Файл: Практическое применение знаний и умений в организации мероприятий, направленных на сохранение здоровья и социальную адаптацию ребенка в доу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Тема: Практическое применение знаний и умений в организации мероприятий, направленных на сохранение здоровья и социальную адаптацию ребенка в ДОУ
Цель занятия: научиться организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; уметь организовывать и проводить наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации; уметь проводить мероприятия по облегчению течения адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации; знать наиболее распространенные детские болезни и их профилактику; уметь применять знания и навыки при нестандартных ситуациях, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка, проводить работу по предупреждению детского травматизма.
Задание 1.(максимальное количество баллов-8 баллов)
Вы являетесь одним из лучших воспитателей вашего детского сада. Именно поэтому, к вам в группу (возраст детей 4-5 лет) поступил мальчик, который был переведен из логопедического детского сада. После наблюдения за ним в течение недели, вы зафиксировали следующие факторы:
1. На прогулке ищет предмет, которым можно кидать в ребят. Одеваться сам может, но не хочет. Сандалии и уличную обувь не умеет правильно обувать.
2. Ребенок гиперактивен, бьёт и обижает других детей, на занятиях поётпесни, по группе спокойным шагом не ходит, только бегает.
3. Если в руки попадает хоть что-нибудь, напоминающее руль машины - с характерным звуком "ездит" (бегает) кругами по группе, снося всё на своём пути.
4. В тихий час плохо спит и мешает другим.
5. Спокойное урегулирование проблем в течение дня невозможно (на замечания воспитателя не реагирует; при попытке посадить на стульчик, начинает падать на пол и кричать во весь голос). Иногда удается посадить, но потом он начинает дерзить, плакать, извинятся, после чего идёт играть дальше, но ненадолго, а через несколько минут начинаются жалобы от других детей.
6. Мальчик «залюбленный», в семье проблему не видят, из разговора с родителями стало понятно, что эти поступки их «умиляют».
Вопросы:
· Дайте рекомендации, как необходимо работать с таким ребенком педагогу.
Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
Помнить, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными;
Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
Не давайте ребёнку реактивных указаний, избегать слов «нет» и «нельзя»;
Строить взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
Избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
Реагировать на действия ребёнка неожиданным способом (пошутить, повторить действия ребёнка, сфотографировать его, оставить в комнате одного (если это не опасно) и т.д.);
-Повторять свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
Не настаивать на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;
Выслушивать то, что хочет сказать ребёнок.
· Порекомендуйте приемы, которые могли бы повлиять на поведение ребенка с целью успешной адаптации к детскому саду.
Чаще показывать ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
Снижать влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
Помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
Придумать гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему;
Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;
Чаще хвалить ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям;
Воспитывать в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
Не давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
Объяснять ребёнку его проблемы и научить с ними справляться.
· Опишите основные моменты работы с родителями
Установить твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи;
Уделять ребёнку достаточно внимания;
Проводить досуг всей семьёй;
Не допускать ссор в присутствии ребёнка.
Составить список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;
Постепенно расширять круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком;
Не разрешать откладывать выполнение задания на другое время;
Организовать поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
Задание 2. (максимальное количество баллов-5 баллов)
В «эмоциональный портфель» ребенка включают множество различных показателей. В вашу группу (возраст детей 3-4 года) поступила девочка (образ, имя и фамилию можно выбрать самостоятельно).
Вопросы:
· Прокомментируйте уровень адаптации ребенка, если согласно карте наблюдений в течение некоторого времени выявлена следующая динамика:
Фактор | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | 8 день | 9 день | 10 день | 11 день | 12 день | 13 день |
Отрицательные эмоции | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - |
Страх | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Гнев | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + |
Положительные эмоции | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | + | - | - |
Социальные контакты со сверстниками | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + |
Познавательная деятельность | - | - | + | - | + | - | + | + | + | - | + | + | - |
Социальные навыки | - | - | - | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + |
Особенности речи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Двигательная активность | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + |
Сон дневной | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | - |
Аппетит | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Критерии оценивания :
«+» - наблюдается данный фактор;
«- » - данный фактор не проявлялся
· Какие мероприятия со стороны педагога будут направлены на улучшение адаптационного периода у данного ребенка? Опишите ваши рекомендации и обоснуйте свой выбор.
