Файл: Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по специальности Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1138

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Оренбургский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по специальности Педиатрия

Инфекционные болезни у детей

(наименование дисциплины)

по направлению подготовки (специальности)

31.05.02 Педиатрия

(код, наименование направления подготовки (специальности))

Является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки специальности 31.05.02 Педиатрия,

утвержденной ученым советом ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
протокол № 3 от «23» октября 2015

Оренбург

1.Пояснительная записка

Самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, решения актуальных проблем формирования общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовку к занятиям и прохождение промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа обучающихся представляет собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор формы организации самостоятельной работы обучающихся определяется содержанием учебной дисциплины и формой организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, др.).

Целью самостоятельной работы является овладение знаниями по инфекционным заболеваниям у детей/ формирование умения опроса, сбора анамнеза у пациентов с инфекционными заболеваниями, осмотра инфекционных больных, приобрести навыки общения с инфекционными больными, сбора эпидемиологического анамнеза, алгоритма постановки диагноза инфекционного заболевания у ребенка, алгоритма проведения диагностики, лечения, профилактики, противоэпидемических мероприятий.



2. Содержание самостоятельной работы обучающихся.
Содержание заданий для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине представлено в фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине, который прикреплен к рабочей программе дисциплины, раздел 6 «Учебно- методическое обеспечение по дисциплине (модулю)», в информационной системе Университета.

Перечень учебной, учебно-методической, научной литературы и информационных ресурсов для самостоятельной работы представлен в рабочей программе дисциплины, раздел 8 «Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)».





Тема самостоятельной

работы

Форма

самостоятельной работы1

Форма контроля самостоятельной работы

(в соответствии с разделом 4 РП)

Форма

контактной

работы при

проведении

текущего

контроля2













1

2

3

4

5













Самостоятельная работа в рамках всей дисциплины3
















Инфекционные заболевания у детей

для овладения, закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции;



Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Инфекционные заболевания у детей

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет);


Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Инфекционные заболевания у детей

составление плана и тезисов ответа; составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Инфекционные заболевания у детей

Конспектирование текста

Устный опрос

Собеседование

аудиторная











































Инфекционные болезни у детей

Написание истории болезни

Проверка истории болезни

Внеаудиторный КСР













2

Инфекционные заболевания у детей

Реферат

Доклад реферата на практическом занятии

Внеаудиторный КСР / аудиторная - собеседование по теме реферата















Инфекционные заболевания у детей

Курация больных

Доклад и разбор больного

Собеседование













Самостоятельная работа в рамках модуля 4













1

Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

для овладения, закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций по модулю «Острые кишечные инфекции у детей»



Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы по теме «Острые кишечные инфекции у детей»


Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

составление плана и тезисов ответа; составление плана текста ответа по темам «Острые кишечные инфекции у детей»

Устный опрос

Собеседование

аудиторная
















Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

Реферат

Доклад реферата на практическом занятии

Внеаудиторный КСР / аудиторная - собеседование по теме реферата
















Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

Курация больных детей в кишечно-диагностическом отделении

Доклад и разбор больного

Аудиторная

Собеседование













2

Модуль «Вирусные гепатиты у детей»

для овладения, закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций по модулю «Вирусные гепатиты у детей»



Устный опрос

Собеседование

Внеаудиторный КСР / аудиторная



















работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы по теме «Вирусные гепатиты у детей»


Устный опрос

Собеседование

Внеаудиторный КСР / аудиторная



















составление плана и тезисов ответа; составление плана текста ответа по темам «Вирусные гепатиты у детей»

Устный опрос

Собеседование

аудиторная



















Реферат

Доклад реферата на практическом занятии

Внеаудиторный КСР / аудиторная - собеседование по теме реферата















Модуль «Воздушно-капельные у детей»

Курация больных детей в кишечно-диагностическом отделении

Доклад и разбор больного

Аудиторная

Собеседование
















Модуль «Воздушно-капельные у детей»

для овладения, закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций по модулю

«Воздушно-капельные инфекции у детей»



Устный опрос

Собеседование

Вне аудиторный КСР / аудиторная
















Модуль «Воздушно-капельные у детей»

работа над учебным материалом учебника, дополнительной литературы по теме «Воздушно-капельные инфекции у детей»


Устный опрос

Собеседование

Внеаудиторный КСР / аудиторная
















Модуль «Воздушно-капельные у детей»

составление плана и тезисов ответа; составление плана текста ответа по темам «Воздушно-капельные инфекции у детей»

Устный опрос

Собеседование

Внеаудиторный КСР / аудиторная
















Модуль «Воздушно-капельные у детей»

Реферат

Доклад реферата на практическом занятии

Внеаудиторный КСР / аудиторная - собеседование по теме реферата













Самостоятельная работа в рамках практических занятий

модуля «Острые кишечные инфекции» дисциплины «Инфекционные болезни у детей»

Модуль «Острые кишечные инфекции у детей»

»

Курация больных детей в кишечно-диагностическом отделении

Доклад и разбор больного

Аудиторная

Собеседование

1

Тема «Дизентерия у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная













2

Тема «Сальмонеллёз у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная













3

Тема «Эшерихиозы у

детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная













4

Тема «Иерсиниозная инфекция у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная















Тема «Вирусные диареи у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема « Холера и ботулизм у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Токсикоз с эксикозом у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Лечение острых кишечных инфекций у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная













Модуль №2 «Вирусные гепатиты у детей»
















Тема «Гепатиты с энтеральным механизмом передачи у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Гепатиты с парентеральным механизмом передачи у детей»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Врожденные вирусные гепатиты и гепатиты у детей до 1 года»

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная













Модуль №3 «Острые воздушно-капельные инфекции у детей»
















Тема «Корь. Краснуха у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Стрептококковая инфекция у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Герпес-вирусная инфекция у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Эпидемический паротит у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Коклюш и паракоклюш у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Грипп. ОРВИ у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Дифтерия у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Менингококковая инфекция у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема «Энтеровирусная инфекция у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема « Полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема « Поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях у детей».

