Файл: Лекции на естественном факультете. Женился на бывшей крепостной Татьяне Ивановне Ваниной, не получив благословения отца.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Верещагин
1 слайд: Кооперативное движение – это многогранное явление, занимающее важное место в современных общественно-экономических системах. Исторический опыт свидетельствует о том, что успех кооперативных организаций во многом объясняется тем, что эти структуры воспринимаются представителями различных социальных групп как эффективный механизм реализации в условиях рынка своих предпринимательских и социальных инициатив.
Видным явлением в практике дореволюционного кооперативного движения России стала молочная кооперация в форме сыроваренных и маслодельных артелей, теоретические основы функционирования которых были сформулированы Н.В. Верещагиным. Николай Васильевич в своих трудах досконально разработал принципы функционирования таких новых видов кооперативных организаций для нашей страны как сыроваренные и маслодельные артели. Во многом благодаря Н.В. Верещагину и его многочисленным ученикам, которые активно внедряли теоретические разработки функционирования маслодельной кооперации в отечественную экономическую практику уже в начале XX в. России принадлежала 1/4 мирового экспорта масла
2 слайд: Детские годы провел в имении отца. Матушка принимала участие в воспитании, учила языкам, истории, географии, приучала к музыке и «сама недурно играла на фортепьяно». Николай понимал по-французски и по-немецки, писал и читал на этих языках.
Предки Верещагиных были военными, поэтому в возрасте 10 лет был определен в Александровский кадетский корпус, а через год переведен в Петровский морской кадетский корпус.
Николай во время Крымской войны служил на паровой канонерской лодке. В 1859 он получил от своего начальства разрешение посещать вольнослушателем Санкт-Петербургский университет, где слушал лекции на естественном факультете.
Женился на бывшей крепостной Татьяне Ивановне Ваниной, не получив благословения отца.
Будучи морским офицером, закончил в 1864 году естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. По политическим убеждениям был народником и решил посвятить себя делу улучшения экономического положения крестьян путем рациональной организации молочного скотоводства и молочного дела в крестьянских хозяйствах.
В начале 60-х годов Н. В. Верещагин впервые обратил внимание на скотоводство и молочное хозяйство, видя в них главную основу русского, и особенно северного, земледелия. Он понял, что взамен из года в год падающего хлебного хозяйства следует отдавать хозяйству, производящему на внутреннем и мировом рынках более ценные продукты - молоко, сыр, масло, мясо и т. д., и, убедившись в правильности этого воззрения он со всем пылом души и увлечением отдался делу, которое, как показала жизнь, не обманула его»
По счастью, в это время Николай получил из Швейцарии письмо от брата Василия, в котором "он известил меня, что, проезжая Швейцарию, он справлялся, можно ли там учиться сыроварению, и узнал, что в некоторых местностях секрета из этого не делают и что там можно будет обучиться легче и за те же средства". Судьба Николая Верещагина решилась. С женой Татьяной (урожденной Ваниной, бывшей крепостной соседа-помещика) он уезжает в Швейцарию и устраивается учеником в одну из сыроварен в местечке Копне под Женевой, где проходит весь "курс" сыроварения, от подсобного рабочего до помощника мастера. Особенно занимает его артельная (кооперативная) организация производства сыра: "Приехав в Швейцарию и попав на сыроварню, я никак не мог понять, почему туда так много народу носят молоко; мне казалось, что сыроварение возможно только у крупных землевладельцев. Ответ был, что носят молоко крестьяне. Кто же у них покупает молоко, был мой вопрос? Они не так глупы, чтобы продавать молоко, отвечал мне сыровар. Сыроварней заведует Комитет, который нанимает сыровара, продает сыры", а уж потом, в конце года, рассчитывается с крестьянами за проданный сыр. Артельные сыроварни сразу понравились Верещагину своей чистотой, бодрым сырным запахом, серьезностью и основательностью молочного дела. Ухаживали за скотом здесь только мужчины, они же и доили коров, а производство сыра оказалось настолько прибыльным, что крестьяне и хлеба не сеют: весь навоз идет на выпасные луга, которые берегут здесь пуще глаза. Идея распространить артельное сыроварение в России завладела Верещагиным. Главный принцип был найден: сделать крестьян богатыми, чтобы сделать богатой всю страну.