Указанная динамика говорит о трудной адаптации.
Требуется сформировать у ребенка желание идти в детский сад, для этого в группе создаётся атмосфера тепла, уюта и доброжелательности с первых дней пребывания ребёнка в группе. Общение со сверстниками необходимо в этот период, оно даёт уверенность ребёнку. Требуется организовать для ребёнка место, где он может побыть один, как «в домике», желательно рядом с «живым уголком». Спортивный уголок также необходим, чтобы ребёнок мог удовлетворять потребность в движении. При проблемах с общением со сверстниками организовать возможность вылить чувства и эмоции в виде художественной деятельности. Игры с песком и водой оказывают релаксирующее действие. Контакт со взрослыми также необходим – общение с воспитателем должно проходить в тёплой и дружественной манере, с включением физического контакта – объятие, пребывание на руках у воспитателя.
· Какая просветительная работа будет проводиться с родителями ребенка? На что именно необходимо сделать акцент в семье при адаптации ребенка к детскому саду?
До поступления в детский сад родителям следует подготовить ребёнка к будущим переменам. Первое время рекомендуется приводить ребёнка только на прогулку, для знакомства со сверстниками и привыкания к новому месту пребывания. Желательно, чтобы ребёнок присутствовал на вечерней прогулке, видя радость встреч с родителями и положительные эмоции детей. Педагогу следует ознакомить родителей заранее с обстановкой в группе, с режимными моментами, чтобы всё это не было сюрпризом для ребёнка. Общение воспитателя и родителей должно быть доверительным, чтобы ребёнок также чувствовал доверие к воспитателю.
Задание 3. (максимальное количество баллов-5 баллов)
После ужина у ребенка вашей группы (возраст 4-5 лет) случился сильный приступ кашля, переходящий в удушье. В анамнезе: часто болеющий ребенок, аллергический компонент на отдельные продукты питания. Согласно меню: в ужин дети получили овощное рагу с рыбной котлетой, чай с лимоном, ватрушка.Через 30 минут ребенок покрылся красными пятнами и испариной.
Вопросы:
· Опишите ваши действия, направленные на оказание первой помощи ребенку
Обеспечить приток воздуха – расстегнуть воротничок, придать полу-сидячее или сидячее положение ребёнку для облегчения дыхания, срочно показать ребёнка врачу. В случае бронхиальной астмы сделать горячую ножную ванну или поместить руки в горячую воду. Отвлечь ребенка игрушками до приезда врача.
· Опишите, какие мероприятия по взаимодействию с медицинским работником необходимо соблюдать при работе с такими детьми в группе?
Медработник должен быть осведомлён о склонностях детей к аллергическим реакциям, быть в курсе их питания и быть в контакте с их родителями.
· В чем заключается работа воспитателя и родителей по предотвращению аллергических реакций у детей?
Проведение мероприятий по избавлению от аллергенов – пыли, шерсти; предупреждение острых заболеваний органов дыхания – закаливание, дыхательная гимнастика, соблюдение воздушно-теплового-режима; строго следить за детьми, склонными к аллергическим реакциям, контролировать раздачу блюд этим детям.
Задание 4. (максимальное количество баллов-3 балла)
Во время утренней прогулки, дети играли в подвижные игры. Один мальчик запнулся и упал, после падения у него открылось сильное носовое кровотечение.
Вопросы:
· Какие мероприятия по оказанию первой помощи необходимо провести с ребенком?
Посадить ребёнка, слегка наклонить голову вперёд, наложить холодную примочку на переносицу, в носовые проходы ввести смоченные в 3% растворе перекиси водорода тампоны
· Перечислите мероприятия по взаимодействию с медицинским работником.
Описать ситуацию, при продолжающемся кровотечении отправить ребёнка в больницу.
· В чем будет заключаться профилактическая работа, направленная против детского травматизма в ДОУ?
Создание травмобезопасной среды, правильное воспитание безопасного поведения и приучение к осторожности, жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей и за соблюдением техники безопасности, проведение бесед с родителями на тему безопасности и случаях травматизма.
Задание 5. (максимальное количество баллов-4 балла)