Файл: Понятие цифровой экономики и ее место в системе права понятие права и системы права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельную проблему с точки зрения организации дистанционного труда представляет использование усиленной электронно-цифровой подписи во взаимоотношениях работодателя и дистанционного работника. Речь идет как финансовых затратах на ее получение (кто должен нести эти затраты — работодатель или обе стороны трудовых отношений), так и о необходимости подкреплять ею все приказы, распоряжения, должностные и рабочие инструкции, регламенты и иные локальные правовые акты, доводимые работодателем до сведения дистанционного работника. Значительную проблему составляет также документальная фиксация дисциплинарных проступков, о совершении которых дистанционным работником работодатель узнает посредством цифровых технологий (например, невыход работника на онлайн-связь с работодателем в определенное время). Возникают сложности с выяснением и доказыванием в суде того, произошел этот невыход по техническим причинам (например, отказ работы программы Skype, слабый Wi-Fi-сигнал) или по вине работника. Могут возникать и иные сложности, например связанные с фиксацией простоя по вине или не по вине работника, если простой обусловлен выходом из строя компьютера или программного оборудования, по причине вирусной атаки или действий самого работника и т. д.
Согласно Приказу Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428, будет проводиться мероприятие "Кадры для цифровой экономики", которое включает в себя содействие гражданам, в том числе предпенсионного и старшего возраста, в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, а также выявление среди школьников и студентов талантов в областях математики, информатики, цифровых технологий для развития цифровой экономики.
Можно выдвинуть следующие практические предложения по отражению влияния цифровизации на трудовые отношения и урегулированию выявленных пробелов в законодательстве:
— законодателю следует поступательно и взвешенно подходить к конструированию моделей правоотношений, возникающих на основе интернет-платформ, учитывая характер самих складывающихся отношений (их длительность, экономическую зависимость или самостоятельность граждан, выполняющих соответствующую работу);
— нужно предусмотреть в трудовом кодексе право работников на отключение, т. е. право не выходить на связь (в том числе через Интернет и мобильные телефоны) с нанимателем (работодателем), его уполномоченным должностным лицом в нерабочее время;
— несмотря на появление в трудовом кодексе глав об особенностях труда дистанционных работников, следует продолжить изучение практики применения специальных норм трудового права в рамках ЕАЭС с точки зрения их гармонизации и взаимного учета наиболее удачных моделей правового регулирования;
— правительству следует учесть рекомендации Международной организации труда и предусмотреть программы переподготовки, переобучения работников в условиях меняющегося рынка труда, автоматизации и роботизации ряда отраслей экономик, вытеснения роботами представителей ряда профессий; это необходимо, чтобы избежать массовых высвобождений работников и роста безработицы;
— законодателю стоит задуматься над расширением членов профсоюзов и за счет самозанятых граждан, в том числе фрилансеров, что позволит обеспечить реализацию их коллективных трудовых прав.
10. Процессуальные правоотношения в сфере цифровой экономики
Процессуальные правоотношения — это урегулированные нормами процессуального права отношения между судом и участниками процесса, возникающие при рассмотрении и разрешении дела.
В России опыт использования технологий нового поколения в системе отправления правосудия по гражданским делам начинает свой отсчет с 12 января 2011 года, когда у участников арбитражного процесса впервые появилась возможность подачи в суд документов в электронной форме514. В то же самое время в судах общей юрисдикции ГАС
«Правосудие» позволяла направлять в суд в электронном виде только заявления о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на защиту авторских и (или) смежных прав. С 1 января 2017 года в России появился легальный механизм направления в электронном виде в суд заявлений в порядке административного, гражданского, уголовного судопроизводства, обращений в арбитражный суд. Пользователи получили удаленный доступ к делу, инициатором или участником которого они являются. В 2020 году российская судебная система функционирует с использованием различных технологий нового поколения. Электронный иск, электронное извещение, видео-конференц-связь, аудиопротоколирование, электронная коммуникация признаны компонентами, без которых функционирование системы российского правосудия считается невозможным. Между тем процессуальная форма как порядок осуществления процессуальной деятельности может быть представлена не только элементами электронного документооборота и коммуникации, но и сопутствующими составляющими отправления правосудия по гражданским делам, в частности, возможностями использования потенциала машинного разума. В декабре 2018 года Европейская комиссия по эффективности правосудия (далее – ЕКЭП) приняла первый европейский акт, устанавливающий этические принципы использования искусственного интеллекта в судебной