Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уложение различало соучастие в преступлении: по предварительному соглашению участников; без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.
Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.
Классификация преступлений
1) религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и др.;
2) государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и др.;
3) преступления против порядка управления: неповиновение начальству и др.;
4) должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и др.;
5) преступления против личности: убийство и др.;
6) преступления против имущества: разбой, грабеж и др.
Наказания
1) уголовные, которые сопровождались лишением всех прав состояния: смертная казнь (назначалась только за политические преступления); каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири; пожизненная ссылка в Сибирь; ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным);
2) исправительные, которые сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния: телесные наказания (например, битье кнутом, клеймение); ссылка в Сибирь на определенный срок; кратковременное заключение, которое могло быть реализовано либо в крепости, либо в тюрьме); штраф; кратковременный арест; выговор
Вопрос 2. Реорганизация советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1953 гг).
Указе «О военном положении», принятом Президиумом Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г.
Создавались чрезвычайные органы:
-Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), руководимый И.В. Сталиным, сосредоточил всю полноту власти в государстве, его постановления имели силу законов военного времени. ГКО не имел своего аппарата, а использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). На местах создавались городские комитеты обороны.
При СНК СССР были созданы:
--Совет по эвакуации - руководил эвакуацией промышленности;
-снабжением народного хозяйства занимались Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и т. д.;
-Управление по эвакуации населения;
-Комитет по учету и распределению рабочей силы;
-Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих;
-Совинформбюро - проводило информационно-пропагандистскую работу.
Для руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования.
Билет № 28
Вопрос 1. Правовые основы проведения и сущность крестьянской реформы 1861 г. Итоги и значение.
1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет. Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу. Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:
- личную свободу;
- ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);
- право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;
- право заниматься государственной службой;
- право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;
- прав крестьян вступать в гильдии;
- право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.
Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное — в праве на личную свободу.
Вопрос 2. Основные направления развития права в годы Великой Отечественной войны.
В гражданском праве - принцип единства государственной собственности, позволявший гос-ву оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики. Сокращаются договорные отношения, возрастает роль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планирование. В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей. Были расширены права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители, братья и сестры.
В семейном праве закреплялся институт официального брака, усложнялся процесс развода, поощрялись многодетные семьи, рождаемость, увеличивается государственная помощь беременным, многодетным и одиноким матерям.
Трудовое право было призвано решать задачи трудовой мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер. Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввел мобилизацию трудоспособного населения, не занятого в учреждениях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55 лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться на производстве и строительстве. Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпуск имели лишь подростки до 16 лет, остальные работники получали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Вводилась система материального стимулирования за трудовые успехи, обычной нормой становится трудовой подвиг и энтузиазм.
В уголовном праве была повышена ответственность за ряд преступлений, общественную опасность которых усиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки. Заключением на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Усиливается ответственность за разглашение государственной тайны, хищение государственной и общественной собственности
Билет № 29
Вопрос 1. Правовые основы, содержание, итоги и значение судебной реформы 1864 г.
В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.
Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов - прокуратуры и следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.
В ходе реформ были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи.
Учреждались: институт судебных следователей, адвокатура, суд присяжных, реорганизовывалась прокуратура. Только независимый, несменяемый судья мог реально обеспечить процедуру судопроизводства на началах гласности, состязательности, права подсудимого на защиту при участии присяжных заседателей.
Принципы и институты судебной реформы действовали как единый механизм, дополняли друг друга, тем самым обеспечивая в царской России новую юридическую конъюнктуру: обновление системы российского правосудия, формирование высококвалифицированных юридических кадров, провозглашение принципов создания равного, справедливого, гуманного суда.
Вопрос 2. Реорганизация государственного аппарата в СССР в 1953–1964 гг.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге – ускорить экономическое развитие.
В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы).
в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства
, вставший над всей системой органов управления экономикой.
В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу. В связи с этим стоит реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. были разделены по территориальному признаку на городские и сельские.
Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности».
Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.
Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 года была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов).
Билет № 30
Вопрос 1. Правовые основы земской и городской реформ 1864 г. и 1870 г. Содержание, итоги и значение.
1 января 1864 г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»-земская реформа.(создание всесословных органов местного самоуправления).
Создавалась двухзвенная система выборных органов: уездные и губернские. Местные (распорядит.органы,осущ.надзор за ходом земских дел,работая в посессион.порядке) Исполнит.органы - земские управы, кот-е вели документацию,осущ-ли надзор за поступлением доходов и за их расходованием, созывали земск.съезды. представительные учреждения не входили в систему органов государства, к их ведению относилось:
•Заведование имуществами,капиталами и ден.сборами,
•Попечение о развитии народного продовольствия,местн.торговли и промышленности.
•Заведование земск.благотворит.заведениями,
•Участие в попечении о народ.образ-ии.
•Взимание и расход-е местн.сборов.
-Обязательные сборы(повинности)
-По хоз-ву,содержанию кв-р для воен.команд,
-Сод-е богоугодных заведений(сирот.дома),дорог,мостов,местного гражд.управ-я,мровых судеб.учреж-й,