Файл: Лекция Международное частное право как отрасль права. Место в системе правовых отраслей. Предмет, метод, принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция_ Международное частное право как отрасль права. Место
в системе правовых отраслей. Предмет, метод, принципы
Международное общение, международный оборот – это совокупность межгосударственных отношений и отношений между физическими и юридическими лицами различных государств. Правовые вопросы межгосударственного общения входят в сферу действия международного публичного права (далее - МПП). Что же касается правовых вопросов отношений между физическими и юридическими лицами, то их следует относить к сфере действия международного частного права (далее - МЧП).
Именно отрасль международного частного права, имеет непосредственное огромное значение при создании благоприятного правового поля для развития трансграничных частноправовых отношений.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем внутреннего законодательства, каждая из которых по-своему регулирует одни и те же общественные отношения. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правоотношении участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании.
Понятие «иностранный элемент» является одним из центральных понятий международного частного права. Данное понятие содержится в законах о международном частном праве Венгрии, Румынии, Турции, в Гражданском кодексе канадской провинции Квебек. Хотя данный термин и считается доктриной достаточно условным, однако, по мнению специалистов, именно он «хотя и недостаточно адекватно, но достаточно полно в самом общем виде выражает своеобразие тех отношений, которые регламентируются международным частным правом».

Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только внутреннему законодательству не может обеспечивать объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования. Поэтому кроме «чисто» национальных отраслей права, регулирующих отношения, не выходящие за пределы юрисдикции одного государства, стало необходимым создание системы специальных норм, учитывающих международный характер правоотношений. Такой системой и стала самостоятельная отрасль права - международное частное право.
Сегодня на интенсивное развитие международного частного права оказывает влияние целый ряд объективных факторов современной действительности.
Во-первых, это интернационализация хозяйственной жизни, которую сегодня, зачастую неверно отождествляют с терминами «глобализация» и
«интеграция». На самом же деле речь идет, прежде всего, об интернационализации частных компаний и уже как следствии, основанной на этой интернационализации интеграции мировой экономики.
Интернационализация хозяйственной жизни это основа или источник интеграции. Интенсификация развития международных экономических связей и хозяйственной деятельности привели к появлению новых форм и видов юридических лиц, интегрированных бизнес-структур, деятельность которых распространяется за пределы границ одного государства. Наиболее ярким примером описанных явлений на сегодняшний день является развитие процесса многонациональной интеграции
Европейского
Союза.
Интернационализация представляет собой процесс расширения сферы деятельности государства за его пределами, непосредственным проявлением которой в хозяйственной сфере является широкое развитие разностороннего экономического и научно-технического сотрудничества. Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует и

качественно нового уровня правового обеспечения многосторонних экономических отношений.
Во-вторых, это резкое усиление миграции населения вследствие глобализации и интеграции мирового сообщества, регионализации, войн, различных конфликтов, политических и национальных причин, а также с целью трудоустройства, получения образования и т.д.
В-третьих, научно-технический прогресс, с одной стороны, благодаря достижениям в области коммуникаций, транспорта и связи сблизил континенты и страны и тем самым облегчил общечеловеческое общение: развитие радио, телевидения, видеотехники, использование спутников для вещания сделали возможным транснациональное использование информационных данных, достижений науки, техники и культуры, а успехи в освоении космоса - коммерциализацию космоса; с другой стороны, отрицательные последствия научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды не могут быть ограничены пределами территории какого-либо одного государства. И, конечно, как часть правовой надстройки
МЧП находится под воздействием правовой культуры, правовых традиций современного общества, что наиболее ярко проявляется в англо-говорящем мире, где сохраняет свое значение прецендентное право и превалируют вопросы определения юрисдикции суда, хотя интеграционные процессы (как, например, в Великобритании) привели к повышению роли статутного права.
Понятие - международное частное право установилось давно. В формальном отношении термин «МЧП» насчитывает более 150 лет, так как впервые он был предложен членом американского Верховного суда
Джозефом Стори в 1834 г. в его работе «Комментарий коллизионного права», а затем он получил распространение и в Европе. Ни отечественная, ни зарубежная доктрины не определились еще с четкой дефиницией данного понятия. Само название «международное частное право» в мире является спорным, в российском праве, однако, оно наиболее употребительно. Л.А.
Лунц допускает применение этого условного обозначения «на тех же
основаниях, на которых сохраняются некоторые другие термины, например, термины «гражданское право», «гражданский процесс», также имеющие для нас условный характер». Действительно, сочетание слов «международное» и
«частное» вызывает недоумение. Непосвященный, скорее всего, будет задаваться вопросом, предполагает российский ученый конца XIX начала XX в. М.И. Брун, - «не есть ли это право, которое предписывает одновременно или приказывает одно и то же и государствам, и частным лицам»? Но как такое возможно? Недоумение его может еще усилиться от того, что международное частное право не есть ни международное право, ни частное право. Название «международное частное право» конечно, не имеет единого смысла и поэтому с давних пор встречало противников во всех странах. Оно все же лучше сложившегося о нем мнения, ибо речь здесь идет о частном праве и добавление «международное» имеет в виду не источник коллизионных норм, а их предмет. Между тем наука международного частного права, возникновение которой вместе с самим ее обозначением также датируется XIX веком, «оказывается тесно связанной с теми или иными особенностями понимания коллизионных норм, прежде всего в двух ведущих правовых системах - англосаксонской и романо-германской».
В отечественной науке рассматриваемый термин введен в оборот в
1865 году представителем казанской школы Н.П. Ивановым в работе
«Основания частной международной юрисдикции» (1865 г.). Надо сказать, что почти все авторы фундаментальных отечественных трудов по МЧП упоминают огромный вклад юридического факультета Казанского университета в развитие русской цивилистики под руководством Д.И.
Мейера. Однако, не вызывает возражений тот факт, что все же первая основательно-детальная и оригинальная разработка предмета и основных вопросов МЧП связана с именем великого представителя науки международного права XIX века Ф.Ф. Мартенса. Ученым впервые была проведена четкая граница между международным публичным и международным частным правом.


