Файл: Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин Обучающийся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 вызывает ощущение нежности и приобретает теплые эмоциональный тона
[21, с. 27]. Некоторые женщины настолько погружаются в свои переживания, что в их поведении начинают появляться черты детскости. Они становятся более внушаемыми, беззащитными и размягченными. Как считает
С.Ю. Мещерякова, на этом этапе беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние содействует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Данный образ заполняется особенным эмоционально – смысловым содержанием, которое можно характеризовать как «соединство», «сроднение». Симптом принятия новой жизни в себе является вершиной синдрома беременности, считается своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния [28, с. 21].
Г.Г. Филипповой выделяются шесть основных стилей переживания беременности.
– адекватный стиль. В данном случае, идентификация беременности проходит без сильных и продолжительных отрицательных эмоций соматические чувства отличаются от состояния небеременности и характеризуются позитивным эмоциональным настроением
– тревожный стиль отличается проявлением существенного уровня беспокойства и тревожности, периодически возобновляющимся, при этом соматический элемент сильно выражен по типу болезненного состояния
– эйфорический стиль характеризуется некритичным отношением к возможным проблемам беременности и материнства
– игнорирующий стиль отличается поздней идентификацией беременности, которой сопутствуют такие чувства, как досада, скука, печаль, при этом соматический компонент либо не выражен вовсе, либо состояние даже лучше, чем до беременности

13
– амбивалентный стиль подобен тревожному типу, его характерной чертой считается проявления противоположных переживаний соматического и эмоционального состояния
– отвергающий стиль характеризуется внезапными отрицательными эмоциями, соматическая симптоматика резко выражена и негативно эмоционально окрашена [40, с. 79].
Р.В. Овчарова отмечает, что беременность, роды и материнство – это три определенных этапа формирования зрелой женской личности. Согласное мнению, данные этапы взаимосвязаны таким образом, что оттого, насколько полноценно протекает один этап, зависит возможность прохождения следующего [30, с. 146]. По мнению О.Г. Исупова, одним из факторов, оказывающий сильное влияние на протяжении всей беременности, в том числе и на отношение женщины к себе и к ребенку, является мотивация. Он выделяет три основные группы мотивов репродуктивной активности ради ребенка, ради себя, ради мужчины, – каждый из этих мотивов может осуществлять как терминальную, таки инструментальную функцию [5, с. 18].
Н.В. Боровикова и
С.А. Федоренко выделили следующую классификацию мотивов сохранения беременности
– беременность ради ребенка – наиболее положительная причина мотив, которая отражает психологическое стремление женщины к материнству и готовность к нему. В целом такой мотив характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте
– беременность от любимого человека содействует формированию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок представляется как часть любимого человека, знак светлого прошлого или настоящего, который женщина желает пронести через всю жизнь


14
– беременность как соответствие социальными общественным ожиданиям – данный вид мотивации чаще встречается среди молодых девушек из обеспеченных семей или вышедших замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (в данном случае рождают ребенка для своих родителей.
– беременность для мужчины, при котором ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины
– беременность как протест – данная причина характеризуется, как сделать назло важному человеку (родителям или мужчине. Подобное поведение характерно для молодых девушек. В этом случае беременность носит характер противостояния миру и вызов взрослым. Будущий ребенок может использоваться в качестве объективного аргумента, который объясняет невозможность возврата к прежним отношениям
– беременность ради сохранения отношений, когда женщина принимает решение родить ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом
– беременность как отказ от прошлого рассматривается самой женщиной как стремление ощутить себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть собственное прошлое. Зачастую олицетворяет начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с туманными бурным прошлым
– беременность ради сохранения собственного здоровья – мотив, который обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом, или утратить возможность деторождения в будущем [29, с.
96-97]. Первые два мотива выражаются как на бессознательном, таки на сознательном уровне, в то время как остальные обычно не осознаются женщинами. Описанные мотивации не существуют в психике женщины в

15 чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. В психологии выделены три основных фона.
– Для молодых женщин фоном считается привлекательность неизвестности, желание почувствовать новые острые ощущения. Решение родить ребенка обычно сопровождается недопониманием степени ответственности, что обусловливается, прежде всего, несформированностью и незрелостью личности. При условии благоприятной атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать в позитивном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов поведения.
– Для женщин после 25 лет, решение сохранить беременность может определяться стремлением не быть хуже других. Особенно это выражается у женщин, которые состоят в бездетном браке несколько лет. В данном случае беременность обретает позитивную эмоционально-психологическую окраску ребенок является ожидаемыми желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, которое напрямую связано со своим новым положением.
– Самоутверждение через беременность. Главным отличием фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и комплекса установок, которые ей прививают с самого детства [7, с. 59]. Таким образом, беременность представляет собой переломный период развития женщин, который характеризуется изменением различных граней в жизни женщины. В этот период происходит изменение физиологических процессов, ценностно-смысловых ориентаций, самоидентичности в новых условиях, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другими к миру, и другие изменения.


16

1.2 Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности Психологические эмоциональные перемены в состоянии беременной женщины напрямую оказывают влияние на протяжение всей беременности и развитие плода. Согласно последним исследованиям в области нейрофизиологии исследователи отмечают, что « наше настроение и эмоции оказывают значительное влияние на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течение продолжительного времени женщина испытывает злость, тревогу или депрессию, то у нее возрастает вероятность возникновения соматических осложнений, таких как плацентарная недостаточность или развитие внутриутробных инфекций.
М.Е. Воробьева отмечает, что у беременной женщины появляется особое психологическое состояние сосредоточенности на своем внутреннем мире и на будущем ребенке, которое в значительной степени. Данное состояние материнской сосредоточенности достигает пика вовремя родов и сохраняется в течение всего периода кормления грудью. В период беременности у женщины меняются ощущения, чувства и эмоции. Ей может показаться, что мири общество вокруг нее изменились из- за перемен, происходящих с ней самой. Перемены в психическом состоянии женщины при нормальной беременности возникают под влиянием изменений, которые происходят в ее нервной и эндокринной системах, регулирующих беременность [10, с. 59]. Зачастую женщину преследует чувство попадания в ловушку – это непостоянное эмоциональное состояние, которое объясняется бурными гормональными изменениями, которые происходят в организме. Например, даже если до беременности женщина отличалась устойчивым характером, тов период беременности любое, даже самое малозначительное событие может вызвать реакцию гнева, обиды и раздражения. При этом женщина может испытывать не вполне осознанные страхи, которые тесно связанные с

17 детскими травмами, всплывшими из глубины подсознания и связанные с воспоминаниями о своем опыте из детства. Такие воспоминания могут оставаться с человеком на протяжении всей жизни, проявляясь постепенно и оказывая сильное влияние на поведение женщины. Также встречаются такие случаи, когда в ожидании родов женщину начинает мучать страх смерти. И зачастую здесь речь идет не о собственной смерти, а скорее о предчувствии переживаний за ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического умирания. Это небольшой перечень нарушений в эмоциональной сфере, с которыми встречаются медицинские работники и психологи при работе с беременными. КА. Анисимова отмечает, что главной характерной чертой беременных женщин является беспокойное, нервно-психическое положение. Так вначале ив конце периода беременности женщинам свойственно ощущение тревоги, однако, его степень напрямую зависит от индивидуальных особенностей женщины и внешних факторов в виде течения беременности, семейной и домашней обстановки и других [1, с. 68]. Наиболее часто перемены эмоционального фона в период беременности приводят к развитию тревожных и депрессивных расстройств. Важную роль в развитии таких состояний играет конкретный физический дискомфорт и психологические факторы, к которым относятся вынужденные перемены в образе жизни, построении общения в семье и с коллегами, тревожность за здоровье ребенка, материально-финансовые трудности – все это оказывает огромное влияние на появление или усугубление психоэмоциональных нарушений при беременности. Наступление беременности для некоторых женщин является неожиданностью и не всегда является желанным сюрпризом, однако в силу сложившихся обстоятельств принимается решение о сохранении беременности, что может приводить к дальнейшему увеличению тревоги и стресса. По мнению Д.И. Сиротенко большинство симптомов беременности лабильность эмоционального фона, изменения аппетита, повышенная