В 1865 г. по совету младшего брата, художника В. В. Верещагина, Николай Васильевич отправился в Швейцарию, так как там, в горах, не делали секретов из производства сыра. Здесь он впервые увидел артельную сыроварню, где крестьяне сдавали молоко, а затем делили доход, полученный от продажи сыра, между собой. Это давало им возможность лучше содержать свой скот, от которого коровы были крупнее, давали больше молока. Идея организовать такие же сыроварни у себя на родине настолько увлекла Николая Васильевича, что он уже не думает о производстве сыра только в своем поместье, он полностью во власти проектов: наладить выпуск полноценных молочных продукты.
"...В Швейцарии я пробыл полгода, причем изучил приготовление сыров жирных, полужирных и тощих и приготовление масла по швейцарскому способу...". Но для организации нового дела нужны были средства. По возвращении в Петербург Николай Васильевич узнал, что в Экономическом обществе (Императорское Вольное экономическое общество, созданное для поощрения перспективных начинаний в хозяйстве России. — Прим. авт.) есть свободные средства только для Тверской губернии: капитал, пожертвованный местными купцами для улучшения здесь хозяйства. Так мысль устроить сыроварню в фамильном гнезде, Пертовке, отпала сама собой, и Верещагин с женой на долгие годы перебирается в Тверскую губернию. Первую сыроварню Николай Васильевич попытался устроить в селе Городня. Но у него ничего не вышло: городнянские мужики исстари занимались извозом, так что все разговоры об артелях и сыроварении они пропускали мимо ушей.
Зимой 1865 года Верещагин с женой обосновались в полузаброшенной деревне Александровке, где и была оборудована первая "сырня". Крестьян начинание "барина" заинтересовало, но они приглядывались к нему с большой недоверчивостью. Когда Верещагин сказал, что готов покупать молоко у крестьян, те для начала заломили цену как на столичном рынке — рубль за ведро. Верещагин дал. За другое ведро — дал меньше, постепенно дошло до обычной цены. Мужики принялись попрекать его: "Вот, ты говоришь, что приехал помочь нам, а сам цену сбавляешь!" — "Соберите артель — тогда вся выгода будет ваша".
Все шло непросто. Нужно было не только убедить правительство в необходимости выдавать ссуды крестьянским товариществам, а земство — выделять деньги на оплату мастеров — помощников Верещагина, но и доказать самим крестьянам, что создание артелей, когда молоко сдается в одно место в счет будущей общей прибыли, будет выгодно им самим.
Со второй половины 1860-х тема артельных сыроварен, своевременности их создания и пользы для крестьян являлась предметом дискуссий между В., которого поддерживал Д.И. Менделеев, и теоретиком и практиком агрономии А.Н. Энгельгардтом, который считал, что создание артельных сыроварен в условиях пореформенной деревни нецелесообразно, так как молока крестьянам не хватает даже для собственных нужд
К 1870 году Верещагин открыл в Тверской губернии 11 сыроварен и останавливаться на достигнутом не планировал. Он лично контролировал деятельность предприятий, составлял для крестьян-работников разъяснительные брошюры и боролся со злыми языками, критиковавшими «непродуктивных» отечественных коров.
Наладить работу сыроварен оказалось нелегко. Крестьяне, для которых дело было в новинку, порой случайно или из желания схитрить наносили производству ущерб. Главной проблемой, на которую обратил внимание Николай Верещагин, было отсутствие стерильности: некоторые артельщики наливали молоко в грязную посуду, да еще и разбавляли его водой. Тогда Верещагин задумался о создании школы, где из заинтересованных крестьян можно было бы вырастить настоящих специалистов-сыроваров.
