Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.
Судебный прецедент является основным источником английского права. В настоящее время в Англии насчитывается около 800 тыс. судебных прецедентов, и каждый год прибавляется примерно по 20 тыс. новых.
В отличие от США судебная инстанция не могла отказаться от ею же созданного ранее прецедента, который мог быть изменен только вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Даже высшая судебная инстанция – палата лордов – до середины 60-х годов считалась связанной своими собственными прежними решениями, что в конечном итоге создавало тупиковую ситуацию. В 1966 г. палата лордов отказалась от этого принципа.
36. Антитрестовское законодательство США. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами. Включает в себя Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». (Удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.)
Для противодействия монополиям в 1914 г. был принят закон Клейтона, который:
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.
Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Рузвельта (1882-1945). Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где безраздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ночным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обозначения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.
Социальные реформы. Внедрение начал социального законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, организация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные организации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управлении экономикой и финансами.
Экономические реформы. Создание Национальной администрации восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был принят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установленных цен.
Самой успешной оказалась программа помощи фермерам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливала объём производства. Для аграрного сектора были выделены средства на исследовательские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В результате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.
37. Британская колониальная империя, ее развитие. Вестминстерский статут 1931 г.
Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).
Этот парламентский акт ввёл в силу решения конференций Британской империи 1926 и 1930 годо
в о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.
Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.
Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус королевств Содружества, что означает их !полную самостоятельность! при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Таким образом, король Великобритании Карл III одновременно является королеv Австралии, Барбадоса и т. д.
Из 54 членов Содружества статус королевства имеют лишь 19.
На 1931 год статут был применён к существовавшим на тот момент доминионам: Австралийское Содружество, Доминион Канада, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд и Южно-Африканский Союз.
38. Основные изменения в государственном строе Великобритании в ХХ веке: парламент, правительство. Акт о народном представительстве 1948 г. Местное управление.
Государственный строй Великобритании XX в. представлял собой парламентскую монархию, институты которой приспосабливались к меняющимся условиям существования посредством реформ. Главной тенденцией в развитии государственного строя парламентской монархии в XX в. стала его дальнейшая постепенная демократизация.
Избирательная реформа 1918 г. (Акт о народном представительстве) предоставила право голоса мужчинам, достигшим 21 года, и женщинам – 30 лет. Ценз оседлости определялся в 6 месяцев. Были установлены одинаковые избирательные округа. Один депутат стал избираться примерно от 70 тыс. жителей. Выборы проходили в один день по всей стране. В результате реформы число избирателей выросло с 8 млн до 21 млн в выборах могла участвовать половина населения. В 1926 г. ценз оседлости сократился с шести до трех месяцев. Правда, реформа 1918 г. сохранила типичные для английского избирательного права плюральные (множественные) вотумы
, т.е. право собственника голосовать в нескольких местах нахождения недвижимости.
Избирательная реформа 1928 г. впервые в Великобритании установила всеобщее избирательное право для мужского и женского населения старше 21 года. В результате число избирателей увеличилось на 5 млн человек.
Акт о народном представительстве 1948 г. отменил "двойной вотум". Архаичное право второго голоса, когда владелец недвижимости, а также лица, окончившие университет, могли голосовать дважды, было упразднено. Теперь никто не мог голосовать более чем в одном округе. Таким образом, активное избирательное право стало не только всеобщим, но и равным. Правда, для внесения в списки кандидатов (т.е. для обладания пассивным избирательным правом) был нужен залог в 150 ф. ст. Если кандидат набирал менее восьмой части от общего числа поданных голосов, залог шел в казну.
Акт о народном представительстве 1969 г. понизил возрастной ценз на выборах с 21 года до 18 лет.
В XX в. были завершены демократизация избирательного права и превращение его во всеобщее и равное. Целью демократизации была интеграция новых социальных групп, которые возникали в процессе структурной перестройки экономики, в политическую жизнь, формирование у них лояльного, а не протестного отношения к политической системе.
39. Эволюция государственно-политической системы III Республики. Падение III Республики и возрождение авторитаризма.
Основные события политического характера, которые пережила Третья республика (1875-1940 гг.) - Первая мировая война, участие Франции на стороне Антанты, возвращение территорий Эльзаса и Лотарингии.
После войны в Третьей республике начался кризис институтов власти, который проявился в
сменах кабинетов министров, сильным контролем над правительством парламента. Нестабильная политическая система не смогла противостоять усилению авторитарных
тенденций и кризису 1930-х гг.
Политические движения:
ультраправых (профашистских) сил - «Аксьон франсез», возглавил маршал А. Петен;
«Огненные кресты», возглавил полковник Ф. де Ля Рок- к;
ультралевых сил – коммунистическая партия Франции, объединившая в конце 1920 г.
большинство ультралевых сил страны.
В 1936 г., когда максимально возросла угроза возникновения фашистского государственного строя, во Франции был сформирован
Народный фронт, объединивший представителей антифашистских организаций, коммунистов, социалистов, республиканцев, радикалов. Программа Народного фронта (январь 1936 г.) предусматривала изменения в политической и экономической сферах (запрет фашистских организаций; создание в Европе системы коллективной безопасности; социально-экономические реформы).
На выборах 1936 г. Народный фронт получил большинство мест в парламенте. Это был мощный антифашистский блок, а с другой стороны, символ либерализации социальной сферы. Однако непреодолимые, значительные разногласия между партиями привели к тому, что Народный фронт смог просуществовать только около года.
Падение Третьей республики
В 1939 году Франция и Великобритания после вторжения Германии в Польшу
объявили ей войну, при этом не ведя активных боевых действий. В истории такие действия получили название «сидячей» или «странной» войны.
В 1940 году Вермахт осуществил вторжение на территорию Нидерландов, Бельгии, Франции. Англо-французские войска не могли противостоять Германии. В мае 1940 г. Нидерланды и Бельгия капитулировали. Французская армия, после капитуляции английских войск под Дюнкерком, начала поспешно под натиском немецких войск отступать.
Уже в июне 1940 года французское правительство спешно покинуло Париж, а 10 июня
Италия объявила Франции войну. Нацисты оккупировали Париж 14 июня. Угроза полной
оккупации, потеря северных территорий Франции привели к сильному политическому кризису. Правительство Поля Рейно было отправлено в отставку. Значительно возросли позиции Филиппа Петена, маршала Франции, героя Первой мировой войны. Однако сразу после своего назначения, Петен отправил в Берлин прошение о перемирии.
18 июня 1940 года Шарль де Голль, пребывающий в Лондоне, обратился к народу Франции с призывом признать правительство Петена нелегитимным. Он объявил о создании
«Сражающейся Франции». «Сражающаяся Франция» имела и другое название – «Свободная Франция», патриотическое движение за национальную независимость Франции (1940-1945 гг.). К этому движению примкнули военные, образовав «Свободные французские силы» (Французские силы освобождения). Основная цель движения – восстановление независимости своей страны от нацистских оккупантов и фашистских коллаборационистов.
Судебный прецедент является основным источником английского права. В настоящее время в Англии насчитывается около 800 тыс. судебных прецедентов, и каждый год прибавляется примерно по 20 тыс. новых.
В отличие от США судебная инстанция не могла отказаться от ею же созданного ранее прецедента, который мог быть изменен только вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Даже высшая судебная инстанция – палата лордов – до середины 60-х годов считалась связанной своими собственными прежними решениями, что в конечном итоге создавало тупиковую ситуацию. В 1966 г. палата лордов отказалась от этого принципа.
36. Антитрестовское законодательство США. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами. Включает в себя Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». (Удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.)
Для противодействия монополиям в 1914 г. был принят закон Клейтона, который:
-
запрещал все формы дискриминации в ценовой политике; -
ограничивал реализацию товаров с принудительным ассортиментом; -
запрещал слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов; -
запрещал совмещение должностей в советах директоров различных фирм.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.
Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Рузвельта (1882-1945). Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где безраздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ночным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обозначения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.
Социальные реформы. Внедрение начал социального законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, организация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные организации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управлении экономикой и финансами.
Экономические реформы. Создание Национальной администрации восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был принят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установленных цен.
Самой успешной оказалась программа помощи фермерам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливала объём производства. Для аграрного сектора были выделены средства на исследовательские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В результате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.
37. Британская колониальная империя, ее развитие. Вестминстерский статут 1931 г.
Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).
Этот парламентский акт ввёл в силу решения конференций Британской империи 1926 и 1930 годо
в о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.
Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.
Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус королевств Содружества, что означает их !полную самостоятельность! при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Таким образом, король Великобритании Карл III одновременно является королеv Австралии, Барбадоса и т. д.
Из 54 членов Содружества статус королевства имеют лишь 19.
На 1931 год статут был применён к существовавшим на тот момент доминионам: Австралийское Содружество, Доминион Канада, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд и Южно-Африканский Союз.
38. Основные изменения в государственном строе Великобритании в ХХ веке: парламент, правительство. Акт о народном представительстве 1948 г. Местное управление.
Государственный строй Великобритании XX в. представлял собой парламентскую монархию, институты которой приспосабливались к меняющимся условиям существования посредством реформ. Главной тенденцией в развитии государственного строя парламентской монархии в XX в. стала его дальнейшая постепенная демократизация.
Избирательная реформа 1918 г. (Акт о народном представительстве) предоставила право голоса мужчинам, достигшим 21 года, и женщинам – 30 лет. Ценз оседлости определялся в 6 месяцев. Были установлены одинаковые избирательные округа. Один депутат стал избираться примерно от 70 тыс. жителей. Выборы проходили в один день по всей стране. В результате реформы число избирателей выросло с 8 млн до 21 млн в выборах могла участвовать половина населения. В 1926 г. ценз оседлости сократился с шести до трех месяцев. Правда, реформа 1918 г. сохранила типичные для английского избирательного права плюральные (множественные) вотумы
, т.е. право собственника голосовать в нескольких местах нахождения недвижимости.
Избирательная реформа 1928 г. впервые в Великобритании установила всеобщее избирательное право для мужского и женского населения старше 21 года. В результате число избирателей увеличилось на 5 млн человек.
Акт о народном представительстве 1948 г. отменил "двойной вотум". Архаичное право второго голоса, когда владелец недвижимости, а также лица, окончившие университет, могли голосовать дважды, было упразднено. Теперь никто не мог голосовать более чем в одном округе. Таким образом, активное избирательное право стало не только всеобщим, но и равным. Правда, для внесения в списки кандидатов (т.е. для обладания пассивным избирательным правом) был нужен залог в 150 ф. ст. Если кандидат набирал менее восьмой части от общего числа поданных голосов, залог шел в казну.
Акт о народном представительстве 1969 г. понизил возрастной ценз на выборах с 21 года до 18 лет.
В XX в. были завершены демократизация избирательного права и превращение его во всеобщее и равное. Целью демократизации была интеграция новых социальных групп, которые возникали в процессе структурной перестройки экономики, в политическую жизнь, формирование у них лояльного, а не протестного отношения к политической системе.
39. Эволюция государственно-политической системы III Республики. Падение III Республики и возрождение авторитаризма.
Основные события политического характера, которые пережила Третья республика (1875-1940 гг.) - Первая мировая война, участие Франции на стороне Антанты, возвращение территорий Эльзаса и Лотарингии.
После войны в Третьей республике начался кризис институтов власти, который проявился в
сменах кабинетов министров, сильным контролем над правительством парламента. Нестабильная политическая система не смогла противостоять усилению авторитарных
тенденций и кризису 1930-х гг.
Политические движения:
ультраправых (профашистских) сил - «Аксьон франсез», возглавил маршал А. Петен;
«Огненные кресты», возглавил полковник Ф. де Ля Рок- к;
ультралевых сил – коммунистическая партия Франции, объединившая в конце 1920 г.
большинство ультралевых сил страны.
В 1936 г., когда максимально возросла угроза возникновения фашистского государственного строя, во Франции был сформирован
Народный фронт, объединивший представителей антифашистских организаций, коммунистов, социалистов, республиканцев, радикалов. Программа Народного фронта (январь 1936 г.) предусматривала изменения в политической и экономической сферах (запрет фашистских организаций; создание в Европе системы коллективной безопасности; социально-экономические реформы).
На выборах 1936 г. Народный фронт получил большинство мест в парламенте. Это был мощный антифашистский блок, а с другой стороны, символ либерализации социальной сферы. Однако непреодолимые, значительные разногласия между партиями привели к тому, что Народный фронт смог просуществовать только около года.
Падение Третьей республики
В 1939 году Франция и Великобритания после вторжения Германии в Польшу
объявили ей войну, при этом не ведя активных боевых действий. В истории такие действия получили название «сидячей» или «странной» войны.
В 1940 году Вермахт осуществил вторжение на территорию Нидерландов, Бельгии, Франции. Англо-французские войска не могли противостоять Германии. В мае 1940 г. Нидерланды и Бельгия капитулировали. Французская армия, после капитуляции английских войск под Дюнкерком, начала поспешно под натиском немецких войск отступать.
Уже в июне 1940 года французское правительство спешно покинуло Париж, а 10 июня
Италия объявила Франции войну. Нацисты оккупировали Париж 14 июня. Угроза полной
оккупации, потеря северных территорий Франции привели к сильному политическому кризису. Правительство Поля Рейно было отправлено в отставку. Значительно возросли позиции Филиппа Петена, маршала Франции, героя Первой мировой войны. Однако сразу после своего назначения, Петен отправил в Берлин прошение о перемирии.
18 июня 1940 года Шарль де Голль, пребывающий в Лондоне, обратился к народу Франции с призывом признать правительство Петена нелегитимным. Он объявил о создании
«Сражающейся Франции». «Сражающаяся Франция» имела и другое название – «Свободная Франция», патриотическое движение за национальную независимость Франции (1940-1945 гг.). К этому движению примкнули военные, образовав «Свободные французские силы» (Французские силы освобождения). Основная цель движения – восстановление независимости своей страны от нацистских оккупантов и фашистских коллаборационистов.