительных величин средней ошибки относительной величины и доверительных границ относительных величин достоверности разности относительных величин по критерию t.
5. Определение необходимого объема числа наблюдений для статистического показателя.
6. Методы анализа динамики явления. Динамический ряд определение понятия, типы рядов.
7. Показатели динамического ряда, их вычисление и практическое применение. Преобразование (выравнивание) динамических рядов. Теоретическая справка При проведении анализа статистических данных оперируют следующими статистическими величинами (рис. 8). Рисунок 8. Типы статистических величин
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
33 Абсолютные величины получают в результате статистической сводки на этапе разработки материала, и они отражают истинные размеры изучаемых явлений вне связи со средой. В ряде случаев для оценки определенных процессов ими можно пользоваться как таковыми. Как правило, это случаи, когда изучаемое явление имеет большие размеры и получение абсолютных цифр важно само по себе. Например, это сведения о численности населения. Так поданным переписи 2002 г. население России составляло 145,2 млн. человека на 1 января г. составило 142,7 млн. Из приведенных данных видно, что за достаточно короткий промежуток времени страна потеряла 2,5 млн. человек. Есть и обратная ситуация, когда только абсолютными величинами можно пользоваться для анализа явлений, которые встречаются крайне редко или совсем не должны встречаться. Например, в 2003 г. в Оренбургской области был выявлен 1 случай сибирской язвы. Учитывая особую опасность данного заболевания, даже один отдельный случай его выявления имеет большое значение. Абсолютными величинами следует пользоваться также при описании малых выборок (объем наблюдения менее 30), т.к. если переводить их в производные можно получить искажение реальности, те. ввести в заблуждение других исследователей, авторов, читателей. Однако, в большинстве ситуаций, только по абсолютным величинам провести анализ явлений не представляется возможным. Например, не предоставляется возможным только по абсолютным числам сопоставить рождаемость в Российской Федерации (в 2004 г. абсолютное число родившихся составило
1502477 человека) и Оренбургской области (в 2004 г. абсолютное число родившихся составило 23583 человек) и сделать вывод выше или ниже рождаемость в области по отношению к Российской Федерации в целом. В этом случае абсолютные величины могут служить только в качестве исходных данных для получения производных величин. Производные величины могут быть двух типов. Для анализа качественных явлений (заболеваемость, инвалидность, смертность и др) рассчитываются относительные величины, для количественных (возраст, параметры физического развития и др) –
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
средние
Относительные величины характеризуют качественные явления, показывая их размер в связи со средой. Среди относительных величин выделяют интенсивные, экстенсивные коэффициенты, показатели соотношения и показатели наглядности. Интенсивные коэффициенты показывают частоту (распространенность) явления в среде его продуцирующей и отвечают на вопрос – как часто случается какое-либо событие (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность и др. Для получения интенсивного показателя необходимо иметь две абсолютные величины, указывающие размер явления и размер среды, его продуцирующей (явление не может существовать независимо от среды. Методику расчета
Средние величины рассматриваются в теме 3.
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
34 интенсивных показателей можно представить следующим образом (рис. 9). Рисунок 9. Методика расчета интенсивных показателей. Так для получения относительных величин рождаемости в Российской Федерации и Оренбургской области необходимо к приведенным данным дополнительно знать размеры среды, в которой происходит рождаемость – населения Российской Федерации и Оренбургской области соответственно. В 2004 году численность населения РФ составляла 144168200 человек, в Оренбургской области человек. Тогда интенсивные показатели рождаемости будут рассчитываться следующим образом Показатель рождаемости в Оренбургской области
= Число родившихся за год
=
23583
= 0,0109 Численность населения Показатель рождаемости в РФ
= Число родившихся за год
=
1502477
= 0,0104 Численность населения Полученные значения неудобны для восприятия и анализа, поэтому необходимо привести показатели к единому основанию. Величина основания (100,
1000, 10000, 100000) выбирается исходя из размера полученного показателя чем меньше показатель, тем большее основание выбирается. Соответственно коэффициент будит выражаться в процентах, промилле, продецимилле, просан- тимилле. Для анализа полученных показателей удобно умножить их на 1000. Таким образом, рождаемость в Российской Федерации в 2004 г. составила
10,4 ‰, а в Оренбургской области 10,9 ‰. Это значит, что на 1000 жителей РФ рождается 10,4 ребенка, а на 1000 жителей Оренбургской области рождается
10,9 ребенка. То есть рождаемость в Оренбургской области несколько выше, чем в целом по России. Число знаков после запятой полученного показателя можно округлять до десятых и обязательно необходимо указывать, к какому основанию он был вычислен. Для графического изображения интенсивных показателей наиболее часто применяются линейные и столбиковые диаграммы (см. тема 1).
