Файл: 1. Гуманистическая психология а Общая характеристика гуманистической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) стадия эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

е) Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Центральным положением его теории явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:

  • личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора;

  • общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития

Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Центральная проблема развития – поиск собственной идентичности.

Стадии психосоциального развития

стадия

возраст

Психо-социальный кризис

Сильная сторона

Орально-сенсорная

0-1 год

Базовое доверие – недоверие к миру

Надежда

Мышечно-анальная

2-3 года

Автономия – стыд, сомнение

Способность к волеизъявлению

Локомоторно-генитальная

4-6 лет

Инициативность – вина

Целеустремленность

Латентная

7-11 дет

Трудолюбие – некомпетентность

Компетентность

Подростковая

12-18 лет

Достигнутая (гармоничная) идентичность - диффузная идентичность

Верность себе

Молодость (ранняя взрослость)

19-35 лет

Близость – изоляция

Любовь

Взрослость

35-60 (65) лет

Продуктивность – застой

Забота

Зрелость (старость)

От 65 лет

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость



ж) Культурно-исторический подход в психологии развития (М. Коул).

Работы М. Коула сосредоточены на разработке одного из вариантов культурно-исторической теории развития и функционирования психики, в которой акцент сделан на:

1) Опосредовании психических процессов артефактами. Артефакты являются фундаментальными составляющими культуры, такими её материальными элементами, изменявшимися в ходе истории их включения в целенаправленное человеческое действие, которые существуют в мире вокруг нас и организуют наши психические процессы и наше действие в этом мире, а в совокупности они составляют культуру.

2) практическая деятельность. Анализ психических функций человека должен основываться на его повседневной деятельности.

Согласно теории М. Коула, психика создаётся и должна изучаться в коммуникации.

М. Коул провёл кросс-культурное исследование, касающееся роли грамотности и школьного образования в когнитивном развитии ребёнка:

Одним из результатов исследования стало понимание о том, что «люди развивают культурные средства и связанные с ними когнитивные навыки в тех областях жизни, где эти средства и навыки имеют центральное значение».

Исследования М. Коула позволяют дать практические рекомендации:

1) необходимо активизировать у младших детей спонтанную речь;

2) нужно обращать внимание на реальное усвоение учащимися понятий изучаемых предметов. Процесс образования понятий не должен происходить абстрактно, а должен быть опираться на опыт учащихся;

3) необходимо создавать условия для неформального взаимодействия педагогов с учащимися на уроке и во внеурочное время. На уроке это может быть использование игровых методов или возможностей ответов с места без поднятия руки.

3. Когнитивная психология:


а) Общая характеристика когнитивной психологии.

Предпосылки:

  • Были вопросы к другим школам/теориям

  • С конца 40-х В Америке возрос интерес к изучению сознания

  • Возросло количество исследований, книг о сознании

  • Работы Ж.Пиаже

  • Гештальтпсихология, структурализм, функционализм=фундамент

  • Дж.Миллер, Д.Брунер, У.Найсер

Осн. Положения:

  • Цель – объяснить поведение человека при помощи описания познавательных процессов характерных для человека

  • Акцент на процессах познания, внутренних характеристиках человеческого поведения


Осн. Направления – изучение процессов перцепции (соц-ой); изучение атрибутивных процессов (атрибуция – объяснение поведения другого человека); изучение процессов памяти, изучение построения когнитивной карты мира; изучение бессознательного познания и восприятия; изучение познания у животных.

Методы: лабораторные эксперименты и наблюдения

Основные методологические установки исследователей:

  1. Источник данных – ментальное образование

  2. Познание определяет поведение

  3. Поведение как целостный феномен

Суть – человек, когнитивная структура должна быть в балансе

Работы Пиаже и Брунера способствовали появлению этого направления, появившегося уже в 60-х годах XX в. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания. Главным принципом является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных.

Среди работ необходимо отметить изучение преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. Были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала. У

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.

Фестингер (теория когнитивного диссонанса); Ф.Хайдер (теория структурного баланса); Т
.Ньюкон (теория коммуникативных актов); Огуд и Таненбаум (теория конгруэнтности).
В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли). В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше.

б) Д. Миллер и У. Найссер.

Д. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. В Центре изучали познавательные процессы - восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса.

Для Миллера приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.

Найссер доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены термины: «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение.


Первоначально он также занимался исследованием «искусственного интеллекта», однако затем отошел от этих работ и критиковал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусственному интеллекту, сужающее эффективность когнитивной психологии. Он пришел к выводу о том, что при изучении искусственных моделей переработки информации недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественных информационно насыщенных условиях.

В результате исследований были выделены структурные составляющие интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная.

в) теории личностных конструктов Г. Келли.

Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми поразному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Разница во мнениях объясняется разными конструктами, которыми оперирует человек. Ведущими в деятельности личности являются интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек - исследователь, речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Основной постулат теории Келли: психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования-подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический