Файл: Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по специальности Педиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1139
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Грудная клетка, ее подвижность и участие в акте дыхания, число дыханий в минуту.
а) органы дыхания – перкуссия и аускультация.
б) сердечно-сосудистая система – состояние пульса (частота, напряжение, наполнение ритмичность). Кровяное давление. Границы абсолютной и относительной сердечной тупости; аускультативные данные – чистота и ясность тонов.
-
Органы пищеварения и брюшной полости. Обследование начинается с полости рта;
а) язык – величина, цвет (малиновый, ярко-красный и др.), характер (географический, полированный, сосочковый и пр.).
б) зев – наличие гиперемии, кровоизлияний, отека, налетов и наложений, их характер, локализация и цвет. Состояние миндалин.
в) живот – величина, консистенция, болезненность.
г) печень – величина, консистенция, подвижность, болезненность.
д) селезенка – величина, консистенция, подвижность, болезненность.
е) желудочно-кишечный тракт – наличие метеоризма, инфильтрации сигмовидного и восходящего и отдела кишечника, тенезмов, зияния анального отверстия. Характер стула (каловый, слизисто-кровянистый), частота, цвет (желто-зеленый, оранжевый, болотной тины).
-
Мочеполовая система. Цвет мочи (соломенно-желтый, темный – цвет «пива», красный – цвет «мясных помоев» и т.д.). Количество мочи – анурия, олигурия, полиурия. -
Нервная система. Реакция больного на окружающее. Сознание. Состояние сухожильных, кожных и брюшных рефлексов. Дермографизм – быстрота его появления и исчезновения, цвет.
При обосновании диагноза, вначале студент, опираясь на жалобы больного, данные анамнеза болезни, данные эпидемиологического анамнеза, особенности анамнеза жизни, выявляет ведущие клинические синдромы заболевания. Затем по совокупности клинических и параклинических изменений (в анализах крови, мочи, кала и др.) ставит окончательный диагноз, используя классификацию А.А.Колтыпина (обязательно указываются «тип», «тяжесть» и «течение» данного заболевания).Приложение №2.
Дневники наблюдения за больным начинаются с отметки деня болезни и госпитализации. Обязательно оценивается степень тяжести состояния больного с указанием синдромов определяющих ее изначально и за период наблюдения. При этом отражается динамика обратного развития симптомов заболевания (позитивная, негативная, отсутствие динамики). Указывается температур, пульс, дыхание, обращает внимание на массу тела ребенка, а также поведение, сон и аппетит. Студент дает динамику симптомов заболевания, отмечая продолжительность лихорадки, кишечного синдрома, синдрома желтухи, динамику размеров печени. Обращает внимание на изменения в анализах крови, мочи, кала и других результатах параклинического исследования до и на фоне проводимой терапии или по окончанию ее. В случае инфузионной терапии указывает время наложения капельницы, состав вводимых растворов, скорость их введения, а также время окончания капельницы. Определяет эффективность проводимой терапии по угасанию и исчезновению клинических проявлений болезни.
Лечение назначаемое больному ребенку должно быть комплексным, но индивидуальным
Студент должен назначить лечебное питание, определить номер лечебного стола по Певзнеру, обосновать его назначение (приложение №3). Сделать расчет питания и жидкости для оральной регидратации.
Сделать суточный расчет жидкости, необходимой для больного ребёнка, определить объём жидкости для внутривенной регидратации и рекомендовать растворы для инфузии (10% глюкоза, гемодез, реополиглюкин, раствор Рингера, дисоль, трисоль, хлосоль, реоглюман и т.д.). Обосновать назначение коллоидных растворов (альбумин, свежезамороженная плазма, реополиглюкин, реоглюман и т.д.).
Указать показания к назначению антибиотиков, их спектр действия, фазу, способ введения.
Отметить сроки назначения препаратов, их эффективность или отсутствие эффекта в лечении данного больного.
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Цель: закрепить практические знания и умения, полученные на практических занятиях, самостоятельно работая с инфекционными больными.
Формы самостоятельной работы, используемой для этой цели во внеучебное время:
-
Работа в процедурном кабинете -
Решение клинических заданий по инфекционной патологии.
Во время этой работы студентом отрабатываются практические умения:
-
Принятие инфекционного больного в стационар, оформление документации -
Осмотр инфекционного больного, выявление диагностических признаков инфекционного заболевания -
Обоснование диагноза -
Составление плана обследования -
Назначение лечения инфекционному больному, выписка рецептов на основные лекарственные препараты -
Оказание неотложной помощи инфекционному больному -
Этика общения с больным ребенком и его родителями
Приобретаются практические знания
-
Правила размещения инфекционных больных в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции -
Правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге -
Методика осмотра больного -
Ведущие клинические синдромы инфекционных заболеваний -
План обследования больного -
Алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона и периода заболевания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ
ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ С ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Цель: Формирование клинического мышления врача-педиатра с углубленным знанием инфекционных заболеваний у детей.
Многообразие клинических проявлений инфекционных заболеваний (типичные, атипичные формы) и вариантов их течения (острое, затяжное, хроническое, неосложненное, осложненное) определяют особенности ведения инфекционных больных и оформления истории болезни. Схема написания учебной истории болезни дана в приложении №1.
