Файл: Диагностика исходного уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время выполнения: 10 –15 минут.
Примеры предложений:
Эмоционально-оценочный компонент:
1. «Для меня природа – это…»
2. «Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…»
3. «Человек и природа…»
4. «Отдыхая на природе, я …»
5. «Я считаю, что охотники…»
6. «Если бы не было растений и животных…»
7. «Думая о природе, я вспоминаю…»
Мотивационно-поведенческий:
1. «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»
2. «Сажая цветы, я думаю …»
3. «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»
4. «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что … »
По результатам всех диагностических методик на констатирующем эксперименте мы выделили уровни сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий.
Приведем качественную характеристику каждого уровня.
Низкий уровень (1–7 баллов). К низкому уровню отнесли детей, которые часто допускают ошибки. Не аргументируют свой выбор или дают краткий ответ. В выполнении заданий правильно, дети не заинтересованы, легко отвлекаются. Положительных эмоций от заданий не проявляют.
Называют растения, но не могут определить его вид. Определяют условия для роста растений неправильно. Не знают характерных признаков животных. Путаются в размещении их в соответствии со средой обитания. При соотнесении характерных признаков, с временами года допускает ошибки. На выполнение задания уходит много времени.
Характеризуется отсутствием у детей экологических представлений и знаний. Такие дети обладают ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремятся к контактам с ними, не испытывают потребности в новых знаниях о мире природы. Поручения, связанные с природоохранной деятельностью, выполняются ими не охотно и они не участвуют в такой деятельности по собственной инициативе.
Средний уровень (8–14 баллов). К среднему уровню отнесли детей проявляющих интерес к выполнению заданий и природе, эмоционально положительно выражающих свое отношение к ней.
Дети справляются с заданием с частичной помощью взрослого. Допускают 1–2 ошибки. Аргументируют свой выбор. Соотносят характерные признаки с временами года. Характерные признаки животных знают и называют, но могут допустить ошибку в их среде обитания, объясняют свой выбор. Называют растения, но могут ошибиться в видах растений и условий для их роста. Проявляют знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за более длительное время.
Характеризуется наличием у дошкольников достаточных экологических знаний и умений. Дети аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью, однако редко проявляют инициативу; также они заинтересованы в получении определенных знаний о природе, охотно осваивают навыки практического взаимодействия с природными объектами.
Высокий уровень (15–21 баллов). К высокому уровню мы отнесли детей проявляющих интерес к выполнению разных заданий и проявляющих интерес к природе и эмоционально положительно выражают свое отношение к ней. Дети справляются с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументируют свой выбор.
Легко соотносят характерные признаки с временами года. Называют, к какому виду относится животное, знают их характерные признаки, помещают к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняя свой выбор.
Показывают знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за короткое время.
Характеризуется осознанным отношением к окружающей среде; испытуемые имеют прочные и глубокие знания о природе. Такие дети стремятся оказывать конкретную помощь окружающей природе, участвовать в природоохранной деятельности, применять свои знания в новых ситуациях, особенно после предварительного разъяснения преподавателем; им характерно бережное отношение к природе, осознанность, сознательность, потребность в получении информации о природе, о животных, о растениях из различных источников; сознательное проявление ценностного отношения к миру природы, к ее богатствам и глубокое понимание того, что ты в ответе за происходящее.
Таким образом, выделенные нами критерии, показатели и подобранный диагностический инструментарий позволяет нам приступить непосредственно к выявлению актуального уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные данные по всем диагностическим заданиям, направленные на выявление выделенных критериев сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста (когнитивный, эмоционально-ценностный) были нами обобщены и отображены в таблице (см. Таблица 1).
Таблица 1 – Уровни сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Уровни | Группа А | |
Кол-во детей | в % | |
Низкий | 3 | 15 |
Средний | 11 | 55 |
Высокий | 6 | 30 |
По данным таблицы видно, высокий уровень сформированности знаний о природе у детей показали 6 детей (30 %), средний уровень продемонстрировали 11 детей старшего дошкольного возраста (55%) и на низком уровне сформированности знаний о природе зафиксировано трое детей (15 %).
Необходимо отметить, что при составлении среднего показателя по критериям, мы руководствовались эмоционально-ценностным, поскольку экологическая культура предполагает не только знания, а в основном то поведение, которое ребенок транслирует в окружающую действительность. Следовательно, ребенок способен обладать определенным запасом знаний, иметь представления, но в своей поведенческой практике абсолютно эти знания не использовать.
Сравнительные результаты уровня сформированности знаний о природе у детей в экспериментальной группе на констатирующем этапе представлены в виде диаграммы (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, проведенное диагностическое исследование позволило нам выявить актуальный уровень сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста. Основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности знаний о природе, также относительно большой процент детей, находящихся на высоком уровне, но также есть дети, отнесенные к низкому уровню сформированности знаний о природе.
Таким образом, свое дальнейшее исследование видим в разработке и апробации педагогических условий формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования, описанных нами выше.
Литература:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Перспектива, 2014. – 32 с. -
Волкова Н.А. Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера : учеб. метод. пособие / Н.А. Волкова, Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева. – Екатеринбург, 2004. – 190 с. -
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с. -
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. – М.: Новая шк., 1995. – 160 с. -
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с. -
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2009. – 232 с. -
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с. -
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород : НГПУ, 2005. – 136 с. -
Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96 с. -
Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. / В.А. Ясвин. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. – 196 с.