18 утомляемость и снижение когнитивных функций часто встречаются и при физиологически нормально протекающей беременности. При стрессе гормоны надпочечников женщины выбрасывают в кровь катехоламины гормоны стресса, а вовремя переживания положительных эмоций (радости, успокоения и др) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины, которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Из этого следует что, мать и ребенок представляют собой единый организм, который в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода и возрастание уровня его сенсорного восприятия [37, с. 68]. К 12-16 недели (второй триместр) при условии нормально протекающей беременности эмоциональное состояние женщины стабилизируется, наблюдается снижение уровня тревожности – он становится более спокойными адекватным, имеет периодические вспышки и соответствует физиологическому состоянию и индивидуальным особенностям женщины. В первом триместре беременности организм оказывается под влиянием определенных гормонов и начинает приспосабливаться к новому состоянию беременности и происходит первоначальная настройка организма. В третьем триместре наблюдается вторая перестройка организма, которая уже подготавливает организм к родовой деятельности. Нередко наступление беременности вызывает сильнейший стрессу женщины, порождает огромное количество страхов и беспокойств, которые зачастую являются необоснованными, что приводит развитию и усилению стрессовых ситуаций. С физиологической точки зрения, организм начинает реагировать на стресс следующими способами учащение сердечного ритма, повышение уровня сахара, увеличение потоотделение, скачки артериального давления. На данном этапе пищеварительная и выделительная системы могут замедлять свою работу, что приводит к появлению отеков и запоров.

19 В случае если стрессовая ситуация не может разрешиться быстро, то у женщины возникает чувство возбуждения или беспокойства, раздражения, нарушается сони мгновенно возрастает уровень тревожности. Характеристика протекание беременности у женщин зависит от индивидуально-психологических особенностей ив зависимости от них, выделяются различные возможности к адаптации в новых условиях.
Н.П. Коваленко отмечает, что эмоциональная сфера женщины испытывает максимальные изменения, и основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья материи плода является эмоциональный стресс [19, с. 167].
С.Ю. Мещерякова выделяет три уровня психологической готовности к материнству
– низкий уровень – для него свойственно наличие сомнений при принятии решения иметь ребенка, отрицательные эмоции и тревожность в течение всей беременности. При обследовании таких женщин было выявлено, что в детстве у них отсутствовала привязанность к собственной материи в семье преобладал жесткий подход к воспитанию
– средний уровень – отличается наличием противоречий в содержании переживаний женщиной собственной беременности, что находит свое отражение в амбивалентных установках к материнству и отношением к ребенку
– высокий уровень готовности к материнству – характеризуется отсутствие сомнений в принятии решений иметь ребенка, позитивные эмоциональные реакции на факт беременности и позитивный эмоциональный фон на протяжении всей беременности [28, с. 23]. Как отмечает ИМ. Кыштымова, психологическая готовность к материнству состоит из 6 основных компонентов

20
– эмоциональный компонент содержит самосознание личности, ее умение к поддержанию оптимального уровня эмоционального возбуждения, стрессоустойчивость;
– ориентационный компонент включает представления и познания об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности
– оценочный компонент содержит самооценку своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальным образцам
– интеллектуальный компонент (познавательный) необходим для деятельности знания и значимые особенности мышления
– волевой компонент включает способность к преодолению вероятных проблем, самоконтроль, ряд умений управлять действиями, из которых формируется выполнение обязанностей
– мотивационный компонент отношение к деятельности, желание к совершенствованию [24, с. 58]. Еще одной значительной особенностью психоэмоциональных перемену женщин вовремя беременности является готовность к материнству. В трудах зарубежных исследователей психологическая готовность к материнству рассматривается в основном в рамках теории привязанности М. Айнсворт, Дж. Боулби, Д. Винникота. В соответствии сданной теорией основой материнского поведения является материнский инстинкт, который запускается в момент рождения ребенка, а источник материнской любви носит естественный, инстинктивный характер, заложенный природой [29]. Исследования М. Айнсворт аргументировали, что уровень и качество привязанности ребенка к своей матери обуславливается поведением самой матери вовремя взаимодействия со своим ребенком. В основе этих исследований возникло представление о материнской привязанности к ребенку, образующееся задолго до рождения ребенка и объясняющей такие различные виды поведения матерей по отношению к своим детям [29].
Н.В. Боровикова в своих работах, исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, анализирует беременность как

21 соматическое состояние женщины. Новые психологические особенности, которые проявляются вовремя беременности, автором рассматриваются в рамках синдрома беременности, в котором выделяет характерные симптомы, носящие универсальный характер [4, с. 10]. К данным симптомам Н.В. Боровикова отнесла следующие проявления
– аффект осознания себя беременной
– симптом принятия решения
– симптом образа нового Я
– симптом эмоциональной лабильности, симптом противоречивого и двойственного отношения к беременности
– симптом принятия новой жизни в себе
– симптом перинатальной дисморфофобии;
– симптом завышенных притязаний по отношению к другим [29, с.
101-102].
В.И. Брутман и МС. Радионова акцентируют внимание на том, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно уживаются оптимизм, радость, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь же встречаются страхи и опасения, связанные с предстоящими родами, иногда доходящие до паники Вынесу ли я роды и нерешительность в своей способности родить и стать полноценной матерью а также страх за судьбу и здоровье будущего малыша, обеспокоенность возможным ухудшением финансового положения своей семьи, возможным ущемлением личной свободы [5, с. 60].
Г.Г. Филиппова отмечает, что беременность считается критическим этапом в жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. В данный период могут актуализироваться непереработанные детские психологические проблемы, личностные конфликты, трудности во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности важную роль играют особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству. В динамике индивидуальных изменений

