Файл: 1. Гуманистическая психология а Общая характеристика гуманистической психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Новые направления современной зарубежная психологии».
2. Генетическая психология: 4
3. Когнитивная психология: 7
1. Гуманистическая психология:
а) Общая характеристика гуманистической психологии.
-
Противопоставлялась бихевиоризму и глубинной психологии -
Изучение здорового человека в целом -
События в Америке, война во Вьетнаме
Основные положения:
Личность, индивидуальность, свобода, жизнь «здесь и сейчас»
Принципы:
-
Человеческое существование имеет предел, человек всегда обладает свободой и независимостью -
Источник информации – экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации «здесь и теперь» -
Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое существование, его природа никогда не может быть определена полностью, она стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека. -
Человек един и целостен. Целостность «я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое. -
Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям и защитам.
Этические постулаты:
-
Человек несет ответственность за свои поступки -
Человеческие отношения должны строится на признании внутреннего мира друг друга и того факта, что каждый человек творец своей жизни. -
Каждый человек живет только в настоящий момент, здесь и сейчас и именно он существенен для бытия.
Категории личности:
-
Личность – как открытая система -
Личность – это проект -
Личность – одновременно активное и потенциальное
-
Творческий потенциал человека -
Способность к аутентическому существованию -
Способность к росту личности
Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт. Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война выявила и другое: многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Эти факты показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков.
Гуманистическая психология развивалась Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.
Разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.
б) Первые теории гуманистической психологии.
Г. Олпорт - один из основателей гуманистической психологии. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, но систематизировать и объяснять их.
Свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но и в создании новых объяснительных принципов, концепции личностного развития. Одним из главных постулатов теории - личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми. Он возражал против постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит потребность в постоянном развитии.
Одним из первых заговорил об уникальности каждого человека: каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей - черт. Эти потребности, или черты личности, он разделял
на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других.
Положение об автономности черт - только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.
Олпорт разработал свои методы системного исследования психики человека: многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека: опросник Миннесотского университета (MMPI).
Пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому, что позволяет в ходе исследования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.
Р.Мэй: в своей теории исходил из положения - одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как объекта. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли→свободу выбора одного из этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим.
Процесс становления личности связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности. Бессознательное связывает с нереализованными способностями и стремлениями человека. Нереализованность приводит к возникновению тревоги, которая, усиливаясь, способствует невротизации. Поэтому задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.
в) Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.
К. Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален.
Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.
Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, к-ю считал одной из важнейших потребностей личности.
Говоря о структуре «Я»: внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». Если поведение выстраивается исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку.
Родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Однако родители не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку→в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление преодолеть давление взрослых может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам.
Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности» (желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение). «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим.
При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное «Я» и перестроить свое общение с окружающими.
Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть гибкой, т. е. должна меняться в зависимости от окружения. Роджерс подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту, значение настоящего, говорил о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни - только в этом случае можно говорить о полной реализации/полном функционировании личности.
В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт». Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.
В. Франкл - «логотерапия». Его теория состоит из трех частей – 1)учения о стремлении к смыслу, 2)учения о смысле жизни и 3)учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей. Обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. Подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума