Файл: Вступление. Личность Рублёва стр. 1 Молодость художника стр. 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Вступление. Личность Рублёва стр. 1
Молодость художника стр. 3
Благовещенский собор стр. 4
Успенский собор во Владимире стр. 5
"Троица" стр. 7
Основные даты жизни и творчества стр. 11
Список литературы стр. 11

Андрей Рублев и его "Троица".
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремит-

ся, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда,

когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершен-

ная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего

по её идеалам. Это высшее, что создаёт национальная культура.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравс-

твенные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких

идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к

культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарс-

кому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпо-

са, политического самосознания.

Идеалы, воплощённые в творчестве Рублёва, столь высоки, что они бы-

ли бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что

можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были

не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и безза-

ветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим

чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.

Лучшее и самое достоверное из произведений Рублёва - это знаменитая

"Троица".

Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и

монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконо-

писец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из

величайших художников России.

Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится

ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика впервые узнала тогда

это имя, прочитав в 1817 году пятый том "Истории государства Российс-

кого" Н.М.Карамзина, где были приведены ранее неизвестные летописные

сведения о работе художника в Благовещенском соборе Московского Крем-

ля.

В близком к Карамзину кругу любителей отечественной старины в это

время стали собирать иконы, которые предание приписывало кисти велико-

го художника. Едва ли не первым таким собирателем был А.И.Мусин-Пуш-


кин, с чьим именем связано открытие "Слова о полку Игореве".

Имя художника стало появляться в печатных изданиях первой половины

прошлого столетия, однако этому времени не дано было сказать серьёзно-

го и веского слова о его творчестве, ибо подлинная рублёвская живопись

оставалась под слоями записей.

В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сер-

гиев монастырь и видевший там рублёвскую "Троицу", оставил в своих пу-

тевых заметках такую запись: "Поклонясь главной местной иконе святой

Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в

себе один из лучших и цельнейших памятников... искусства, ибо стиль

рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она мо-

жет почесться славою древнего русского искусства". Последние слова бы-

ли истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века
-1-
на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.

В целом же на протяжении 19 века лишь изредка вспоминали о Рублёве

- только имя, да краткие, скупые строки - цитаты из немногих древних

упоминаний о нём. Не умирало и устное предание, чаще всего неверное и

смутное, следуя которому многие произведения старинного художества

приписывались кисти Рублёва. Не обошлось и без поддельных автографов -

новых надписей на древних иконах, написанных якобы "бывшим государевым

мастером Андреем Рублёвым".

В 1893 году в "Словаре русских художников" Н.П.Собко был напечатан

небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший сво-

его значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на

основании всех известных к тому времени письменных источников.

Интерес к биографии тогда ещё полулегендарного художника был не

случайным, как не случайным был великий расцвет русской гуманитарной

науки, занятой изучением далёкого прошлого России, во второй половине

19 века. В это время были открыты и опубликованы сотни произведений

древнерусской литературы и народной поэзии, велись крупные археологи-

ческие раскопки, изучались творения древних зодчих. Тогда же возникает

интерес к русским иконам и фрескам и делаются первые шаги в их рестав-

рации.

В конце 19 - начале 20 века в печати появилось несколько исследова-

ний, которые полностью или частично были посвящены Рублёву. Из этих

трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить

книгу М.И и В.И. Успенских "Заметки о древнерусском иконописании", вы-



шедшую в 1901 году. В разделе о Рублёве собраны все биографические

сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художни-

ка.

В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее пер-

вым шагом к открытию подлинного Рублёва, - началась пока ещё не пол-

ная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе руб-

лёвской иконы "Троица", которую проводил реставратор В.П. Гурьянов.
Сведений о самом Рублёве, по меркам нашего времени, совсем немного.

И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со

всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды

упомянули Рублёва его современники-летописцы. Краткие сведения о нём

содержатся в двух житийных произведениях. Около трёх десятков упомина-

ний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего,

так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого

художника в нескольких миниатюрах 16-17 веков и на одной иконе. Вот и

всё, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеопи-

сания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского ико-

нописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь

столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть и

сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для

нас время, была почти сплошь анонимна. Из сотен имён художников, жив-

ших ранее 17 века, известны лишь единицы. И то в нашем сознании многие
-2-
из них - только имена, поскольку их произведения неизвестны. Быть мо-

жет, их иконы уже не существуют, возможно, они влились в число аноним-

ных созданий художества. Мал и краток список художников 14-15 веков,

чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублёв, Даниил

Чёрный, Паисий, Дионисий...

Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублёва

на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и

много времени спустя.

