Файл: Формирование знаний о компетенциях учителя, необходимых для обучения младших школьников продуктивным видам деятельности, межпредметных связей изо и технологии с другими предметными областями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1.
Цель занятия: формирование знаний о компетенциях учителя, необходимых для обучения младших школьников продуктивным видам деятельности, межпредметных связей ИЗО и технологии с другими предметными областями; умений соотносить цели и содержание обучения, анализировать требования к уровню подготовки младших школьников по технологии и ИЗО.
Задание 1.
Сформулируйте и перечислите компетенции, необходимые учителю для преподавания предметной области «Технология» в начальной школе.
Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:
-
Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты). -
Определение места и роли предмета в системе общего образования. -
Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету. -
Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.
Задание 2.
В ФГОС НОО в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (предметная область «Технология») сказано, что изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
приобретение начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, их применение в практической деятельности; -
формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; -
развитие творческих способностей, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук в процессе различных видов технологической деятельности; -
воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда; -
овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей деятельности, применения правил сотрудничества в коллективной деятельности; -
получение опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимой объектов труда.
В результате освоения какого содержания образования происходит реализация вышеуказанных целей? Заполните таблицу:
Цели изучения технологии в начальной школе | Содержание обучения |
Развитие социально значимых личностных качеств | потребность познавать и исследовать неизвестное активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка |
Приобретение первоначального опыта практической и преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования конструкторско - технологических знаний и умений, и проектной деятельности | Обучение посредством проектной деятельности. |
Расширение и обогащение личного жизненно- практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. | Обучение практическим навыкам жизнедеятельности. |
Задание 3.
Изучите ФГОС НОО (раздел «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу по предмету технология»). Какие знания, умения и опыт практической деятельности должны быть сформированы после изучения предмета технология в начальной школе? Заполните таблицу:
Знания | Умения | Опыт практической деятельности |
Роль трудовой деятельности в жизни человека; Распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; Область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); Основные источники информации; Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. | Выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач; Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами; Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); Работать с текстом и изображением, представленным на компьютере; Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.); соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в совместной работе. |
Задание 4.
В чем заключается сущность интеграции изобразительного искусства со смежными предметными областями? Покажите межпредметные связи на блок-схеме.
Как происходит развитие творческой активности личности на основе интеграции предметов искусства, внедрения интерактивных технологий образования?
Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности.
Современный учитель не может замыкаться только в кругу проблем преподаваемого предмета.
Суть интеграции заключается в обеспечении целостности образовательного процесса.
Ученые рассматривают интеграцию как систему органически связанных дисциплин, построенную по аналогии с окружающим миром; и как движение системы к органической целостности ; и как процесс сближения и связи наук наряду с с процессом дифференциации; и как ведущую форму организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира ; и как целенаправленное объединение, синтез дисциплин в самостоятельную систему целевого познания , направленную на обеспечение целостности знаний и умений.
Школьный предмет «изобразительное искусство», как часть такого процесса, особенно интересен. Его основы и законы могут рассматриваться как совокупность различных наук. К примеру: физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну восприятия цветов. А всё вместе, получается- цветоведение, как азы изобразительного искусства.
Возможности для проведения интегрированных уроков значительно расширились с появлением компьютерных средств, новых информационных технологий. Одна из главных задач изобразительного искусства — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций. В этом может помочь компьютер с его различными графическими программами. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а источником мотивации является занимательность.