Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6 августа 1905 г. Николай 2 подписал Манифест и утвердил Положение о выборах в Государственную Думу, которая планировалась как законосовещательный орган.

В компетенцию Государственной Думы входило: обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний.

По новому закону предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Для первых двух привилегированных курий — двухстепенные.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятий — один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организованный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырёхступенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты — одну треть общего числа членов Думы.

Крайне правые партии — сторонницы самодержавия — потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным, через 72 дня она была досрочно распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что не соответствовало трусливой буржуазии. 3 июня 1907 г. последовал манифест о ее роспуске, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51% выборщиков. Крестьяне — самая многочисленная часть населения — получили 22,4%, рабочие — немногим более 2%.


При выборах в Ш Думу большое место получили правые, наиболее реакционные партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала послушным орудием самодержавия, распущена 30 августа 1912 года.

Вопрос 2. Дополнения и изменения Конституции СССР 1977 г. в 1988–1991 гг.

Решения об изменении политической системы были приняты XIX партийной конференцией КПСС. 23 октября 1988 г. для всенародного обсуждения были опубликованы проекты законов «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Проекты подверглись суровой критике со стороны лидеров национальных движений, но были одобрены парторганизациями КПСС и «трудовыми коллективами». Изменения были приняты Верховным советом СССР 1 декабря 1988 г.

Суть реформы заключалась в создании съезда народных депутатов СССР численностью в 2250 человек. Треть его состава не избиралась, а назначалась руководством официальных общественных организаций, причем 100 из них — ЦК КПСС. По списку этой сотни прошел и будущий председатель Верховного совета СССР М. Горбачев, который, таким образом, не был избран гражданами. Огромным съездом было легко манипулировать, он был «защитным барьером» между народом и законодательным органом — Верховным Советом СССР. В соответствии с принятым одновременно законом о выборах, кандидаты в депутаты по территориальным округам проходили строгий отбор окружных предвыборных собраний, состоявших из представителей местных партийных, производственных и профсоюзных структур. Однако впервые со времен гражданской войны предполагались выборы из нескольких кандидатов. Высшим должностным ликом в СССР стал председатель Верховного совета СССР. Также реформа создавала Комитет конституционного надзора СССР.


Билет № 34

Вопрос 1. Историко-правовое значение Манифеста 17 октября 1905 г.

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» , учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу.

Вопрос 2. Конституция РСФСР 1978 г. Дополнения и изменения, внесенные в нее в 1988-1991 гг.

Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция РСФСР.

Введена в действие Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года из-за принятия Конституции СССР 1977 года.

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов, срок полномочий Верховного совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий советов народных депутатов с 2 до 2,5 лет.

Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 12 декабря 1993 года прекратила существование политическая система установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года.

По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Билет № 35

Вопрос 1. Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г. Значение и итоги.

Основные государственные законы явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные государственные законы регламентировали создание Государственной Думы, реорганизацию Государственного Совета и образование Совета министров как специального правительственного органа. Император осуществлял законодательную власть совместно с Государственной Думой и Государственным Советом. Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами.

За Государственной Думой и Государственным Советом закреплялась законодательная власть и право законодательные инициативы, за исключением изменения Основных государственных законов, которые могли изменяться только царем.

Государственная Дума и Государственный Совет могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством.

В компетенцию Государственной Думы входило: обсуждение и утверждение бюджет заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных ж/д.

Механизм принятия законов: законопроект рассматривался в Государственной Думе и Государственном Совете, затем председатель Государственного Совета направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, непринятые Государственной Думой и Государственным Советом, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят Государственной Думой и Государственным Советом.

18 марта1906г. Во Временные правила были внесены изменения, ужесточавшие цензуру. Тогда же был обнародован подписанный императором еще в феврале указ об уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц. Также введены Временные правила об обществах и союзах(общества теперь образовывались свободно, без предварительного разрешения, но при регистрации устава в соответствии губернии и Временного правила о собраниях

Вопрос 2. Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР — политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР. Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР, в декларации также утверждались:

-приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР;

-равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций;

-принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

-необходимость расширения права автономных республик, областей, округов, краёв РСФСР.

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

+С 1992 года день принятия Декларации, 12 июня, — государственный праздник Российской Федерации. Помимо провозглашения гос. суверенитета, содержала еще целый ряд важнейших положений: впервые признавалось равноправие политических партий и общественных организаций, провозглашался принцип разделения властей, объявлялось верховенство Конституции РСФСР и законов, признавалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей, а также необходимость заключения нового Союзного договора.