Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 896
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объекты в точке показывает таблицу данных о выбранном элементе пространства, содержащую две вкладки: Информация (рис. 37) и Услуги (рис. 38).
Рис. 37. Таблица данных о выбранном участке территории
Рис. 38. Таблица данных о выбранном участке на вкладке Услуги
Кнопка Управление картой открывает меню слоев карты, на которых изображаются разнородные сведения (рис. 39). Выбор того или иного слоя позволяет отобразить на карте соответствующую информацию.
Рис. 39. Меню доступных сведений на слоях карты
Документ с описанием описанной системы доступен по ссылке: http://pkk5.rosreestr.ru/help/pkk5_help.pdf.
Вопрос 3. Технологии информационных хранилищ.
Базы данных.
Ключевым моментом любых информационных систем является наличие подсистемы хранения информации. Традиционным элементом хранения информации в большинстве типов информационных систем является база данных. Напомним, что база данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе сведениях о различных сущностях одной предметной области (реальных объектах, процессах, явлениях или событиях), обеспечивающая наличие общих правил их обработки и использования с помощью одного или нескольких приложений или пользователей. Проще говоря, БД – это массив систематизированной по определённым принципам информации (данных), хранящийся в памяти компьютера. Для работы с данными, хранящимися в БД, требуется специальная программа, называемая системой управления базами данных (СУБД). Примерами таких программ являются MS Access, MS FoxPro, MS SQL Server, Oracle, dBase, FoxBASE, InterBase/Firebird и др.
Для решения задач используются различные модели баз данных. Процесс выбора базы данных, которая наиболее подходит для построения конкретного приложения, называется масштабированием.
Рассмотрим некоторые модели баз данных.
Автономные локальные базы данных
хранят свои данные в локальной файловой системе на том компьютере, на котором они установлены, при этом, система управления и машина базы данных, осуществляющая доступ к ней, находится на том же самом компьютере. Сеть в данном случае не используется.
К приложениям, использующим автономные базы данных, можно отнести приложения, обрабатывающие документацию небольшого подразделения, небольшого предприятия, бухгалтерские и юридические документы и т.п. Каждый пользователь такого приложения манипулирует своими собственными данными на своем компьютере и не имеет доступа к данным другого пользователя.
Файл-серверные базы данныхотличаются от автономных тем, что они могут быть доступны многим клиентам через сеть. Сама база данных хранится на сетевом файл-сервере в единственном экземпляре. Для каждого клиента во время работы создается локальная копия данных, с которой он манипулирует. При этом возникают и решаются проблемы, связанные с возможным одновременным доступом нескольких пользователей к одной и той же информации.
Одним из недостатков файл-серверных баз данных является непроизводительная загрузка сети. При каждом запросе клиента данные в его локальной копии полностью обновляются из базы данных на сервере. Даже если запрос относится всего к одной записи, обновляются все записи данных. Если записей в базе данных много, то даже при небольшом числе клиентов сеть будет загружена очень основательно, что серьезно скажется на скорости выполнения запросов.
К приложениям, использующим файл-серверные базы данных, можно отнести приложения, обслуживающие крупные учреждения. В таких приложениях администраторы отдельных подразделений обращаются к общим данным и не создают свои локальные базы данных (при этом сохраняется конфиденциальность информации, и каждый администратор имеет доступ только к той информации, которая касается деятельности только его подразделения).
Базы данных типа клиент/сервер. Для больших баз данных с множеством пользователей часто используются базы данных на платформе клиент/сервер. В этом случае доступ к базе данных для группы клиентов выполняется специальным компьютером – сервером. Клиент дает задание серверу выполнить те или иные операции поиска или обновления базы данных. Мощный сервер, ориентированный на операции с запросами клиентов, самым оптимальным способом выполняет такие запросы и сообщает клиенту результаты своей работы.
Использование баз данных не дает желаемого результата автоматизации деятельности организации или их подразделений. Причина проста: реализованные функции хранения, обработки данных по запросу значительно отличаются от функций решения сложных задач, связанных с выбором и принятием решения, т.к. данные, собранные в базах, не адекватны информации, которая нужна лицам, принимающим решения. Решением данной проблемы стала реализация технологии информационных хранилищ (складов данных).
Интеграция данных в базе подразумевает совместное использование данных для решения различных прикладных задач и устраняет дублирование данных. Согласованное использование данных требует централизованного управления, которое называется администрированием данных.
Хранилища данных.
Хранилища данных содержат информацию, собранную из нескольких оперативных баз данных. Хранилища, как правило, имеют ёмкости хранения на порядок больше оперативных баз, объемом от сотен гигабайт до нескольких терабайт.
Как правило, хранилище данных поддерживается независимо от оперативных баз данных организации, поскольку требования к функциональности и производительности аналитических приложений отличаются от требований к транзакционным системам (т.е. производящим текущую обработку информации и различные вычисления).
Хранилища данных создаются специально для приложений поддержки принятия решений и предоставляют накопленные за определенное время, сводные и консолидированные данные, которые более приемлемы для анализа, чем детальные индивидуальные записи. Рабочая нагрузка состоит из нестандартных, сложных запросов, которые обращаются к миллионам записей и выполняют огромное количество операций сканирования, соединения и агрегирования. Время ответа на запрос в данном случае важнее, чем пропускная способность.
Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования мощности сервера, разгружает сеть и обеспечивает хороший контроль целостности данных.
В интеллектуальных информационных и экспертных системах для хранения информации используются также и базы знаний.
Технологии информационного хранилища обеспечивают сбор данных из существующих внутренних баз предприятия и внешних источников, формирование, хранение и эксплуатацию информации, а также хранение аналитических данных (знаний) в форме, удобной для анализа и принятия управленческих решений. Ко внутренним базам данных предприятия относятся локальные базы подсистем ИС (бухгалтерский учет, финансовый анализ, кадры и т.д.). Ко внешним базам – любые данные, доступные по Интернету и размещенные на Web-серверах предприятий-конкурентов, правительственных и законодательных органов, других учреждений (рис. 40).
Рис. 40. Схема двухуровневого хранилища данных
Отличие реляционных баз данных, используемых в ЭИС, от информационного хранилища заключается в следующем в том, что реляционные базы данных содержат только оперативные данные организации, а информационное хранилище обеспечивает доступ как ко внутренним данным организации, так и ко внешним источникам данных, доступным по Интернету.
База данных ориентирована на одну модель данных функциональной подсистемы ИС. Базы обеспечивают запросы оперативных данных организации. Информационные хранилища поддерживают большое число моделей данных, включая многомерные, что обеспечивает ретроспективные запросы (запросы за прошлые годы и десятилетия), запросы как к оперативным данным организации, так и к данным внешних источников.
Предназначение склада данных – информационная поддержка принятия решений, а не оперативная обработка данных. Потому база данных и склад данных не являются одинаковыми понятиями.
Данные информационных хранилищ могут размещаться не только на сервере, но и на вторичных устройствах хранения (рис. 41).
Рис. 41. Размещение данных в информационном хранилище
Таким образом, данные, погруженные в хранилище, организуясь в интегрированную целостную структуру, обладающую естественными внутренними связями, приобретают новые свойства. Они являются основой для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Именно поэтому технологии информационных хранилищ ориентированы на руководителей, ответственных за принятие решений.
Наиболее распространен трехъярусный вариант хранилища, при котором:
на нижнем уровне на компьютерах пользователя расположены приложения клиентов, обеспечивающие пользовательский интерфейс;
на втором уровне расположен сервер приложений, обеспечивающий обмен данными между пользователями и распределенными базами данных. Сервер приложений размещается в узле сети, доступном всем клиентам;
на третьем уровне расположен удаленный сервер баз данных, принимающий информацию от серверов приложений и управляющий ими.
Такая организация баз данных наиболее сложная и гибкая. Трехуровневая архитектура информационного хранилища обеспечивает наличие витрин данных и информационных хранилищ (рис. 42).
Витрины данных – небольшие хранилища с упрощенной архитектурой, предназначенные для хранения части данных информационного хранилища с целью снятия нагрузки с основного информационного хранилища. В основном витрины содержат ответы на конкретный ряд вопросов, например, данные АРМ сотрудников организации. Информация в разных витринах может дублироваться.
Рис. 42. Трехуровневая архитектура хранилища данных
За счет использования витрин данных ускоряется обслуживание и увеличивается число пользователей по сравнению с двухуровневой архитектурой.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое документооборот на предприятии?
2. Что такое электронный документооборот?
3. Какие технические средства обеспечивают электронный документооборот?
4. Какие программные средства обеспечивают электронный документооборот?
5. Перечислите известные программы электронного документооборота.
6. Что такое геоинформация?
7. Что такое геоинформационная технология?
8. Что такое геоинформационная система?
9. Из каких основных частей состоит геоинформационная система?
10. Что такое хранилище данных?
Литература по теме:
1. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве: учеб.-метод. пособ. – 3-е изд. – М.: Изд-во ГУЗ, 2011.
2. Самардак А.С. Геоинформационные системы: учеб. пособ. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/012/41012.
3. Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014. – 472 с.
Интернет-ресурсы:
1. Компания «1C». – Режим доступа: http://www.1c.ru.
2. Компания «Электронные Офисные Системы». – Режим доступа: http://www.eos.ru.
3. Компания «Синтеллект» – Режим доступа: https://mytessa.ru/.
4. Компания «Логика бизнеса». – Режим доступа: http://ecm.blogic20.ru/.
5. Компания DIRECTUM. – Режим доступа: https://www.directum.ru/.
6. Компания DocsVision. – Режим доступа: https://docsvision.com/.
Рис. 37. Таблица данных о выбранном участке территории
Рис. 38. Таблица данных о выбранном участке на вкладке Услуги
Кнопка Управление картой открывает меню слоев карты, на которых изображаются разнородные сведения (рис. 39). Выбор того или иного слоя позволяет отобразить на карте соответствующую информацию.
Рис. 39. Меню доступных сведений на слоях карты
Документ с описанием описанной системы доступен по ссылке: http://pkk5.rosreestr.ru/help/pkk5_help.pdf.
Вопрос 3. Технологии информационных хранилищ.
Базы данных.
Ключевым моментом любых информационных систем является наличие подсистемы хранения информации. Традиционным элементом хранения информации в большинстве типов информационных систем является база данных. Напомним, что база данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе сведениях о различных сущностях одной предметной области (реальных объектах, процессах, явлениях или событиях), обеспечивающая наличие общих правил их обработки и использования с помощью одного или нескольких приложений или пользователей. Проще говоря, БД – это массив систематизированной по определённым принципам информации (данных), хранящийся в памяти компьютера. Для работы с данными, хранящимися в БД, требуется специальная программа, называемая системой управления базами данных (СУБД). Примерами таких программ являются MS Access, MS FoxPro, MS SQL Server, Oracle, dBase, FoxBASE, InterBase/Firebird и др.
Для решения задач используются различные модели баз данных. Процесс выбора базы данных, которая наиболее подходит для построения конкретного приложения, называется масштабированием.
Рассмотрим некоторые модели баз данных.
Автономные локальные базы данных
хранят свои данные в локальной файловой системе на том компьютере, на котором они установлены, при этом, система управления и машина базы данных, осуществляющая доступ к ней, находится на том же самом компьютере. Сеть в данном случае не используется.