22 личности женщин отмечается инфантилизация, повышение зависимости, обострение внутриличностных конфликтов и уровня тревожности [40, с.
115]. ИВ. Добряков отмечает, что также воздействие на эмоциональную сферу беременной женщины оказывает ее возрасти срок беременности. По мнению автора наиболее благоприятным детородным периодом является возрастная группа от 18 до 25 лет. У женщин, которые стали матерями в этот период, отмечается наиболее благоприятное течение беременности, существенно уменьшается уровень детской смертности и травматизма материи плода в родах. В возрасте отлет до 35 лету женщин ещё не отмечается показатель, отягощающий акушерский анамнез но, тем не менее, в этот период гораздо чаще наблюдаются осложнения в течение беременности иродов. Изучение женщин по сроку беременности (первая и вторая половины беременности) объясняется тем, что эти периоды кардинально и качественно отличаются по состоянию женщины и формированию и развитию ребенка. Впервой половине беременности со стороны матери наблюдается глобальная модификация организма, включая все органы и системы, для формирования маточно-плацентарного кровообращения, необходимого для развития плода. Во второй половине беременности со стороны матери прослеживается стабилизация эмоциональной сферы и здоровья в целом. Гормональный фон изменяется кардинально – происходит выработка большого количества анти стрессовых гормонов, так как организм женщины и ребенка начинают готовиться к предстоящим родам. У развивающегося ребенка происходит окончательное созревание всех органов и систем. Только при полностью стабильном состоянии матери гипофиз ребенка может дать сигнал ее гормональной системе для начала естественных родов. Поэтому вторую половину беременности отличают уравновешенность, спокойствие, погруженность в себя и настроенность на своего ребенка [12].

23 Таким образом, к психоэмоциональным изменениям у женщин в период беременности относится изменение эмоционального фона (от депрессии до ощущения эйфории, неустойчивое реагирование на события обидчивость, плаксивость, увеличение уровня тревожности, актуализация страхов, психологическая перестройка организма народы и материнство.
1.3 Характеристика психологического сопровождения беременных женщин Психологическое сопровождение как вид профессиональной деятельности психолога обладает на современном этапе огромное практическое значение. Однако, как показал анализ научной и методической литературы, данное понятие в психологической науке имеет большое количество определений.
Н.Г. Осухов рассматривает сопровождение, как специально организованный процесс, который ориентированна создание так называемого переходного пространства, то есть таких условий, в которых возможен выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом [18, с. По мнению
Т.Ф. Дреминой психологическое сопровождение представляет собой метод формирования условий для принятия наилучших решений в различных ситуациях жизненного выбора [14, с. 55]. Опираясь на результаты своего исследования, О.И. Белкина предполагает, что психологическое сопровождение – крайне деликатная система деятельности психолога, которая может быть сформирована как на психологических, таки на социальных условиях. Отмечается, что психологическое сопровождение беременных женщин включает в себя присмотр за будущей мамой в период всей беременности. Данное направление предполагает совместную работу психолога с будущей мамой в

24 период всей беременности, начиная от зачатия ребенка и заканчивая родами
[3, с .55]. Выделяются следующие этапы психологического сопровождения беременных женщин
– постановка задачи зависит от индивидуальных особенностей личности, которой оказывается психологическая помощь, и той непосредственной ситуации, в которой реализовывается сопровождение
– выявление и анализ причин психологической проблемы
– овладение новыми способами поведения и взаимодействия с окружающими людьми и их закрепление. В настоящее время программы и проекты медико-психологической помощи беременным, которые реализованы на базе женских консультаций, включают в основном медицинские аспекты подготовки к родам, исключая эмоционально-психологический компонент. По мнению ОС. Васильевой, Е.В. Могилевской, работа, направленная на формирование системы значимых отношений беременной женщины, существенно влияет протекание беременности иродов, физическое и психическое состояние материи ребенка [8, с. 83]. К основным методам работы по психологическому сопровождению беременных женщин относятся профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, личностная и групповая развивающая и коррекционная работа, психологическое образование и просвещение. Данные методы направлены на развитие психологической культуры и формирование психологической компетентности.
Добряковым ИВ. выделены 4 группы подходов к обоснованию психологического сопровождения беременных женщин
– Эклектически-дилетантский подход. Для него характерна склонность к сверхценным идеям, чаще религиозно-мистического происхождения,

