Файл: Вступление. Личность Рублёва стр. 1 Молодость художника стр. 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Вступление. Личность Рублёва стр. 1
Молодость художника стр. 3
Благовещенский собор стр. 4
Успенский собор во Владимире стр. 5
"Троица" стр. 7
Основные даты жизни и творчества стр. 11
Список литературы стр. 11
Андрей Рублев и его "Троица".
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремит-
ся, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда,
когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершен-
ная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего
по её идеалам. Это высшее, что создаёт национальная культура.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравс-
твенные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких
идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к
культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарс-
кому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпо-
са, политического самосознания.
Идеалы, воплощённые в творчестве Рублёва, столь высоки, что они бы-
ли бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что
можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были
не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безза-
ветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим
чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.
Лучшее и самое достоверное из произведений Рублёва - это знаменитая
"Троица".
Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и
монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконо-
писец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из
величайших художников России.
Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится
ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика впервые узнала тогда
это имя, прочитав в 1817 году пятый том "Истории государства Российс-
кого" Н.М.Карамзина, где были приведены ранее неизвестные летописные
сведения о работе художника в Благовещенском соборе Московского Крем-
ля.
В близком к Карамзину кругу любителей отечественной старины в это
время стали собирать иконы, которые предание приписывало кисти велико-
го художника. Едва ли не первым таким собирателем был А.И.Мусин-Пуш-
кин, с чьим именем связано открытие "Слова о полку Игореве".
Имя художника стало появляться в печатных изданиях первой половины
прошлого столетия, однако этому времени не дано было сказать серьёзно-
го и веского слова о его творчестве, ибо подлинная рублёвская живопись
оставалась под слоями записей.
В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сер-
гиев монастырь и видевший там рублёвскую "Троицу", оставил в своих пу-
тевых заметках такую запись: "Поклонясь главной местной иконе святой
Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в
себе один из лучших и цельнейших памятников... искусства, ибо стиль
рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она мо-
жет почесться славою древнего русского искусства". Последние слова бы-
ли истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века
-1-
на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.
В целом же на протяжении 19 века лишь изредка вспоминали о Рублёве
- только имя, да краткие, скупые строки - цитаты из немногих древних
упоминаний о нём. Не умирало и устное предание, чаще всего неверное и
смутное, следуя которому многие произведения старинного художества
приписывались кисти Рублёва. Не обошлось и без поддельных автографов -
новых надписей на древних иконах, написанных якобы "бывшим государевым
мастером Андреем Рублёвым".
В 1893 году в "Словаре русских художников" Н.П.Собко был напечатан
небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший сво-
его значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на
основании всех известных к тому времени письменных источников.
Интерес к биографии тогда ещё полулегендарного художника был не
случайным, как не случайным был великий расцвет русской гуманитарной
науки, занятой изучением далёкого прошлого России, во второй половине
19 века. В это время были открыты и опубликованы сотни произведений
древнерусской литературы и народной поэзии, велись крупные археологи-
ческие раскопки, изучались творения древних зодчих. Тогда же возникает
интерес к русским иконам и фрескам и делаются первые шаги в их рестав-
рации.
В конце 19 - начале 20 века в печати появилось несколько исследова-
ний, которые полностью или частично были посвящены Рублёву. Из этих
трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить
книгу М.И и В.И. Успенских "Заметки о древнерусском иконописании", вы-
шедшую в 1901 году. В разделе о Рублёве собраны все биографические
сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художни-
ка.
В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее пер-
вым шагом к открытию подлинного Рублёва, - началась пока ещё не пол-
ная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе руб-
лёвской иконы "Троица", которую проводил реставратор В.П. Гурьянов.
Сведений о самом Рублёве, по меркам нашего времени, совсем немного.
И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со
всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды
упомянули Рублёва его современники-летописцы. Краткие сведения о нём
содержатся в двух житийных произведениях. Около трёх десятков упомина-
ний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего,
так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого
художника в нескольких миниатюрах 16-17 веков и на одной иконе. Вот и
всё, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеопи-
сания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского ико-
нописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь
столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть и
сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для
нас время, была почти сплошь анонимна. Из сотен имён художников, жив-
ших ранее 17 века, известны лишь единицы. И то в нашем сознании многие
-2-
из них - только имена, поскольку их произведения неизвестны. Быть мо-
жет, их иконы уже не существуют, возможно, они влились в число аноним-
ных созданий художества. Мал и краток список художников 14-15 веков,
чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублёв, Даниил
Чёрный, Паисий, Дионисий...
Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублёва
на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и
много времени спустя.