К приложениям, использующим автономные базы данных, можно отнести приложения, обрабатывающие документацию небольшого подразделения, небольшого предприятия, бухгалтерские и юридические документы и т.п. Каждый пользователь такого приложения манипулирует своими собственными данными на своем компьютере и не имеет доступа к данным другого пользователя.
Файл-серверные базы данныхотличаются от автономных тем, что они могут быть доступны многим клиентам через сеть. Сама база данных хранится на сетевом файл-сервере в единственном экземпляре. Для каждого клиента во время работы создается локальная копия данных, с которой он манипулирует. При этом возникают и решаются проблемы, связанные с возможным одновременным доступом нескольких пользователей к одной и той же информации.
Одним из недостатков файл-серверных баз данных является непроизводительная загрузка сети. При каждом запросе клиента данные в его локальной копии полностью обновляются из базы данных на сервере. Даже если запрос относится всего к одной записи, обновляются все записи данных. Если записей в базе данных много, то даже при небольшом числе клиентов сеть будет загружена очень основательно, что серьезно скажется на скорости выполнения запросов.
К приложениям, использующим файл-серверные базы данных, можно отнести приложения, обслуживающие крупные учреждения. В таких приложениях администраторы отдельных подразделений обращаются к общим данным и не создают свои локальные базы данных (при этом сохраняется конфиденциальность информации, и каждый администратор имеет доступ только к той информации, которая касается деятельности только его подразделения).
Базы данных типа клиент/сервер. Для больших баз данных с множеством пользователей часто используются базы данных на платформе клиент/сервер. В этом случае доступ к базе данных для группы клиентов выполняется специальным компьютером – сервером. Клиент дает задание серверу выполнить те или иные операции поиска или обновления базы данных. Мощный сервер, ориентированный на операции с запросами клиентов, самым оптимальным способом выполняет такие запросы и сообщает клиенту результаты своей работы.
Использование баз данных не дает желаемого результата автоматизации деятельности организации или их подразделений. Причина проста: реализованные функции хранения, обработки данных по запросу значительно отличаются от функций решения сложных задач, связанных с выбором и принятием решения, т.к. данные, собранные в базах, не адекватны информации, которая нужна лицам, принимающим решения. Решением данной проблемы стала реализация технологии информационных хранилищ (складов данных).
Интеграция данных в базе подразумевает совместное использование данных для решения различных прикладных задач и устраняет дублирование данных. Согласованное использование данных требует централизованного управления, которое называется администрированием данных.
Хранилища данных.
Хранилища данных содержат информацию, собранную из нескольких оперативных баз данных. Хранилища, как правило, имеют ёмкости хранения на порядок больше оперативных баз, объемом от сотен гигабайт до нескольких терабайт.
Как правило, хранилище данных поддерживается независимо от оперативных баз данных организации, поскольку требования к функциональности и производительности аналитических приложений отличаются от требований к транзакционным системам (т.е. производящим текущую обработку информации и различные вычисления).
Хранилища данных создаются специально для приложений поддержки принятия решений и предоставляют накопленные за определенное время, сводные и консолидированные данные, которые более приемлемы для анализа, чем детальные индивидуальные записи. Рабочая нагрузка состоит из нестандартных, сложных запросов, которые обращаются к миллионам записей и выполняют огромное количество операций сканирования, соединения и агрегирования. Время ответа на запрос в данном случае важнее, чем пропускная способность.
Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования мощности сервера, разгружает сеть и обеспечивает хороший контроль целостности данных.
В интеллектуальных информационных и экспертных системах для хранения информации используются также и базы знаний.
Технологии информационного хранилища обеспечивают сбор данных из существующих внутренних баз предприятия и внешних источников, формирование, хранение и эксплуатацию информации, а также хранение аналитических данных (знаний) в форме, удобной для анализа и принятия управленческих решений. Ко внутренним базам данных предприятия относятся локальные базы подсистем ИС (бухгалтерский учет, финансовый анализ, кадры и т.д.). Ко внешним базам – любые данные, доступные по Интернету и размещенные на Web-серверах предприятий-конкурентов, правительственных и законодательных органов, других учреждений (рис. 40).
