Файл: Подберите психологопедагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6.Подведение итогов занятия.

«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение

1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Путаница»;

4.Упражнение «Рисунок на спине»;

5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;

6.Упражнение «Импульс»;

7.Подведение итогов занятия.


«Как быть уверенным, но не самоуверенным»


Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.

1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;

2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;

3.Упражнение «Пластилин-силач»;

4.Упражнение «Паутинка»;

5.Подведение итогов занятия.


«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.

«Как стать смелее?»

Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.


«Ледяное сердце»

Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.


«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.


«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.


«Ледяное сердце»

Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.


Спокойствие, только спокойствие»

Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.

1.Упражнение–активатор «А я еду»;

2.Упражнение «Рисунок гнева»;

3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;



4.Упражнение-релаксация «Драка»;

5.Упражнение «Менялки»

6.Упражнение «Подарок»;

7.Подведение итогов занятия.


«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;

3.Упражнение «Толкалки»;

4.Упражнение «STOP»;

5.Упражнение-релаксация «Драка»;

6.Подведение итогов занятия.
«Расслабься»

Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.

1. Упражнение-активатор «Блохи»;

2.Упражнение «Бумажные мячики»;

3. Упражнение «Сумка»;

4.Упражнение «Пластилин-силач»;

5. Подведение итогов занятия.

Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.


Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.


По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:


  • предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);



  • отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);



  • инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);



  • реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность)

  • использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).





2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;



  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;



  • Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;



  • Склонен к рискованным действиям;



  • Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;



  • Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;



  • Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;



  • Не боится отличаться от других;



  • Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.




Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:

- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;

- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.

6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

  • 0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;



  • 1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;



  • 2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;



  • 3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;



  • 4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;



  • 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.


Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки.