Файл: Тема Психологическое здоровье участников образовательного процесса. Задания Докажите или опровергните тезис Психологически здоровая личность это зрелая личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Задания:
-
Докажите или опровергните тезис «Психологически здоровая личность – это зрелая личность». Ваши аргументы должны быть направлены как на доказательства правильности этого тезиса, так и на его опровержение.
Зрелые личности — это психически здоровые люди, умеющие организовывать свою жизнь и управлять ею, способные делать правильный выбор, регулировать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Можно сказать, что зрелость характеризуется умением объективно оценивать реальность и осознанно принимать решения, способностью брать на себя ответственность и устанавливать продуктивные социальные контакты. Люди, достигшие высот в своём развитии, умеют ставить цели и достигать их, они сформировали собственные ценности и не зависят от мнения окружения.
Я считаю, что это действительно так. Поскольку зрелую личность отличает от незрелой то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивированно. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.
-
Профилактика эмоционального выгорания педагога: рекомендации, упражнения. Описать не менее 5 упражнений и провести в группе.
Упражнения быстрого снятия сильного
эмоционального и физического напряжения
Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: способствовать формированию позитивного самоощущения.
Ведущий предлагает участникам вспомнить 1 жизненную ситуацию, в которой они показали себя с лучшей стороны, и похвалить себя за это: «Мы так редко себя хвалим, считая это неудобным, неправильным, непринятым. Сейчас у вас есть редкая возможность забыть об ограничениях и похвалить себя за что-нибудь. Продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
По окончании упражнения ведущий задает вопросы:
-
Трудно ли было хвалить себя? -
Какие чувства вы испытывали при этом [11]?
1. Техника "Ластик"
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.
Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.
Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.
Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».
5. УПРАЖНЕНИЕ «Назови себя»
Цель: Создать атмосферу положительных эмоций и позитивно сказывается на настроении человека.
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Алена Активная). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Пример: Алена активная……
«Как можно использовать предмет?» (с.57)
Берется любой предмет (ручка). Этот предмет пускают по кругу. Каждый участник должен сказать, как можно использовать этот предмет помимо его прямого предназначения.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Упражнение 1. «Уникальность каждого: брачное объявление»
Участники сидят по кругу, у каждого наготове листочек с ручкой.
Инструкция:
- Каждый человек неповторим, уникален. У каждого есть свои особенности, жизненный опыт, пристрастии и т.д. Попробуйте определить то, в чем уникальны именно вы. Например, это могут быть неожиданные факты (я – один из тройни); кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт (я год прожил в Берлине) и т.д.
А теперь напишите на листочке своё имя и попробуйте написать о себе в форме … брачного объявления. Объявление должно быть в такой форме, чтобы у других возникла мысль, что вы – самый исключительный, самый подходящий кандидат, заслуживающий того, что именно с вами стоит связать свою жизнь!
Тренер собирает листочки, и затем читает их. Группа должна определить участника, давшего себе ту или иную характеристику.
Обсуждение:
- Легко ли было написать о себе?
- Сложно ли было угадывать?
- Что нового вы узнали о каком-либо участнике группы?
Упражнение 2. «Калоши счастья»
Инструкция:
- Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ситуации:
Варианты ситуаций:
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
-
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок -
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше
Вам дали классное руководство над слабыми детьми
-
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками -
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом
На работе задержали зарплату
-
Можно сэкономить на чем-то -
Можно теперь сесть на диету
По дороге на работу вы сломали каблук
-
Хороший повод купить новые сапоги
Большинство ваших учеников написали контрольную работу очень слабо
-
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили
Вы внезапно заболели
-
Хороший повод отдохнуть -
Заняться наконец то своим здоровьем
Вас бросил муж
-
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время только на себя -
Больше времени на хобби
Вы попали под сокращение
-
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности -
Новый коллектив, новые перспективы
Ожидаемый результат: участники игры, надев калоши счастья, отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Обсуждение:
Конечно, все эти позитивные доводы мы приводили, понимая несерьезность ситуации. Очень часто ежедневно мы сталкиваемся с подобными ситуациями, которые могут омрачать наш день. Я хочу пожелать, чтобы в следующий раз, если с вами случилась какая-то неприятная ситуация, вспомните эту сказку и это упражнение и обуйтесь мысленно в калоши счастья.
3. Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…»
. Участникам предлагается на отдельных листах написать:
· Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
· Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
· Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
4 Упражнение «Выбор».
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?