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
35 Экстенсивные показатели показывают структуру явления (какие части и как составляют явление, как велика отдельная доля явления по отношению к целому явлению К экстенсивному показателю можно задать вопрос – какая часть Для получения экстенсивного показателя необходимо знать абсолютный размер части явления и абсолютный размер явления в целом. Выражаются экстенсивные показатели в процентах. Методику расчета экстенсивных показателей можно представить следующим образом (рис. 10). Рисунок 10. Методика расчета экстенсивных показателей Например, в терапевтическое отделение стационара г было госпитализировано за год 600 больных с заболеваниями системы кровообращения, 600 – с заболеваниями дыхательной системы и 200 – с заболеваниями пищеварительной системы. Чтобы узнать структуру госпитализированных по классам болезней необходимо определить долю каждого класса Доля ванных с болезнями системы кровообращения Число госпитализированных с болезнями системы кровообращения
×
100% = Число госпитализированных со всеми болезнями
=
600
×
100%
=
42,9%
1400 Доля госпитализированных с болезнями системы дыхания
= Число госпитализированных с болезнями системы дыхания
×
100%
= Число госпитализированных со всеми болезнями
=
600
×
100%
=
42,9%
1400
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
36 Доля госпитализированных с болезнями системы пищеварения
= Число госпитализированных с болезнями системы пищеварения
×
100%
= Число госпитализированных со всеми болезнями
=
200
×
100%
=
14,2 %
1400 Сумма всех рассчитанных частей равна 100%. Таким образом, среди госпитализированных в отделение одинаковые доли составляли больные с болезнями системы кровообращения и системы дыхания пои меньшую часть составили больные с заболеваниями пищеварительной системы (14,2%). Для графического изображения экстенсивных показателей применяют преимущественно секторные, кольцевые и внутристолбиковые диаграммы (см. тема. Необходимо обратить особое внимание на отличие экстенсивных показателей от интенсивных. Экстенсивные показывают структуру явления, а интенсивные его частоту. По приведенному примеру нельзя сказать, как часто госпитализируются больные стем или иным заболеванием, можно лишь увидеть структуру госпитализированных. Для того, чтобы узнать частоту госпитализации больных, необходимо знать не только размер явления, но и размер среды – сколько больных с заболеванием данного класса болезней проживает на территории обслуживания больницы Предположим, что это 13000 больных с заболеваниями системы кровообращения, 26000 – с заболеваниями дыхательной системы и 10000 - с болезнями пищеварительной системы. Тогда показатели частоты госпитализации будут следующими Частота госпитализации больных с болезнями системы кровообращения
= Число госпитализированных с болезнями системы кровообращения Число больных с болезнями системы кровообращения, проживающих на территории обслуживания больницы
=
600
×
1000
=
46,2 ‰
13000 Частота тализации больных с лезнями системы дыхания
= Число госпитализированных с болезнями системы дыхания
×
1000
= Число больных с болезнями системы дыхания, проживающих на территории обслуживания больницы
=
600
×
1000
=
23,1 ‰
26000
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
37 Частота госпитализации больных с болезнями системы пищеварения
= Число госпитализированных с болезнями системы пищеварения Число больных с болезнями системы пищеварения, проживающих на территории обслуживания больницы
=
200
×
1000
=
20,0 ‰
10000 Таким образом, по значениям интенсивных показателей можно сделать вывод, что чаще всего госпитализируются больные с болезнями системы кровообращения. В два раза реже госпитализируются пациенты с болезнями дыхательной системы. Несколько реже, чем они, госпитализируются больные болезнями пищеварительной системы. Величина же экстенсивных показателей зависит в целом оттого, сколько больных проживает на территории обслуживания и частоты их госпитализации. Показатели соотношения характеризуют частоту распространения явления в среде его не продуцирующей показывают соотношение между двумя независимыми явлениями. К показателю соотношения можно задать вопрос сколько единиц одного явления приходиться на 1, 100, 1000, 10000 и т.д. другого Методика вычисления показателя практически такая же как и интенсивного рис. 11), однако сопоставляемые статистические совокупности не зависят друг от друга и могут существовать сами по себе. Рисунок 11. Методика расчета показателей соотношения Примеры показателей соотношения в статистике здравоохранения обеспеченность населения врачами и средними медработниками, обеспеченность населения койками и др. Например, на территории обслуживания больницы проживает 45000 жителей. В больнице развернуто 60 терапевтических коек. Рассчитаем обеспеченность населения терапевтическими койками
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)
38
Обеспеченность населения терапевтическими койками
= Число коек терапевтического профиля
×
10000
= Численность населения, проживающего на территории обслуживания больницы
=
60
×
10000
=
13,3 ‰
0
45000 Получилось, что на 10000 населения в больнице развернуто 13,3 койки терапевтического профиля. Значение этого показателя можно сопоставить с нормативными сделать вывод о необходимости расширения коечного фонда. Показатели наглядности указывают, насколько процентов или во сколько раз больше или меньше одна величина относительно другой В отличие от вышеописанных показателей самостоятельной смысловой нагрузки показатели наглядности не несут. В них могут быть преобразованы как абсолютные таки производные статистические величины. Методика расчета показателей наглядности следующая Одна из сравниваемых величин берется за 100% а другая пересчитывается соответственно этому числу. Например, первичная заболеваемость активным туберкулезом в Оренбургской области в г. составляла 83,5 случаев на 100 тыс. населения, а в г. – 80,9 случаев. Таким образом, заболеваемость первичным туберкулезом в 2005 г. по отношению кг. составила
80,9
×
100
=
96,9%
83,5 Можно сделать вывод о некотором снижении первичной заболеваемости активным туберкулезом. Графическое изображение показателей наглядностей строиться на тех же принципах, что и интенсивных. При анализе полученной в результате выборочного исследования относительной величины всегда возникает вопроса верно ли она отображает положение вещей, можем ли мы сделанные по ней выводы распространить на генеральную совокупность, на изучаемое явление в целом, те. насколько полученные данные достоверны, репрезентативны? Очевидно, что полученная в результате выборочного исследования относительная величина чисто случайно может быть как меньше той величины, которая была бы получена в результате сплошного исследования, таки больше ее. Следовательно, при выборочном исследовании всегда будет иметь место ошибка то число, на которое величина показателя выборочной совокупности будет отличаться от показателя, рассчитанного в генеральной совокупности в большую или меньшую сторону. Эта величина носит название средней ошибки относительной величины или ошибки репрезентативности
You created this PDF from an application that is not licensed to print to novaPDF printer (
http://www.novapdf.com
)