Файл: Регламентирующую преподавание учебных предметов Технология иИзобразительное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках  природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве в целом.
9. Предметные результаты.

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;


- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить , чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
10. Учебники для общеобразовательных организаций.

Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2013.

Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2016.

Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2016.

Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Учебники включены в федеральный перечень. Соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2012г). Рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

Задание 3.

Выполните анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей преподавание учебных предметов «Технология» и «Изобразительное искусство» в начальных классах.

Наименование НПД

Название раздела НПД

Содержание регламентирующего преподавания учебных предметов Технологии и ИЗО

ФГОС НОО

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

12.5. Искусство

 

Изобразительное искусство:

         сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

         сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

         овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

         овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

12.6. Технология:

         получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

         усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

         приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

         использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

         приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

         приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

 

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

19.3. Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

 

         Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

 

         Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

ООП НОО

Планируемые результаты и содержание предметной области «Искусство» на уровне начального общего образования

1.2.10. Изобразительное искусство

 

Предметные результаты обучения предполагают:

         сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

         сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

         овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

         овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

•       будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, по­требность в художественном творчестве и в общении с искус­ством

•       начнут развиваться образное мышление, наблюдатель­ность и воображение, учебно-творческие способности, эсте­тические чувства, формироваться основы анализа произведе­ния искусства;

•       сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, во­площённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, ко­торые станут базой самостоятельных поступков и действий, понимания и поддержания нрав­ственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве

•       появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продук­тивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

 

Обучающиеся:

•         овладеют практическими умениями и навыками в вос­приятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), жи­вописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве;

•         смогут понимать образную природу искусства; давать эс­тетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и общест­ву;

•         научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учеб­ных и художественно-практических задач,

•         получат навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, научатся вести диалог

•         смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобрази­тельном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач.

 

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего регионапоказывать на примерах их роль и назначение

 

 

1.2.12. Технология.

 

Результаты обучения предполагают:

•         получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

•         усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

•         приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

•         использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

•         приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

•         приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

В результате изучения курса технологии, обучающиеся на ступени начального общего образования:

•         получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

•         получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

•         получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

•         научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

•         Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

 

Обучающиеся:

•         в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

•         овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

•         получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

•         познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;

•         получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

 

        В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

 

Выпускник научится:

         называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

         понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

         анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

         организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Общие положения

Базовые национальные ценности — основные моральные

ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в

культурных, семейных, социально-исторических, религиозных

традициях многонационального народа Российской Федерации,

передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

 

Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и

укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование

способности человека оценивать и сознательно выстраивать на

основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов

отношение к себе, другим людям, обществу, государству,

Отечеству, миру в целом;

 

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина

России — педагогически организованный процесс усвоения и

принятия обучающимся базовых национальных ценностей,

имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ

Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные

объединения (христианские, прежде всего в форме русского

православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое

сообщество.

 

 

Базовые национальные ценности

• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей

малой родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского

общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к

родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении

рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука — ценность знания, стремление к истине, научная

картина мира;

• традиционные российские религии — представления о

вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе

межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир

человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие, этическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,

планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и

народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 

Цель и задачи духовно-нравственного

развития и воспитания

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

•       готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

•       готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

•       укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

•       формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

•       развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

•       принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

•       готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

•       способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

•       трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

•       осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

 

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

•         осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

•         развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

•         заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

•         осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

•         понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

•         бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

•         законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

•         духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

 

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

•         формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

•         укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

•         повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

•         укреплению национальной безопасности.

Планируемые результаты освоения основной

образовательной

программы начального общего

образования школы

 

Изобразительное искусство:

         сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

         сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

         овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

         овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

Технология:

•         Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

•         Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

•         Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности

•         Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

•         Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

•         Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.