системе. Европейская этическая хартия установила пять основных принципов, которыми могут руководствоваться политики, законодатели и специалисты в области правосудия для борьбы с быстрым развитием процесса привлечения искусственного интеллекта к национальным судебным процессам. Изложенная в хартии позиция ЕКЭП сводится к тому, что применение элементов искусственного интеллекта в судебной системе может способствовать повышению эффективности и качества отправления правосудия и должно осуществляться ответственным образом с со блюдением основных прав, гарантированных, в частности, Европейской конвенцией о защите прав человека. Как следует из хартии, в настоящее время важно добиться того, чтобы искусственный интеллект оставался инструментом, служащим общим интересам, а его использование уважало права человека и гражданина, не затрагивая основы правовой системы государств. В число стран, декламирующих использование искусственного интеллекта в реалиях современной действительности, входит Российская Федерация. Однако инициатива применения элементов искусственного интеллекта в российской судебной системе сталкивается с довольно скептическим, стереотипным, отношением. Проблема привлечения потенциала искусственного интеллекта к отправлению правосудия, действительно, довольно актуальна и злободневна. С одной стороны, довольно сложно не согласиться с тем, что вопрос применения машинного разума лежит не в плоскости технических возможностей, а в понимании того, что если мы заменим судьючеловека, то люди уже не будут судимы равными себе. Но отправление правосудия по гражданским делам не обладает признаками уголовного процесса, когда во главе угла стоит судьба человека. Гражданское судопроизводство – это сфера реализации субъективных прав и свобод участников гражданского оборота, когда ключевая роль принадлежит диспозитивному методу правового регулирования, свободе договора и имущественному равенству сторон. Как следствие, применение элементов искусственного
интеллекта лишь исключит субъективный фактор, переведя систему правосудия на беспристрастный, более оперативный и технически-автоматизированный уровень. Развивая эту мысль, кажется наиболее релевантным внедрить элементы искусственного интеллекта в судебную систему России в тестовом режиме по отдельным категориям дел. В частности, по делам, рассматриваемым в порядке приказного производства. Соответственно, порядок отправления правосудия по гражданским делам приобретет следующую форму. Взыскатель будет инициировать судебный процесс посредством электронной формы, что станет соответствующим триггером для возбуждения производства по делу. Автоматизированная система проанализирует заявленное требование на соответствие нормам процессуального закона и вынесет решение о принятии или отклонении иска посредством уведомления взыскателя в личном кабинете или по электронной почте. Затем система проанализирует сведения о должнике, требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано, а также наличие и существо документов, подтверждающих обоснованность требований. Итоговым решением станет акт об удовлетворении требований взыскателя либо об отказе в удовлетворении и направление настоящего акта должнику. По истечении десяти дней акт приобретет форму судебного приказа и будет направлен для исполнения в службу судебных приставов. При несогласии с вынесенным постановлением в течение десяти дней с момента его получения должник будет вправе подать возражение посредством электронной формы, что станет основанием для отмены судебного приказа и перевода производства в традиционный порядок на рассмотрение судьи-человека. Предложенная модель способна нивелировать риски кибернизации правосудия, тем самым позволив цифровизировать процессуальную форму при условии сохранения главенствующей роли судьи-человека. Таким образом, цифровизация отправления правосудия по гражданским делам – это неизбежное составляющее технического прогресса, когда процессуальная форма начинает приобретать черты цифрового сегмента, соответствующего современным модификациям системы права в условиях глобальной информатизации общественных отношений.
Для пресечения злоупотреблений со стороны правоохранительных органов 19 ноября 2019 г. запущена в работу платформа для приема обращений субъектов предпринимательской деятельности (далее – платформа). С запуском платформы предпринимательское сообщество получило дополнительный инструмент защиты своих прав. Платформа позволяет принимать, обрабатывать обращения предпринимателей, а также пересылать их на рассмотрение в уполномоченные органы. Дополнительно обращения могут быть направлены в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, общественную организацию «Деловая Россия», общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России», бизнес-омбудсмену и Ассоциацию защиты бизнеса. Посредством данного электронного ресурса осуществляется отправка ответов заявителям, подготовленных правоохранительными органами, а также обеспечивается обмен иной информацией, касающейся вопросов обращения. Минэкономразвития России взяло на себя основную работу по правовому обеспечению функционирования платформы, а также выступило одним из ее соучредителей. Министр экономического развития Российской Федерации включен в состав наблюдательного совета платформы.