Файл: Вопрос4 Раскрытие понятий самопознание, самосовершенствование, самоутверждение и саморазвитие. Самоутверждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ



Группа 21Ю173в
Студент
А.А. Юданова


МОСКВА 2022
Вопрос4:Раскрытие понятий самопознание, самосовершенствование, самоутверждение и саморазвитие.
Самоутверждение – это «стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса», к общественному признанию, уважению. Самоутверждаться можно как в практический деятельности при помощи реальных достижений, так и на словесном уровне – рассказывая о реальных или выдуманных достижениях.

Самоутверждение тесно связано с самооценкой. Самоутверждающийся человек хочет получить высокую оценку от общества и самого себя.

Как правило, для самоутверждения выбирают одну сферу, например, работу, семью (материнство, отцовство) или творчество. Но некоторые люди стараются стать лучшими во всем. А кто-то и вовсе самоутверждается за счет других людей. Последний метод нельзя назвать конструктивным и здоровым. Это психологический механизм защиты, за которым человек скрывает свою боль. Самоутверждение невозможно вне социума. Самоутверждение связано с остальными «само»: самореализация, самоуважение, самооценка, самопринятие, самопознание, самоактуализация, самоопределение. Сам человек может менять свои ценности, когда это необходимо, но в то же время исходная база определяет специфику самоутверждения. Потребность в самоутверждении диктует человеку, что ему делать, как жить. Тактики бывают разные: защитная, компенсаторная, доминирующая, конструктивная.


Самоутверждение связано с чувством собственного достоинства. Признак здорового, конструктивного самоутверждения – беспрерывное саморазвитие и самосовершенствование личности. При таком подходе человек сравнивает себя только с самим собой и становится лучшей версией себя. Он преодолевает трудности через работу над собой, а не через принижение других людей.

Самопознание – это способность человека посмотреть на себя и объективно оценить, принять наличие у себя тех или иных сторон личности, хорошо понимать себя. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление
о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.

Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.

Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.

Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.



Самопознание — это постоянная наука об изучении своего тела и духа — физических и моральных возможностей, осмысления собственной личности, длящегося целую жизнь — это то, что отличает нас от животных. Все вопросы, связанные с вами — для чего я живу, что могу, какая идеальная работа для меня, подходящий мир и любимый человек являются средствами человеческого самопознания.

Саморазвитие – это способность человека совершенствовать свои навыки, менять собственный характер, овладевать навыками контроля и самодисциплины.

Утверждаясь, совершенствуясь и актуализируя свой потенциал, человек реализуется в жизни и в деятельности: в груде, в учении, в познании, в общении, в творчестве. В этом смысле самореализация выступает в качестве своеобразной формы саморазвития. Уровень самореализации свидетельствует и о ступени в саморазвитии, на которую поднялся человек. Однако ее можно рассматривать и как самостоятельный процесс. Дело в том, что, даже имея актуализированный потенциал, человек в силу объективных или субъективных обстоятельств далеко не всегда может реализовать себя. И наоборот, он может реализоваться в доступных видах деятельности, не испытывая стремления к саморазвитию и не прилагая для этого особых усилий.

В заключение хотела бы сказать, что многие люди не знают, как отыскать своё предназначение, сутками прожигая жизнь. Читайте книги, путешествуйте, анализируйте себя. Жизнь дается не для выброса ресурсов в пустоту — человек должен совершенствоваться. Саморазвитие и самопознание — ключ к покорению мира, только многие из нас об этом не задумываются, чертя рамки между работой, домом и магазином. Развивайтесь, познавайте мир, постигайте новые сферы жизни.
Вопрос 9: В чем суть матрицы Эйзенхауэра?
На сегодняшний день существует немало отличных техник планирования, позволяющих научиться рационально использовать свой временной ресурс и извлекать из этого процесса максимальную выгоду для себя. Техника, которая отличается простотой и эффективностью, называется «матрицей Эйзенхауэра».

Матрица Эйзенхауэра — это один из самых популярных инструментов тайм-менеджмента
, который используется множеством людей по всему миру: от обычных работников по найму и менеджеров среднего звена до руководителей крупных фирм и известных на весь мир корпораций. Основоположником этой матрицы является 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Он занимался оптимизацией своего рабочего графика и списка выполняемых задач. Итогом его изысканий и стала рассматриваемая матрица.

Смысл матрицы Эйзенхауэра заключается, главным образом, в том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела, отличать важное от срочного, не срочное от наименее важного, а также по максимуму сокращать время на занятие любыми делами, выполнение которых не даёт никаких существенных результатов.

Основная цель данного подхода заключается в том, чтобы предоставить человеку возможность быстро, точно и однозначно распределять дела, разграничивая такие понятия как важность и срочность. Люди, хорошо понимающие, что такое матрица Эйзенхауэра и как она работает, большую часть времени посвящают важным делам, своевременно решая все задачи и не доводя их до состояния срочности.

Намечайте список задач с вечера. Не нужно сразу заполнять матрицу. Достаточно набросать черновой вариант списка, чтобы утром переосмыслить его, дополнить и систематизировать. Можно записывать этот список на диктофон своего смартфона перед сном.

Сначала выписывайте все дела на один лист. Любую информацию проще анализировать и оценивать, если записать её и держать перед глазами в максимально наглядном виде. Со временем, когда вы научитесь быстро оценивать срочность и важность каждой задачи, этот пункт можно будет пропускать.

Просматривая списки, переоценивайте каждое дело. Не нужно постоянно править таблицу – излишний перфекционизм здесь может только навредить. Но переоценивая дела сегодня, вы сможете быстрее и точнее распределять их завтра.

Не расстраивайтесь, если приходится переносить часть дел на завтра. Матрица Эйзенхауэра для того и нужна, чтобы грамотно ранжировать задачи по приоритету и в первую очередь выполнять наиболее важные и срочные. А остальные можно переносить без угрызений совести.


Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит.

К вадрант A: важные и срочные дела

При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов.

Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей

Дела, которые имеют отношение к здоровью

Квадрант B: важные, но не срочные дела

Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т.к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.

Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания.

Квадрант C: срочные, но не важные дела

Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому,