Файл: Контрольная работа дисциплина Управление жизненным циклом предприятия Ф. И. О студента Нарыжнова Варвара Николаевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Управление жизненным циклом предприятия
Ф.И.О студента Нарыжнова Варвара Николаевна
Менеджмент организации
Номер группы: МО91
Номер зачетной книжки: 200154
Номер варианта контрольной работы: 4
Проверил: Фамилия Имя Отчество, ученая степень, должность
Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Теоретическая часть | 3 |
1.1 | Теоретический вопрос №1 | 3 |
1.2 | Ответ на теоретический вопрос №1 | 3 |
1.3 | Теоретический вопрос №2 | 7 |
1.4 | Ответ на теоретический вопрос №2 | 7 |
2 | Ситуационное задание | 9 |
2.1 | Решение ситуационного задания | 9 |
3 | Список использованных источников | 13 |
| | |
| | |
| | |
1 Теоретическая часть
1.1 Теоретический вопрос №1
Жизненный цикл организации: сущность, эволюция понятия, зависимость от других наук.
1.2 Ответ на теоретический вопрос №1
Концепция жизненного цикла основана на базовом принципе, что организации, подобно живым организмам, также имеют жизненный цикл (от рождения до смерти) и сталкиваются с рядом предсказуемых проблем, характерных для каждого этапа развития.
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, представляющих завершенный круг развития в течение определенного периода эволюции организации, после которого ее ценности и направления деятельности могут принципиально меняться. Поэтому жизнедеятельность организации с момента создания и до ликвидации может быть циклическим спиралевидным процессом. Понятие жизненный цикл организации следует отличать от понятия общей продолжительности жизни организации. Общая продолжительность жизни организации может включать несколько жизненных циклов.
Концепция жизненного цикла возникла в конце XIX в. как комплекс взглядов, который включал в себя идеи наследственности и развития на уровне индивидуумов и организмов, а также адаптации, выживания и вымирания на уровне отдельных видов и целых популяций живых организмов. Модель жизненного цикла в то время представляла собой нелинейный процесс изменений, которым подвергается организм в процессе своего развития от ранних стадий существования до развития в последующих поколениях. Стоит отметить, что в качестве основных характеристик жизненного цикла рассматривались успешные формы (стадии), необратимое развитие (взросления или старения) и воспроизведение форм (смена поколений). Позже в качестве метафоры (упрощенной модели) концепция жизненного цикла была применена в ряде смежных с биологией и даже далеких от нее наук, таких как психология, социология и экономическая теория.
В современных условиях концепция жизненного цикла приобретает все большее значение в экономике и управлении, ведь факторы спада производства, инфляции, последствия мирового экономического кризиса, который сопровождается стратегической неопределенностью, увеличением интенсивности изменений во внутренней и внешней среде, требуют четкого видения стратегии развития организации, мероприятий направленных на удержание конкурентных позиций, поддержания темпов роста и тому подобное. Решение определенных задач возможно с помощью концепции жизненного цикла, ее адаптации и практической имплементации в сфере менеджмента.
В рамках теории менеджмента эта концепция подразумевает под собой прохождение организацией этапов развития, аналогичных живым существам. Стадиями или этапами в данном случае принято считать: создание или становление, рост, зрелость, упадок или по-другому смерть. Последний этап не обязателен для организаций как для живых существ, так как неживое создание не обязательно должно умирать. Например, компания может терпеть неудачи и её жизненный цикл будет подходить к логическому завершению, но может произойти реорганизация руководства, и в компанию вдохнут новую жизнь.
Сущность же жизненного цикла организации состоит во взрослении и становлении компании на рынке. Компания рождается, развивается, достигает пика в своем развитии и медленно теряет позиции. Но за всё это время организации нужно принести пользу обществу, иначе её существование было бессмысленным.
Л. Грейнер – американский специалист в области менеджмента и экономики, наблюдал за организациями в течение двадцати семи лет, и основываясь на своих наблюдениях он вывел, что очень большое количество организаций приходит к именно к смерти, то есть выполняет свою функцию перед обществом, а затем спокойно прекращает свою экономическую деятельность.
Следует отметить, что для каждой компании характерен свой, неповторимый жизненный цикл. Модель жизненного цикла организации – инструмент, который может быть использован для описания процесса развития любой экономической системы.
В настоящее время в теории управления существует несколько концепций жизненного цикла с точки зрения объекта исследования. Объекты исследования условно можно представить в виде трехуровневой системы: первый уровень – над организационный (объект исследования – отрасль) второй уровень – организационный (объект исследования организация) третий уровень – внутриорганизационный (объект исследования – товар, бренд, знания и т.д.) Пример представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Трехуровневая система объектов жизненного цикла в теории управления.
Проблематикой исследования жизненного цикла организации занималось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Следует отметить, что каждый автор имеет собственную точку зрения в отношении объекта исследования. С целью определения понятия жизненного цикла организации и конкретизации понимания данной категории в рамках курсовой работы, были обобщены подходы различных авторов к трактованию термина «жизненный цикл организации».
На основании проведенного анализа теоретических концепций, под жизненным циклом организации следует понимать совокупность стадий, которые формируют завершенную последовательность ее развития, каждая из которых характеризуется определенной системой стратегических целей и задач, особенностями формирования ресурсного потенциала и достигнутыми результатами функционирования.
Стоит заметить, что в литературе предложено немало моделей жизненного цикла организации, которые отличаются количеством, содержательностью и последовательностью стадий. Формирование этих моделей происходило в процессе эволюционных изменений концепции жизненного цикла организации, которые можно условно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (50-70-е годы ХХ в.) развивались процессные модели жизненного цикла, представленные в трудах Г. Липпита и В. Шмидта, Н. Альбертани и др. Эти модели имеют общетеоретический характер, они сформировались благодаря развитию процессного подхода в управлении.
Второй этап (1970-1990гг.) характеризуется формированием содержательных моделей жизненного цикла организации. Основное внимание в этих моделях сконцентрировано на коренных организационных изменениях, управленческих кризисах организационного развития. Общеизвестными моделями, которые относятся к этому этапу, являются модели Л. Грейнера и И. Адизеса.
Третий эволюционный этап развития концепции жизненного цикла организации (с 1990 г. по настоящее время) отличается формированием преимущественно универсальных моделей. Однако, несмотря на попытки современных ученых упростить и унифицировать стадии жизненного цикла предприятия, до сих пор, сохраняются разногласия в их подходах, что непосредственно отражается на перечне, последовательности и содержательных характеристиках этапов жизненного цикла.
Таким образом, сущность концепции жизненного цикла состоит в том, что любая организация проходит определенные этапы в своем развитии, каждый из которых характеризуется различными целями, стратегией, структурой, коммуникациями, разнообразными количественными и качественным показателям и тому подобное. Периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксируют особенности управленческих задач, которые должны находиться в центре внимания руководства. Переход от одного этапа жизненного цикла к другому связан с осуществлением изменений.
1.3 Теоретический вопрос №2
Концепция жизненного цикла организации Дж. Кимберли.
1.4 Ответ на теоретический вопрос №2
Модель развития организации, представленная Кимберли, основана на продолжительном исследовании создания и развития инновационной медицинской школы. Кимберли полагает, что первая возможность идентифицировать стадию в развитии организации существует ещё до того, как организация действительно сформировалась. Первая стадия включает упорядочение ресурсов и формирование идеологии. Все это приводит ко второй стадии, когда происходит выбор "первоначальной движущей силы", наем сотрудников и получение поддержки от стратегических клиентов; здесь принимаются обычные дискретные решения. Третья стадия включает формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности. Четвертая стадия, институционализация, возникает, когда политика и правила становятся более жесткими,
происходит формализация структуры, организация становится более консервативной и предсказуемой в своих ответах на воздействие внешней среды.
Кимберли полагает, что возраст организации не обязательно соответствует стадии ее развития. Тем не менее, понимание и знание организационных циклов имеют практическое применение. Стратегии, которые эффективны для новой организации, могут быть неэффективны в устойчивой или умирающей организации. Чтобы увеличить эффективность стратегических интервенций, необходимо принимать во внимание также и исторический контекст, включающий различные внешние силы и корпоративную культуру.
Акциз - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
2 Ситуационное задание
Опишите этапы и их особенности жизненного цикла компании ПАО «Сбербанк» используя модель, разработанную Л. Грейнером.
-
Решение ситуационного задания
Свое начало идея открытия Сбербанка берет еще со времен правления Николая 1. 12 ноября 1841 года им был подписан Указ об учреждении в России сберегательных касс – что будет браться за этап зарождения этой организации.
1 марта 1842г, открылся первый филиал кассы в Петербурге, первым клиентом которой был служащий Ссудной казны Николай Кристофари. Судя, по этим данным и отталкиваясь от концепции Адизеса – логично считать, что этап зарождения успешно пройдем и для компании наступает новый период. На тот момент компания уже обслуживала до 70 вкладчиков в день. К 1860 году этот показатель уже превышал до 500 человек. На данном этапе можно увидеть такую проблему, как неграмотность населения. Для привлечения клиентуры были разработаны первые рекламные слоганы, оказавшие большую притягательность для всего контингента страны, а это в свою очередь не только высшие круги общества, но и крестьяне, купцы, военные, обычные служащие. Продолжался период младенчества довольно большой срок, вплоть до 1895.
Периодом быстрого развития мы будем считать с 1895 по 1917 годы. В те годы значительно выросло число сберегательных стран по всей стране. Их число уже составляло не 47, а 3875 касс, а число сберегательных книжек перевалило за отметку 2 миллионов штук. 1 июня 1895 года стало важной датой для банковского развития. Именно в этот день был принят новый Устав сберегательных касс, гарантировавший сохранение коммерческой тайны для каждого вкладчика. Появились новые виды вкладов, которые в свою очередь активно привлекали жителей. Прекращения этого этапа послужили события начала 20 века. Первая мировая война, революция, Гражданская война не могли не оставить след на развитии банка. Они замедлили активное и устойчивое развитие организации. Проблемой на данном этапе развития заключилась исключительно в непредвиденных обстоятельствах. Войны и революции привели Россию к этапу затяжного кризиса, в периоды с 1900 по 1903 год. Но