Файл: 1. Теоретические аспекты подросткового возраста и его особенностей 4.rtf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты подросткового возраста и его особенностей
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста
1.2 Развитие познавательных процессов у подростков
1.3 Особенности поведения подростков
2. Формирование личностных особенностей в подростковом возрасте
2.1 Особенности проявления темперамента и характера в подростковом возрасте
2.2 Психодиагностические исследования темперамента у подростков
3. Психодиагностические исследования темперамента у подростков
1.3 Особенности поведения подростков
Психологические особенности подростка - подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. [17]
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь". [18]
Главная ценность отметки для учеников 3-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы у него было "как у всех", "как у других". Но для этого возраста характерна как раз диспропорция. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "Я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т.п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности. [19]
Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением ребенка. Рождение это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Новорожденный младенец физически отделяется от матери. Новорожденный подросток отделяется от родителей психологически.
Подросток меняется постоянно - и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности. Пышным цветом расцветает так называемый подростковый эгоцентризм. Ребенок как бы прикован к себе и оценивает происходящее исключительно. Он занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его "Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него
, оценивая, сравнивая - и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение подростка сверх чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. К сожалению, взрослые видят в основном только внешние проявления такого обособления. Они плохо представляют себе, чем живет и как реагирует на происходящее юный человек, насколько повышается его чувствительность любым, касающемся его высказываниям, мнениям, интонациям. Смогли бы увидеть это - ужаснулись бы, в какие бездны страха и тревоги погружается, как он шарахается из крайности в крайность, драматизируя свои ощущения, опасения и неудачи. Даже этого достаточно, чтобы признать наличие подросткового кризиса, как отдельного реально существующего явления возрастной психологии, а подросткового возраста как совершенно особого периода с характерными отличительными особенностями, противопоставляющие его как взрослости, так и детство.
2. Формирование личностных особенностей в подростковом возрасте
2.1 Особенности проявления темперамента и характера в подростковом возрасте
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного, - это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
Какие же черты характера являются более или менее типичными для советского подростка, какие особенности поведения свойственны ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко Выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою "взрослость", наличие своеобразного "чувства взрослости" (термин Д.Б. Эльконина).
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними Нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.
Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость, замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (чинить электроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках, нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится большим, чем в младшем школьном возрасте, - он оказывает значительную помощь родителям (например, пилит и колет дрова), зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (скажем, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни - часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке, лабораторных опытов, на пришкольном участке.
Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной "независимости", отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.
В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее место требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их "взрослости" и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.
Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: "Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: "Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!" Что я - первоклассник что ли?".
Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования предъявляемых к ним требований.
Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода "индикаторы" положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи" или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.