И всё же судьба Рублёва погружена в жизнь и культуру его времени,
слита с ними. Ключ к биографии средневекового художника - в его произ-
ведениях и событиях современной ему истории. Его жизнь может быть опи-
сана строго по имеющися свидетельствам лишь на фоне исторических собы-
тий того времени.
Где была "земля рождения его", та земля, которая взрастила на своём
лоне будущего великого художника? Всё, что мы сейчас знаем о его лич-
ной и творческой судьбе, свидетельствует - Рублёв уроженец средней по-
лосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Здесь,
и только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и из-
вестные по древним описям. С подмосковными обителями связана его мона-
шеская жизнь. И наконец, в своей живописи Рублёв продолжал глубинные и
давние традиции именно этого края - Ростово-Суздальской Руси.
Рублёв скорее всего был потомственным, коренным ремесленником. Если
это так, то глубинные первоосновы творчества, искусства жили в его
крови родовым даром, закрепившимся в первых же впечатлениях детства,
ещё раньше, чем обозначились черты особого таланта, который вывел его
на путь иконописания.
Молодость Рублева была ознаменована крупными событиями в жизни
древней Руси, молодым человеком он, вероятно, слышал рассказы о побе-
де, одержанной русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамае-
вом побоище", в которых звучали отголоски "Слова о полку Игореве",са-
мого поэтичного из древнерусских поэтических созданий. Правда, победа
на Куликовом поле не сразу сломила силы татар, но она развеяла уверен-
ность в непобедимости татарского войска, подняла силы в русских людях,
пробудила страну от векового оцепенения.
В то время, когда Московское княжество начало освободительную борь-
бу и собирало вокруг себя все силы народа, средоточиями русской духов-
ной культуры были монастыри. В конце 15 века они получают широкое
распространение; многие люди покидают насиженные места, уходят в дре-
мучие леса и начинают новую жизнь в нужде и лишениях. Они стремятся в
уединении к внутреннему совершенствованию и сосредоточенности; недаром
один современник сравнивал их с древним мудрецом Диогеном. Но в отли-
чие от восточных отшельников, мрачных аскетов, прославленных кистью
Феофана, в русских чернецах 15 века никогда не угасало стремление к
-3-
практической деятельности: они умели с топором пробиваться сквозь чащу
леса, собирать вокруг своих келий людей, вести неутомимую трудовую
жизнь. Движение это захватило почти всю среднюю Россию и скоро переки-
нулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ
Москвы. Возможно, что здесь провел свои молодые годы Андрей Рублев.
Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия,
но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности
были видны на каждом шагу. Сергий умел сплачивать единомышленников; он
рассылал учеников в далекие уголки страны, сам разъезжал по русским
городам, примирял враждующих князей и не задолго до кончины благосло-
вил московского князя на борьбу с татарами.
В укладе Троицкого монастыря долго сохранялась первоначальная прос-
тота. В церкви совершали службу при лучинах, писали на бересте, храмы
ставили из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, разме-
ренным трудом. "Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные се-
ти плетет, кто кельи строит, одни дрова и воду носят в хлебню и повар-
ню, другие хлеб и варево готовят" - такими словами описывает современ-
ник жизнь русского монастыря того времени. Эта жизнь Сергиевой обители
должна была оказать глубокое воздействие на характер художника. Кто
знает ,может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим
отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей - хранить
прежде всего голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?
Впрочем, в стенах Сергиевой обители призвание художника не могло
развернуться полностью, и Рублев переселился в Андроников монастырь,
основанный на живописном берегу Яузы выходцем из Сергиева монастыря
Андроником. Отсюда было всего с час пути пешком до московского Кремля,
который уже начинали обстраивать митрополит и великий князь. В Москве
можно было встретиться с лучшими русскими и греческими мастерами и по-
учиться у них. Здесь молодой мастер был замечен великим князем и прив-
лечен к почетной работе.
В 1405 году Рублеву выпала на долю честь украшать живописью Благо-
вещенский собор совместно с мастерами Прохором из Городца и Феофаном
Греком. Естественно, что наиболее прославленному из трех мастеров, Фе-
офану принадлежало руководство работой и что им были выполнены главные
части огромного иконостаса. Принимаясь за него, греческий мастер дол-
жен был несколько умерить свой живописный темперамент, которому он бе-
зудержно отдавался при выполнении новгородских фресок. Патетика усту-
пает здесь место сдержанному величию. Фигуры Марии, Иоанна и отцов
церкви по бокам от Воздержителя представлены Феофаном не столько моля-
щимися, сколько медленно выступающими в торжественном покое. Особенно