Конечно, нельзя отрицать тесную связь между международным частным правом и международным публичным правом. Эта связь проявляется, прежде всего, тогда, когда в качестве источника МЧП применяются нормы, изначально сформулированные как правила международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства. МЧП как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права (МПП). Связь между МЧП и МПП проявляется и в используемых обеими отраслями целого ряда общих публично-правовых начал.
Что же касается отличий, позволивших определить упомянутую четкую грань между двумя отраслями права, то в качестве основополагающих можно выделить следующие три:
Первое отличие МЧП от МПП кроется в самом содержании регулируемых отношений. В МПП главное место занимают политические взаимоотношения государства, тогда как МЧП регулирует частноправовые отношения, которые имеют международный характер.
Второе отличие – субъекты отношений. Основными субъектами международного права являются государства, как независимые друг от друга члены международного общества государств; международное право связывает государства в их межгосударственных отношениях, оно есть объективное право для государства, действующего вовне. В МЧП же основным субъектом является не государство (хотя государство и может выступать в этом качестве), а отдельные лица – физические и юридические.
В качестве третьего отличия следует выделить роль международного договора как основного источника регулирования отношений в МПП. В одних государствах договоры входят в состав правовой системы данной страны, и они должны применяться непосредственно и имеют приоритет. В других – они могут применяться лишь после того, как это будет в
определенной форме санкционировано государством.
В
МЧП международные договоры также имеют большое значение, но не приоритетное; более типичными являются такие источники как законодательство, судебная и арбитражная практика
МЧП имеет и другие отличия от МПП, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применение санкций в случае нарушения прав и т.д.).
Международное частное право - это единственная отрасль права, предназначенная для юридической регламентации гражданских (в широком смысле слова, т.е. цивилистических, частноправовых) отношений, возникающих в сфере международного общения. И хотя, основные начала международного публичного права (главным образом, его общепризнанные принципы и нормы) имеют непосредственное действие и в МЧП, все же
МЧП наиболее тесно связано с национальным частным правом - гражданским, торговым, семейным и трудовым.
Международное частное право представляет собой самостоятельную, комплексную отрасль права, объединяющую нормы международного и национального права и регулирующую международные гражданские отношения.
Как видно из определения предмет этой относительно молодой отрасли права составляют отношения частноправовые, но отягощенные иностранным элементом. Термин «иностранный элемент» является определяющим и представляет собой ключевую характеристику тех правоотношений, которые составляют предмет международного частного права.
Итак, речь идет о гражданско-правовых отношениях, но отношениях, понимаемых в широком смысле и выходящих за пределы одного государства.
То обстоятельство, что международное частное право изучает гражданско-правовые отношения, вовсе не означает, что оно является лишь частью гражданского права. «Специфическим отличием гражданско-

правовых отношений, включаемых в МЧП, является то обстоятельство, что
МЧП изучает лишь особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер». При этом указывается на необходимость дифференциации содержания термина «международный» в рассматриваемых отраслях права. Международный в контексте МЧП означает лежащий в международной сфере, что не совпадает с его значением, которое он имеет в международном публичном праве, а именно - межгосударственный.
Таким образом, понятие «гражданско-правовые» отношения в МЧП имеет особое значение. Они не ограничиваются только имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, но распространяются также на отношения, регулируемые нормами семейного, трудового, вещного, обязательственного и процессуального права. Кроме того, нормы МЧП регулируют и отношения, возникающие в ходе международного экономического и научно-технического сотрудничества. В условиях международной жизни эти отношения как бы пересекают государственные границы, образуя ситуации, когда субъективные права их участников, возникающие под действием национального законодательства по одну сторону границы, реализуются и (или) нуждаются в защите по другую ее сторону. В случае отказа принять такие права и - как следствие - применить иностранный закон, под действием которого они возникли, возможность беспрепятственного, безущербного осуществления международного общения, международных контактов ставится под угрозу. Подобное, к сожалению, случается. Например, заключенные браки, оказываются
«хромающими», не пользующимися правовой защитой за пределами страны, где они были оформлены. Очевидно, что такие ситуации опасны для самих участников отношений и для общества в целом.
Существует три варианта проявления международного характера или, так называемого
«иностранного элемента» в рассматриваемых правоотношениях – он присутствует всегда, это:

Субъект правоотношения
– иностранное лицо, иностранец
(иностранный гражданин, апатрид, бипатрид, беженец; иностранное юридическое лицо, предприятие с иностранными инвестициями, международное юридическое лицо,
ТНК; международные межправительственные и неправительственные организации; иностранное государство);
Объект правоотношения – как правило находится за границей;
Юридический факт (жизненное обстоятельство), с которым связано правоотношение, имеет место за границей.
В российском законодательстве иностранный элемент в гражданском правоотношении определяет п.1 ст.1186 ГК РФ. В этом определении, Однако, как указано в теории права многими исследователями, много пробелов. Так в качестве иностранного субъекта не названы: иностранное государство; международная организация; юридический факт, имевший место за границей.
Правда, в ст. 1186 ГК РФ упоминается и о возможности осложнения
«…иным иностранным элементом». Эта фраза, по всей видимости, призвана восполнить указанные пробелы, но вследствие своего неопределенного характера может привести и к расширительному толкованию правовой нормы.
На сегодняшний день ни отечественная, ни зарубежная доктрина не демонстрирует единства по поводу определения границ сферы действия
МЧП. Существуют мнения о том, что международное частное право простирается в частности, в валютной, налоговой, финансовой сферах - то есть в тех сферах, которые традиционно включали административно- правовые, а не гражданско-правовые отношения. Не вдаваясь в полемику по этому поводу, следует отметить, что подобные
«разночтения» свидетельствуют об эволюции вопроса, касающегося сферы действия МЧП.


В правовой литературе определения МЧП даются в зависимости от того, как понимается предмет этой области в правовой реальности.
Например, Л.А. Лунц писал: «МЧП как отрасль права и отрасль правоведения есть область отношений гражданско-правового характера в указанном широком смысле слова, возникающих в международной жизни».
Еще один представитель отечественной доктрины в области МЧП
С.Н.Лебедев, в свою очередь, подчеркивает гражданско-правовую природу отношений, как основного критерия для определения отраслевой или системной принадлежности рассматриваемой совокупности норм: «исходя из гражданско-правовой природы отношений, регулируемых МЧП, и учитывая особенности как самих отношений, так и методы их регулирования, в частности, международно-договорное происхождение значительного числа источников с вытекающими отсюда последствиями, представляется более верным, что МЧП следует рассматривать как особую отрасль цивилистического по своему содержанию характера». Определяя предмет
МЧП, как отечественные, так и зарубежные ученые акцентируют внимание на гражданско-правовых, точнее, частноправовых, регулируемых им общественных отношений. Так, М. Иссад, сопоставляя МЧП и международное публичное право как право, регулирующее отношения между государствами, указывает, что «нормы международного правопорядка, которые адресованы частным лицам, физическим и юридическим, объединены под названием «Международное частное право». Затем ученый уточняет: «Международное частное право, таким образом, предстает как проекция с необходимыми изменениями внутреннего права на международную плоскость».
Г.К. Матвеев, определяя понятие МЧП «как совокупность коллизионных норм, регулирующих прикрепление к определенной правовой системе гражданских (семейных, трудовых и прочих цивилистических) правоотношений, осложненных иностранным элементом», к сожалению, не уточняет, о каких же именно «прочих цивилистических отношениях» следует
вести речь. Какие еще отношения, помимо, собственно, гражданско- правовых, семейных и трудовых, надлежит включить в объект регулирования
МЧП. В этом плане конкретизировать соответствующие позиции упомянутых специалистов помогают периодические научные публикации в сфере МЧПи научные исследования в доктрине права.
По мнению профессора Кузнецова М.Н., МЧП - это «совокупность национальных и международных норм, регулирующих возникающие в ходе международного общения разнообразные имущественные, личные неимущественные, а также трудовые, семейные и процессуальные отношения между гражданами и юридическими лицами, а также их отношения указанного характера с государствами и международными организациями».
Каждое из приведенных выше определений имеет полное право быть задействовано в учебном процессе познания студентами основ международного частного права. Каждое из них, безусловно, достойно, но является более или менее точным в зависимости от складывающегося правоотношения и его субъектного состава.
Нельзя не согласиться с тем, что «частное право... не просто одна из отраслей, а самобытная, в высшей степени, своеобразная правовая сфера...
Как рыночное хозяйство невозможно без персонифицированной частной собственности, точно также сама частная собственность, предпринимательство, экономическая свобода, да и вообще свобода в обществе невозможны без частного права».
Основная специфика МЧП видится как раз в том, что это отрасль национального права, одна из частноправовых отраслей права любого государства (российское МЧП, французское МЧП и т.д.). Оно входит в систему национального частного права наряду с гражданским, торговым, коммерческим, семейным и трудовым. Термин «международное» имеет здесь иной характер, чем в международном публичном праве, – он означает только одно: в гражданском правоотношении есть иностранный элемент (при этом