Файл: Экстремальные ситуации и действия вожатого в них.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Если же избежать контакта не удалось и вы видите, что вряд ли с ним справитесь, сделайте попытку оказать психический нажим на нападающего. С учетом складывающейся ситуации попробуйте, например, поговорить с ним о цели нападения, «поторгуйтесь». Или, наоборот, действуйте напористо и смело. Скажите, что в этом месте ждете знакомого. А то и просто сыграйте «под дурака». Эта пауза обычно «охлаждает» нападающего и способствует изменению его поведения. Не теряйте надежды на помощь окружающих и на изменение обстановки к лучшему. В любом случае, нужно быть готовым к нападению.

 В случае нападения кусайтесь, царапайтесь, смело применяйте приемы самозащиты. В некоторых случаях даже ваша попытка оказать сопротивление резко снижает желание преступника продолжать нападение. Нападающий рассчитывает найти в вас всего лишь пассивную жертву, поэтому любое сопротивление с вашей стороны застанет преступника врасплох и может привести его в замешательство. В конечном итоге выбор стратегии поведения в высшей мере

индивидуален, одним жертвам может помочь одно, другим — другое. Действуйте по обстоятельствам, привлекая в помощники свой ум и смекалку. При этом никогда не провоцируйте своего противника на обострение конфликта, не отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление. Это может явиться той последней каплей, которая толкнет его к агрессивным действиям.

Запомните: самая большая ваша победа будет та, когда в конфликтной ситуации вы избежите физического контакта.

Дополнительные советы девушкам

 Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в случае необходимости. По возможности находитесь на улице в компании друзей.

 Приходя в гости, осмотритесь, запомните расположение комнат, дверей, устройство замков, местонахождение телефона, наличие соседей, так как вы должны быть готовы в любой момент покинуть квартиру.

 Не стесняйтесь попросить у хозяев квартиры, где вы гостите, разрешения позвонить по телефону и сообщить родителям, что вы направляетесь домой.

 Отвечайте отказом на предложение случайного знакомого подвезти вас домой.

 Когда незнакомец на улице приглашает вас зайти к нему в дом, под самым благовидным предлогом вежливо откажитесь и быстро уходите.

 Будьте осмотрительны, не бойтесь показаться «белой вороной» в подростковой компании, уклоняйтесь от употребления спиртного — в пьяных компаниях чаще всего совершаются грабежи, изнасилования и убийства. В случае опасности под любым предлогом (выйти попить, поправить одежду, в туалет) постарайтесь незаметно уйти из квартиры. На улице стремитесь быстрее затеряться в толпе. Позвоните родителям, чтобы вас встретили. При подходе к своему дому будьте внимательны и осторожны. Разрядите ситуацию, объяснив на следующий день членам компании свой уход плохим самочувствием или другими причинами.


Заложники и их безопасность

В последние годы в стране участились случаи таких ранее неизвестных посягательств, как захват заложников по мотивам национальной вражды или с целью получения выкупа. Эти преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захваченных граждан, причинением им моральных и физических страданий, телесных повреждений или даже смертью.

Если вы захвачены преступниками в качестве заложника и ваша жизнь и здоровье подвергаются опасности, помните о следующем:

 не подвергайте себя излишнему риску; будьте покладисты, спокойны и по возможности миролюбивы;

 если преступники находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, постарайтесь ограничить с ними всякие контакты, так как действия их могут быть непредсказуемыми;

 не следует усиливать агрессивность преступников неповиновением, бранью, оказанием сопротивления и т.п. — как правило, перевес сил в таких случаях складывается явно не в пользу заложников;

 при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

 если вы достаточно длительное время пребываете совместно с преступниками, постарайтесь установить с ними контакт, вызвать гуманные чувства и завести разговор, не наводя их на мысль, что вы хотите что-либо узнать;

 не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах и желаниях, проблемах, встречающихся в жизни. Находясь под стражей, очень важно соблюдать личную гигиену и чистоту, насколько позволяет ситуация, делать гимнастику, успокаиваться и расслабляться с помощью медитации, читать различные тексты, выполнять упражнения для ума, решать воображаемые проблемы, стараться вспомнить стихотворения, — все это является наиболее эффективной защитой от апатии и депрессии;

 внимательно следите за поведением преступников и их намерениями. При первой же удобной и безопасной возможности будьте готовы спасаться бегством.

Внутриличностные экстремальные ситуации

Чаще всего мы говорим об этом в связи с такими явлениями психики, как стресс и депрессия.

Современная психология понимает стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) как психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. Стресс может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Психический стресс делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности, усталости).



А депрессия (от греч. depressio — подавление, угнетение) — аффективное состояние личности, заключающееся в подавленности, состояние безысходности и общей пассивности поведения. Психологи утверждают, что легче овладевают стрессом, переводя его в полезное русло, люди, успешные на работе и в личной

жизни, умеющие себя контролировать в стрессе. Они избегают кого-либо обвинять, а стремятся овладеть собой и своим поведением в самом начале напряженной ситуации. Эти люди стремятся перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности и используют безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя.

Чтобы справиться с депрессией, нужно помнить следующее:

 Депрессию переживают все люди. Это нормально.

 Депрессия обязательно проходит! После плохого настроения обязательно будет радость!

