Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет №1
Вопрос 1. Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения. Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся:
* феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);
* свободные общинники (сельские и городские "люди" и "Людины");
* смерды (крестьяне-общинники);
* закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу");
* изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);
* челядь и холопы (придворные рабы);
* городское население (городская аристократия и городские низы)
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него.
Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами".
"Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были:
* бывшие закупы;
* выкупившиеся на волю холопы;
* выходцы из свободных слоев общества.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину.
Вопрос 2. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. и его значение и правовая оценка.
Положение о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. В то же время, усилилась непропорциональность в избирательной системе. Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе:
•волостная (то есть крестьянская);
•землевладельческая;
•1-я городская (высший избирательный ценз);
•2-я городская (низший избирательный ценз);
•рабочая.
Выборы не имели партийного характера - официальных партийных списков не существовало, все кандидаты в члены Думы формально являлись самовыдвиженцами и не имели обязательства присоединиться в Думе к определенной фракции.
Итак, 3 июня в нарушение Манифеста от 17 октября 1905 года и Основных законов от 23 апреля 1906 года Николай II резко изменил избирательный закон в Государственную думу. Если по закону 1905 года на выборах в думу 1 голос помещика приравнивался к 5 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих, то теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой городской буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Очевидно, что при таком резком изменении избирательного закона состав третьей Думы был совершенно другой. Большинство мест там получила партия Октябристов, члены которой называли совю партию «господской».
Билет № 2
Вопрос 1. Общая характеристика и основные редакции Русской правды.
Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:
-
краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси); -
пространная редакция (она содержит 121 статью); -
сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).
Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.
По Русской Правде выделялись следующие слои населения:
•князья (стояли над законом);
•бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
•духовенство (их судила только церковь);
•простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
•закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
•холопы (рабы);
•рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).
Виды договоров по Русской Правде:
•купли-продажи;
•займа;
•хранения имущества (поклажи);
•займа с самозакладом (закупничество);
•подряда («урок мостников»);
•личного найма.
По Русской Правде выделялось наследование:
•по закону;
•по завещанию.
Основные редакции
Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»
Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.
Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.
Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.
Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д.
Вопрос 2. Правовые основы государственных реформ П.А. Столыпина.
Главной целью этой реформы, задуманной еще Витте, было привлечение в качестве союзника царского правительства народившегося класса сельской буржуазии – кулачества. Осуществил ее министр внутренних дел, а позднее председатель Совета министров П.А. Столыпин.
Аграрная реформа осуществлялась по нескольким направлениям:
-
разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности; -
скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам; -
организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.
Первый столыпинский указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона касающегося крестьянского землевладения и землепользования» был издан 9 нояб. 1906 г. Он как раз и был направлен на разрушение общины, т.к. провозглашал свободный порядок выхода из нее и закреплял наделы в собственность крестьян.
Согласно указу каждый крестьянин, состоящий в общине, мог выйти из нее, потребовав выделения из общинной земли участка (земельного надела) в свою собственность, который полагался ему, когда он был в составе общины. При этом образовывался отруб, объединяющий все причитающиеся ему угодья в один массив, если крестьянин оставлял свою усадьбу в деревне, или хутор, если усадьба переносилась на этот участок.
Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия – кулачества (сельской буржуазии). Столыпин полагал, что путем разрушения общины удастся создать крепкие кулацкие хозяйства, которые, как правило, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно.
Преследовалась и цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения некоторых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы хотели также разрядить аграрный кризис в центральных районах России.
Порядок землеустройства регламентировался Положением о землеустройстве, утвержденным в мае 1911 г. Положение предоставило крестьянину право выхода из общины без ее согласия. Это ликвидировало последнее препятствие на пути ликвидации общины. Теперь кулак мог приобрести неограниченное количество земли и нанимать сколько угодно батраков из числа своих обезземеленных односельчан. Чтобы стимулировать кулаков, Столыпин усилил также деятельность Крестьянского поземельного банка, выдававшего им ссуды на покупку крестьянской земли. Однако порядок предоставления ссуд и установленные проценты были таковы, что воспользоваться ими могли только зажиточные крестьяне.
Таким образом, реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии - кулаков. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.
Аграрная реформа 1906-1911 гг. не затронула помещичьего землевладения, не ликвидировала остатки старых, докапиталистических порядков, привела к разорению массы крестьян, обострила кризис в деревне.
Билет № 3
Вопрос 1. Право собственности, обязательственное и наследственное право по Русской правде.
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего
В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. ст. 12, 13 Краткой Правды). Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, но понятия абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности.
В Древней Руси существовало несколько разновидностей договоров.
•купли-продажи;
•займа;
•хранения имущества (поклажи);
•займа с самозакладом (закупничество);
•подряда («урок мостников»);
•личного найма.