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана и тезисов ответа;

- решение ситуационных задач

- подготовка презентации

письменный опрос,

устный опрос,

тестирование,

решение

проблемно-

ситуационных задач


Аудиторная
















Тема « Работа в симуляционном классе».

- работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы)


Отработка практических навыков


Аудиторная



















3. Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине.

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Во время практических занятий студенты отрабатывают практические умения профессиональной деятельности врача-педиатра. В качестве базы для прохождения практических занятий используются детская инфекционная больница и инфекционный кабинет детской поликлиники.
Формы самостоятельной работы

  • Курация больных

  • Ведение рабочей истории болезни

  • Работа в процедурном кабинете

  • Беседа с родителями

  • Выпуск санбюллетеней


Ежедневно студенты осматривают несколько тематических больных и отражают их состояние в дневниках рабочей истории болезни.

Помимо этого каждый студент в начале цикла получает для курации больного, по наблюдениям за которым оформляет учебную историю болезни с последующей ее защитой.

За время цикла студент должен освоить определенный объем практических знаний и умений, необходимых и используемых при работе с инфекционным больным, перечень которых предусмотрен в Госстандарте врача-педиатра и рабочей программе по дисциплине. Приобретать практические знания и умения студенты должны на протяжении всего времени прохождения детских инфекционных болезней (X, XI скместры).

Перечень практических знаний и умений составлен с учетом специфики модулей «Острые кишечные инфекции», «Острые вирусные гепатиты» и «Воздушно-капельные инфекций».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ

РАБОЧЕЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Преподаватель ежедневно контролирует записи в рабочих историях болезни, сделанные студентами, и делает замечания. Важно научить будущего врача правильно отражать клинические проявления болезни, увиденные у больного и следить за их динамикой на фоне проводимой терапии. К тому же только ежедневное общение с больным ребенком и его мамой позволяет осваивать деонтологические аспекты работы врача-педиатра.

Цель: Освоить на практике алгоритм ведения больных детей с инфекционной патологией.
В процессе работы с больным студент должен освоить:


  • Сбор анамнеза болезни, эпид.анамнеза и интерпретацию полученных данных.

  • Объективный осмотр и обследование больного ребенка.

  • Выделение ведущих клинических синдромов у конкретного больного и определение степени тяжести состояния ребенка с инфекционной патологией.

  • Обоснование предварительного и окончательного диагноза.

  • Интерпретация результатов проведенного обследования.

  • Мониторинг динамики развития и угасания клинических синдромов на фоне проводимой терапии.

  • Оценку эффективности проводимой комплексной терапии.

  • Организацию противоэпидемических мероприятий в очаге.




Ежедневное наблюдение за больным ребенком позволит отработать

следующие практические умения врача-инфекциониста:


    • Сбор анамнеза болезни, жизни, эпид.анамнеза, жалоб.

    • Методика клинического обследования инфекционного больного.

    • Обоснование предварительного и окончательного диагноза.

    • Интерпретация результатов проведенного обследования больного.

    • Оценка динамики клинических проявлений болезни на фоне проводимой терапии.

    • Оценка эффективности проводимой комплексной терапии.

    • Организация противоэпидемических мероприятий в очаге.

    • Деонтология ведения инфекционного больного.

    • Этика общения с больным ребенком и его родителями.

    • Информирование родителей о диагнозе больного и динамике заболевания.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЕДЕНИЮ

РАБОЧЕЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Методика обследования инфекционного больного начинается со сбора анамнеза. Выясняется история развития заболевания, его первоначальные симптомы, быстрота их развития, степень выраженности. Существенная роль при этом отводится эпидемиологическому анамнезу: контакт с инфекционным больным; наличие подозрительных на инфекцию заболеваний в семье, квартире, доме, детском учреждении, населенном пункте; перенесенные ранее заболевания; профилактические прививки.

Выясняются условия жизни больного, развитие его.

Далее студенты изучают методику объективного исследования. При этом отмечается необходимость осмотра инфекционного больного (раздетого) в следующей последовательности:

  1. Положение больного, сохранность сознания, наличие судорог, параличей;

  2. а) общий вид больного, самочувствие его, степень слабости.

б) цвет кожи (бледная, желтая, ярко-красная, землисто-серая и пр.), ее влажность или сухость, наличие и характер сыпи (мелкоточечная, пятнистая, пятнисто-папулезная, уртикарная, розеолезная, петехиальная, геморрагическая и др.), локализация ее (в естественных складках кожи, на разгибательных поверхностях, по всему телу и т.д.) Наличие шелушения, его характер, пигментация, корочки и пр.

в) цвет слизистых оболочек глаз, полости рта, наличие высыпаний.

г) состояние лимфатических узлов, величина, консистенция, подвижность, болезненность их.

д) мышечная и костная система, тонус и сила мышц, наличие дефектов костной системы (четки, браслетки, искривление конечностей, позвоночника и пр.).