Для этого необходимо:
-
Выделить ведущие синдромы заболевания на основании данных анамнеза болезни, объективного статуса, а так же с учетом данных эпид. анамнеза и преморбидного фона. -
Определить тактику ведения больного (на дому, в инфекционной больнице), и показания для госпитализации в случае необходимости таковой. -
В status praesens следует дать оценку состояния тяжести больного (средней тяжести, тяжелое) и указать синдромы определяющие его. -
Обосновать на основании клинических данных (анамнез болезни, эпид.анамнез, объективные данные) предварительный диагноз. -
Наметить план обследования больного. -
Интерпретировать результаты параклинического обследования. -
Провести дифференциальный диагноз с заболеваниями (соматические, хирургические), имеющими аналогичный ведущий синдром. -
Обосновать окончательный диагноз с учетом полученных результатов обследования и дифференциального диагноза. -
Назначить лечение больному: режим, диета (лечебные столы см.приложение №3), медикаменты с указанием суточной, курсовой доз, способа введения и механизма действия. -
В дневниках наблюдения (указывать день болезни) следует показать динамику угасания клинических проявлений болезни на фоне проводимой терапии. -
Выделить критерии выписки из стационара и наблюдение в периоде реконвалесценции. -
Оформить выписной эпикриз с указанием окончательного диагноза, сроков пребывания в больнице, результатов проведенного обследования (до и после лечения) и лечения (курсовые дозы препаратов, инфузионной терапии, а также рекомендации после выписки). -
Оформить температурный лист (пульс, дыхание, колебания температуры), отразить графически регресс клинических синдромов. -
Указать источники использованной литературы при написании болезни (не менее 5 источников, изданных в последние 5 лет как отечественными, так и зарубежными авторами).
В процессе работы над историей болезни студент должен освоить следующие практические знания и умения:
-
Сбор анамнеза болезни, жизни, эпид.анамнеза, жалоб; -
Методики клинического обследования инфекционного больного; -
Обоснование предварительного и окончательного диагноза; -
Составление плана обследования больного; -
Интерпретация результатов проведенного обследования больного; -
Алгоритм назначения лекарственных средств; -
Оценка динамики клинических проявлений болезни и эффективности проводимой терапии; -
Выбор литературных источников и подбор материала, необходимого для написания истории болезни; -
Оформление медицинской документации.
4. Критерии оценивания результатов выполнения заданий по самостоятельной работе обучающихся.
Критерии оценивания выполненных заданий представлены в фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине, который прикреплен к рабочей программе дисциплины, раздел 6 «Учебно- методическое обеспечение по дисциплине (модулю)», в информационной системе Университета.
3. Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине.
Методические указания обучающимся
по формированию навыков конспектирования лекционного материала
1. Основой качественного усвоения лекционного материала служит конспект, но конспект не столько приспособление для фиксации содержания лекции, сколько инструмент для его усвоения в будущем. Поэтому продумайте, каким должен быть ваш конспект, чтобы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:
а) дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);
б) работать над содержанием записей – сопоставлять отдельные части, выделять основные идеи, делать выводы;
в) сокращать время на нахождение нужного материала в конспекте;
г) сокращать время, необходимое на повторение изучаемого и пройденного материала, и повышать скорость и точность запоминания.
Чтобы выполнить пункты «в» и «г», в ходе работы над конспектом целесообразно делать пометки также карандашом:
Пример 1
/ - прочитать еще раз;
// законспектировать первоисточник;
? – непонятно, требует уточнения;
! – смело;
S – слишком сложно.
Пример 2
= - это важно;
[ - сделать выписки;
[ ] – выписки сделаны;
! – очень важно;
? – надо посмотреть, не совсем понятно;
- основные определения;
- не представляет интереса.
2. При конспектировании лучше использовать тетради большого формата – для удобства и свободы в рациональном размещении записей на листе, а также отдельные, разлинованные в клетку листы, которые можно легко и быстро соединить и разъединить.
3. Запись на одной стороне листа позволит при проработке материала разложить на столе нужные листы и, меняя их порядок, сближать во времени и пространстве различные части курса, что дает возможность легче сравнивать, устанавливать связи, обобщать материал.
4. При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе свободную площадь для последующих добавлений и заметок. Это либо широкие поля, либо чистые страницы.
5. Запись лекций ведется на правой странице каждого листа в разворот, левая остается чистой. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительную, поясняющую и прочую информацию придется вписывать между строк, и конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст.
6. При конспектировании действует принцип дистантного конспектирования, который позволяет отдельные блоки информации при записи разделять и по горизонтали, и по вертикали: отдельные части текста отделяются отчетливыми пробелами – это вертикальное членение; по горизонтали материал делится на зоны полями: I – конспектируемый текст, II – собственные заметки, вопросы, условные знаки, III – последующие дополнения, сведения из других источников.
7. Огромную помощь в понимании логики излагаемого материала оказывает рубрикация, т.е. нумерование или обозначение всех его разделов, подразделов и более мелких структур. При этом одновременно с конспектированием как бы составляется план текста. Важно, чтобы каждая новая мысль, аспект или часть лекции были обозначены своим знаком (цифрой, буквой) и отделены от других.
8. Основной принцип конспектирования – писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, что при необходимости позволит полностью «развернуть» конспект в исходный текст по формуле «конспект+память=исходный текст