И всё же судьба Рублёва погружена в жизнь и культуру его времени,

слита с ними. Ключ к биографии средневекового художника - в его произ-

ведениях и событиях современной ему истории. Его жизнь может быть опи-

сана строго по имеющися свидетельствам лишь на фоне исторических собы-

тий того времени.
Где была "земля рождения его", та земля, которая взрастила на своём


лоне будущего великого художника? Всё, что мы сейчас знаем о его лич-

ной и творческой судьбе, свидетельствует - Рублёв уроженец средней по-

лосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Здесь,

и только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и из-

вестные по древним описям. С подмосковными обителями связана его мона-

шеская жизнь. И наконец, в своей живописи Рублёв продолжал глубинные и

давние традиции именно этого края - Ростово-Суздальской Руси.

Рублёв скорее всего был потомственным, коренным ремесленником. Если

это так, то глубинные первоосновы творчества, искусства жили в его

крови родовым даром, закрепившимся в первых же впечатлениях детства,

ещё раньше, чем обозначились черты особого таланта, который вывел его

на путь иконописания.


Молодость Рублева была ознаменована крупными событиями в жизни

древней Руси, молодым человеком он, вероятно, слышал рассказы о побе-

де, одержанной русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамае-

вом побоище", в которых звучали отголоски "Слова о полку Игореве",са-

мого поэтичного из древнерусских поэтических созданий. Правда, победа

на Куликовом поле не сразу сломила силы татар, но она развеяла уверен-

ность в непобедимости татарского войска, подняла силы в русских людях,

пробудила страну от векового оцепенения.

В то время, когда Московское княжество начало освободительную борь-

бу и собирало вокруг себя все силы народа, средоточиями русской духов-

ной культуры были монастыри. В конце 15 века они получают широкое

распространение; многие люди покидают насиженные места, уходят в дре-

мучие леса и начинают новую жизнь в нужде и лишениях. Они стремятся в

уединении к внутреннему совершенствованию и сосредоточенности; недаром

один современник сравнивал их с древним мудрецом Диогеном. Но в отли-

чие от восточных отшельников, мрачных аскетов, прославленных кистью

Феофана, в русских чернецах 15 века никогда не угасало стремление к
-3-
практической деятельности: они умели с топором пробиваться сквозь чащу

леса, собирать вокруг своих келий людей, вести неутомимую трудовую

жизнь. Движение это захватило почти всю среднюю Россию и скоро переки-

нулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ

Москвы. Возможно, что здесь провел свои молодые годы Андрей Рублев.

Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия,


но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности

были видны на каждом шагу. Сергий умел сплачивать единомышленников; он

рассылал учеников в далекие уголки страны, сам разъезжал по русским

городам, примирял враждующих князей и не задолго до кончины благосло-

вил московского князя на борьбу с татарами.

В укладе Троицкого монастыря долго сохранялась первоначальная прос-

тота. В церкви совершали службу при лучинах, писали на бересте, храмы

ставили из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, разме-

ренным трудом. "Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные се-

ти плетет, кто кельи строит, одни дрова и воду носят в хлебню и повар-

ню, другие хлеб и варево готовят" - такими словами описывает современ-

ник жизнь русского монастыря того времени. Эта жизнь Сергиевой обители

должна была оказать глубокое воздействие на характер художника. Кто

знает ,может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим

отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей - хранить


прежде всего голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?

Впрочем, в стенах Сергиевой обители призвание художника не могло

развернуться полностью, и Рублев переселился в Андроников монастырь,

основанный на живописном берегу Яузы выходцем из Сергиева монастыря

Андроником. Отсюда было всего с час пути пешком до московского Кремля,

который уже начинали обстраивать митрополит и великий князь. В Москве

можно было встретиться с лучшими русскими и греческими мастерами и по-

учиться у них. Здесь молодой мастер был замечен великим князем и прив-

лечен к почетной работе.

В 1405 году Рублеву выпала на долю честь украшать живописью Благо-

вещенский собор совместно с мастерами Прохором из Городца и Феофаном

Греком. Естественно, что наиболее прославленному из трех мастеров, Фе-

офану принадлежало руководство работой и что им были выполнены главные

части огромного иконостаса. Принимаясь за него, греческий мастер дол-

жен был несколько умерить свой живописный темперамент, которому он бе-

зудержно отдавался при выполнении новгородских фресок. Патетика усту-

пает здесь место сдержанному величию. Фигуры Марии, Иоанна и отцов

церкви по бокам от Воздержителя представлены Феофаном не столько моля-

щимися, сколько медленно выступающими в торжественном покое. Особенно