 «Сбрасывать» свое плохое настроение на других нельзя. Другой человек выступает для нас в качестве своеобразного «костыля» — и мы утрачиваем навыки самоуправления, хватаясь за эти «подпорки».

 Стараться «не застревать» на плохих мыслях и настроениях, расширять свое видение мира. «Главное, что я умею быть счастливой. У меня есть волшебный ластик, которым я стираю из жизни плохие дни, воспоминания, разочарования и иду дальше» (Алла Пугачева).

 Чаще вспоминать русскую пословицу «Утро вечера мудренее».

 И, конечно, искать и искать — себя самого и то хорошее и светлое, что есть в жизни каждого из нас. Стремиться видеть не пустую половину в стакане, наполовину наполненном водой, а именно наполненную часть.

Эти правила следует помнить вожатому для организации жизни детей.

Есть множество конкретных способов и приемов достижения гармонии души, тела и разума, способствующей душевному здоровью детей и взрослых. Они просты и знакомы каждому. Все дело — в их осознанном использовании в воспитательной работе вожатого с детьми:

 рефлексия (самоуглубление для анализа своего эмоционального состояния, настроения и выбора путей по гармонизации, улучшения);

 релаксация (использование природы, музыки, поэзии, общения с приятными людьми для снятия напряжения, расслабления, создания состояния катарсиса — очищения);

 вдыхание приятных ароматов (ароматерапия);

 поездки по стране, путешествия, экскурсии (перемена мест, яркие впечатления, удивление, восторг);

 разведение пламени огня (печь, камин, костер на природе, свеча как ритуал, «согревание души и тела»);

 общение с маленькими детьми (их богатое мировосприятие, мажор, оптимизм, открытость оказывает благотворное влияние;
такое общение учит удивляться, радоваться, пробуждает нравственность, чистоту помыслов);

 разного рода закаливающие процедуры: контрастный душ, холодное обтирание или обливание, купание в снегу или в проруби (моржевание), баня или сауна в сочетании с холодными (водными или снежными) процедурами;

 общение с животными (кормление, уход, поглаживание, прогулки, «разговор», наблюдение);

 пение (вслух и «про себя») мелодий и песен, которые соответствуют настроению и поднимают его;

 танцы, ритмические движения, физические упражнения (под звучащую музыку, под собственные напевы, лучше — на свежем воздухе, на природе);

 продуктивные позитивные действия (отрядные дела, работы в саду и огороде, что-то любимое по работе или хобби; дела на благо близких и любимых людей);

 чтение (художественной литературы, публицистики, мудрых мыслей и афоризмов на волнующую тему, стихов, писем и т.д.);

 решение интеллектуальных задач (в любом виде: связанных с работой или хобби, головоломок, кроссвордов, загадок);

 ведение дневника, написание стихов и рассказов, писем самому себе и кому-то (может быть, без отправки);

 шитье, вязание, конструирование;

 занятие своим хобби;

 письменный анализ плюсов и минусов сложившейся жизненной ситуации, поиск путей выхода из нее (с возможным уничтожением впоследствии этих записей);

 «балование себя» (от конфетки до покупки более крупных вещей как материального, так и духовного назначения).

Все эти приемы способствуют восстановлению и накоплению духовных сил человека, а значит, душевному оздоровлению как взрослых, так и детей, вожатого и его воспитанников.

В детском оздоровительном лагере могут возникать самые различные медико-психолого-педагогические проблемы, знания о которых помогут вожатому избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем и воспитанием детей.

Энурез. Это неприятное явление часто встречается в оздоровительном лагере: дети мочатся в кровать. Роль воспитателя (вожатого) заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому необходимо сохранять спокойствие и принять это.

Спокойно попросить ребенка снять постельное белье и заменить его. Взять для этого ребенка клеенку. Можно около 24 часов разбудить ребенка, чтобы он сходил в туалет. Как правило, этого вполне достаточно.


Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, много бегает, двигается, редко занимается одним делом. Роль воспитателя (вожатого) состоит в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий. Нужно постараться привлечь ребенка к участию в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это потребует значительного контроля.

Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому воспитатель (вожатый) должен быть особо внимателен с ними.

Стресс. Роль воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

- не выделять недостаток ребенка ни прямо, ни косвенно;

- не опекать чрезмерно ребенка, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе;

- вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;

- замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

Суицидальное поведение. Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и психологом, врачом, административным персоналом.

Оскорбление и нанесение телесных повреждений. В лагере часто у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения может заметить воспитатель (вожатый), например, необычные синяки или шрамы и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Нельзя допускать таких обсуждений в коллективе, со своими друзьями и друзьями ребенка.

Побег. Иногда дети убегают или пытаются убежать из лагеря. Как правило, побег совершают дети, склонные к подобным действиям и зачастую уже имеющие такой опыт. Возможно, этого ребенка в лагерь заставили поехать родители против его воли.

Задача вожатого в такой ситуации — сообщить об этом администрации лагеря. Профилактикой побега могут следующие быть действия вожатого: в начале смены собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним. Следует стремиться заинтересовать детей лагерной жизнью, не претендовать на их свободу. Если попытка побега произошла в первый раз, необходимо предупредить детей о последствиях побега и сообщить о случившемся директору детского лагеря. В случае повторения подобного необходимо доложить директору письменно для принятия мер.