Рис. 40. Схема двухуровневого хранилища данных
Отличие реляционных баз данных, используемых в ЭИС, от информационного хранилища заключается в следующем в том, что реляционные базы данных содержат только оперативные данные организации, а информационное хранилище обеспечивает доступ как ко внутренним данным организации, так и ко внешним источникам данных, доступным по Интернету.
База данных ориентирована на одну модель данных функциональной подсистемы ИС. Базы обеспечивают запросы оперативных данных организации. Информационные хранилища поддерживают большое число моделей данных, включая многомерные, что обеспечивает ретроспективные запросы (запросы за прошлые годы и десятилетия), запросы как к оперативным данным организации, так и к данным внешних источников.
Предназначение склада данных – информационная поддержка принятия решений, а не оперативная обработка данных. Потому база данных и склад данных не являются одинаковыми понятиями.
Данные информационных хранилищ могут размещаться не только на сервере, но и на вторичных устройствах хранения (рис. 41).
Рис. 41. Размещение данных в информационном хранилище
Таким образом, данные, погруженные в хранилище, организуясь в интегрированную целостную структуру, обладающую естественными внутренними связями, приобретают новые свойства. Они являются основой для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Именно поэтому технологии информационных хранилищ ориентированы на руководителей, ответственных за принятие решений.
Наиболее распространен трехъярусный вариант хранилища, при котором:
на нижнем уровне на компьютерах пользователя расположены приложения клиентов, обеспечивающие пользовательский интерфейс;
на втором уровне расположен сервер приложений, обеспечивающий обмен данными между пользователями и распределенными базами данных. Сервер приложений размещается в узле сети, доступном всем клиентам;
на третьем уровне расположен удаленный сервер баз данных, принимающий информацию от серверов приложений и управляющий ими.
Такая организация баз данных наиболее сложная и гибкая. Трехуровневая архитектура информационного хранилища обеспечивает наличие витрин данных и информационных хранилищ (рис. 42).
Витрины данных – небольшие хранилища с упрощенной архитектурой, предназначенные для хранения части данных информационного хранилища с целью снятия нагрузки с основного информационного хранилища. В основном витрины содержат ответы на конкретный ряд вопросов, например, данные АРМ сотрудников организации. Информация в разных витринах может дублироваться.
Рис. 42. Трехуровневая архитектура хранилища данных
За счет использования витрин данных ускоряется обслуживание и увеличивается число пользователей по сравнению с двухуровневой архитектурой.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое документооборот на предприятии?
2. Что такое электронный документооборот?
3. Какие технические средства обеспечивают электронный документооборот?
4. Какие программные средства обеспечивают электронный документооборот?
5. Перечислите известные программы электронного документооборота.
6. Что такое геоинформация?
7. Что такое геоинформационная технология?
8. Что такое геоинформационная система?
9. Из каких основных частей состоит геоинформационная система?
10. Что такое хранилище данных?
Литература по теме:
1. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве: учеб.-метод. пособ. – 3-е изд. – М.: Изд-во ГУЗ, 2011.
2. Самардак А.С. Геоинформационные системы: учеб. пособ. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/012/41012.
3. Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014. – 472 с.
Интернет-ресурсы:
1. Компания «1C». – Режим доступа: http://www.1c.ru.
2. Компания «Электронные Офисные Системы». – Режим доступа: http://www.eos.ru.
3. Компания «Синтеллект» – Режим доступа: https://mytessa.ru/.
4. Компания «Логика бизнеса». – Режим доступа: http://ecm.blogic20.ru/.
5. Компания DIRECTUM. – Режим доступа: https://www.directum.ru/.
6. Компания DocsVision. – Режим доступа: https://docsvision.com/.