ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Картотека
игр, упражнений, заданий
наразвитиеоригинальностимышления.
Сензитивным периодом для развития дивергентного мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.
Ниже приведены игры, задания и упражнения для развития такого творческого подхода к поиску и развитию идей, как оригинальность мышления, т. е. способность находить нестандартные решения, быть непохожим на других. Данная картотека удобна как для индивидуального, так и для группового применения.
1. Игра «Прошлое и будущее».
Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»
Например: стул
— Чем этот предмет был в прошлом?
— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
— Чем он может стать в будущем?
— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.
В этой игре ребёнок:
-
Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде чем принять свою привычную форму. -
Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
2. Игра «Из чего состоит?»
Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие.
Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
-
Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов. -
Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д. -
Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.
3. Игра «Включи вариативность».
Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения.
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапал пол. Например: пластиковый стаканчик.
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает:
-
Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного. -
Понимание надсистемы. Надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.
4. Игра «Полезно/Вредно».
Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.
Например:
— Дождь полезный, потому что растут растения.
— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть... и т. д.
Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
5. Игра «Да/Нет».
Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
— Это живое?
— Нет.
— Это сделано человеком?
— Да.
— Это больше тебя?
— Да.
— Несёт пользу для человека?
— Да.
Что развивает:
-
Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо! -
Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее. -
Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
6. Игра «Предсказатель».
Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
Например: знакомство
— Как люди знакомились в древности?
— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
— Как знакомятся теперь?
— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
— Как будут знакомиться в будущем?
— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.
Что развивает:
Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.
Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.
Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и
дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.
7. Игра «Видное-неочевидное».
Условия игры: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.
Например: ботинок и летающий корабль
1) оба могут пахнуть;
2) оба могут взлететь;
3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
4) оба могут быть твёрдыми;
5) могут быть одного цвета...
Что развивает:
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.
8. Игра «Придумай, что будет».
Цель: учить детей находить нестандартные решения, определять причины их возникновения.
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например: что будет, если дождь будет идти не переставая…
- люди научатся летать как птицы.
- собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
- оживут все сказочные герои.
- из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.
9. Игра «Во что превратится?»
Цель: развитие воображения, нестандартного мышления.
Задание: рассказать, во что превратится…
-
Стул без спинки; -
Чашки без ручки; -
Мороженое без холодильника; -
Всадник без лошади; -
Дерево без веток; -
Стол без ножек; -
Ливан без спинки; -
Самолёт без крыльев; -
Книга без страниц; -
Подушка без перьев; -
Спички без серы; -
Снеговик без холода; -
Телевизор без электричества; -
Карандаш без грифеля; -
Кофта без рукавов; -
Кепка без козырька; -
Окно без стекол.
10. Игра «Что случится, если?..»
Цель: Учить детей мыслить, находить нестандартные решения.
Задания: «Что случится, если…
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.
11. «Проблемные ситуации».
- Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
12. «Задания».
1. На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы никто специально туда не клал. Как они там оказались?
2. Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
13. Игра «Представь себя».
В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться? » Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ.
14. Игра «Цветик-семицветик».
Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
15. Игра «Космическое путешествие».
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите ребенка придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
16. Игра «Необитаемый остров».
Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.