Школа
Создание крупной отрасли хозяйства подобно игре в "Цивилизацию": поначалу нужны участники игры (крестьяне), средства (кредиты), специальное оборудование и помещения, транспорт, чтобы доставить товар потребителю, и еще тысяча "мелочей", которые заранее предугадать невозможно. Но прежде всего нужны специалисты. Три года Верещагин добивался открытия в селе Едимонове, в поместье барона Корфа, школы молочного хозяйства. Наконец в 1871 году деньги на нее были получены. Школа была оборудована по последнему слову науки: скотный двор на 100 голов, помещение для телят, свинарник, шведская молочная для отстаивания молока, маслодельня, сыроварни, помещение для сгущения молока, корпус для приготовления зеленого сыра, бондарная, шведский ледник.
В школу могли поступать мещане и крестьянские дети. Обучение было двухгодичным. В первом классе изучали уход за скотом, доение коров, выпаивание телят и откармливание свиней, первоначальный уход за молоком, приготовление сметаны и творога, приготовление зеленого сыра, занятия в школе грамотности. Во втором — уход за молоком, приготовление масла из свежих сливок, голштинское маслоделие, варку грюйерских сыров (швейцарских), варку эдамских сыров (голландских), варку честера, варку сыров камамбер, бри, куломье (французских), сгущение молока и занятия в школе грамотности.
Учебное заведение удалось открыть в 1871 году в селе Едимоново Тверской губернии. Николай Верещагин стал и директором, и преподавателем первой в России школы молочного хозяйства, поступить в которую мог любой желающий. Верещагин принципиально не устанавливал никакого финансового ценза, открыл бесплатное общежитие и по мере сил подкидывал лишнюю копеечку своим подопечным.
Крестьяне, очарованные вежливым и уважительным отношением предпринимателя и его супруги Татьяны, приезжали на учебу со всех близлежащих деревень. За четой Верещагиных в народе закрепилось прозвище «сырники».
«Николай Васильевич поселился в Тверском уезде, в городе Александровке, и открыл первую сыроварню в селе Отроковичи при небольшой поддержке Вольного экономического общества на приобретение необходимого оборудования. Небольшая сыроварня и чарующая привлекательность «сырника» и молодой «сырницы», жены Николая Васильевича, уважаемой Татьяны Ивановны, быстро завоевали симпатии крестьян не только этих пунктов, но и более отдаленных деревень. и деревни
Большую часть образовательной программы составляла практика. Николай Верещагин вставал засветло, обходил свои владения, а затем шел в общежитие и будил учеников, чтобы те успели на утреннюю дойку. Лишь убедившись, что все уроки проведены, а на производстве не случилось никаких происшествий, Верещагин мог позволить себе немного отдохнуть. Ради процветания Единомовской школы предприниматель не побоялся заложить свое имение.
Молочное дело принимало всероссийский размах. Бывший товарищ Николая Васильевича по Морскому кадетскому корпусу, В.И. Бландов, учившийся по поручению Верещагина сыроделанию в Голландии, сначала успешно поставил артельное дело в Ярославской губернии, а затем, волею случая оказавшись заведующим одним из "беспризорных" складов артельных сыроварен в Москве, за несколько лет превратил его в доходное дело. Позже он открыл свою фирму и стал миллионером, построил первый московский молочный завод с сетью первоклассных молочных магазинов.
Однако создание новой отрасли хозяйства — дело не только азартное, но и рисковое. Склад артельных сыроварен в Петербурге, казалось, сулил верную прибыль. Дела на нем вел энтузиаст и первопроходец артельного дела крестьянин Никифор Иванович Сивый. Счетоводом был принят помещик Старицкого уезда С.А. Козлов. Дело развивалось, открылся московский филиал. И тут — после девяти лет беспорочной службы — Козлов пропал вместе с деньгами. Оказалось, что параллельно помещик затеял производство электрических ламп русского изобретателя Лодыгина и... прогорел. Имение его было продано с торгов. Сам Козлов скрылся в какой-то дальней губернии, но торговому "представительству" артельного сыроделия в Петербурге был нанесен чувствительный удар по репутации.