25 этот подход тесно связан отсутствием объективных представлений о физиологических и эмоциональных особенностях беременных женщин. Помимо этого, психолог способен применить собственный авторитет и повышенную внушаемость женщин, осуществлять активную пропаганду отказа и непринятия врачебной помощи, отвержение партнерства с медицинским персоналом.
– Медико-редукционистский подход связан стем, что, несмотря на увеличения интереса к перинатальной психологии, ее понимание у многих врачей весьма поверхностно. Все проблемы репродуктивной сфере женщины объясняются только биологическими причинами, а психология воспринимается как набор тестов и техник, используемых лишь для психодиагностики.
– Психолого-редукционистский подход характеризуется попытками найти психологические причины возникновения репродуктивных проблема физиологические, биологические и медицинские факторы недооцениваются.
– Биопсихосоциальный подход, представляет собой интеграцию психологических, биологических и социальных факторов в одну теоретическую модель, которая нацелена на максимально полное осмысление закономерности и взаимосвязи процессов, связанных с репродуктивной системой [12 с. 45-46]. В современной практике сопровождения беременных женщин доминирует медико-редукционистский подход, который реализуется на базе женских консультации, без учета индивидуально – психологических особенностей пациенток. Коммерческие и некоммерческие медицинские и психологические центры, а также специалисты, осуществляющие индивидуальную практику, зачастую используют психолого- редукционистский подход в основе своей деятельности, а также предпочитают лекционной (теоретической) форме подачи материала, разные варианты взаимодействия и воздействия (практики. Например, обучение

26 различным видам дыхания в родах, видам релаксации формирование навыков и умений стабилизации эмоционального состояния (выполнение упражнений на расслабление проведение занятий по арт-терапии и телесно- ориентированной терапии, а в некоторых случаях, практикуется реализация техник, которые направлены на развитие творческих способностей, развитие эмоционально-чувственной сферы, снятие тревоги, личностный рост, проработку страхов и др. Большинство программ психологического сопровождения женщин предполагают создание условий поддержки будущим матерям в зависимости от проблем, которые актуальны для нее на момент обращения. Изучив, нормативно-правовую литературу и законодательство РФ в сфере обеспечения гарантий и помощи беременным женщинам, можно сделать вывод, что большее количество нормативно-правовых актов направлены на регулирование социальных гарантий и трудовое право беременных женщина также контролируют деятельность учреждений здравоохранения в области оказания медико-социальной помощи и медицинского сопровождения беременных женщин. В то время как психологическая поддержка и психологическое сопровождение практически никак не регулируется на уровне нормативных актов и законодательства в целом. Можно выделить несколько нормативных актов, которые были приняты на региональном уровне, предполагающих лишь оказание медико- психосоциальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации. Например, в Свердловской области приняты Комплексная программа Свердловской области Здоровье уральцев» принятая на 2015–
2017 годы, в рамках которой предлагается высококвалифицированное медицинское сопровождение несовершеннолетних беременных и родоразрешение в ФГБУ «УрНИИ ОММ» МЗ РФ. С несовершеннолетними будущими матерями предполагается работа психологов и социальных работников центров медико-социальной помощи беременным женщинам.

27 Специалисты центров работают с юными беременными над формированием у них мотивации к репродуктивному здоровью, оказывают посильную психологическую помощь, осуществляют социальное сопровождение. В 1995 году по Приказу Минздравмедпрома России, начали осуществлять работу психотерапевтические кабинеты при женских консультациях с введением в штат психологов для реализации психологической работы с беременными женщинами. В это время начали появляться школы материнства. Основой для организации работы таких школ в медицинских учреждении стали следующие нормативно-правовые документы Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства здравоохранения
– Приказ Министерства здравоохранения РФ Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология № нот г. предполагает осуществление физической и психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, а также подготовка семей к рождению ребенка. Также в некоторых регионах осуществляет работу центр Кризисной беременности (далее КБЦ) – это центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организованный в структуре перинатальных центров. Основные виды деятельности, которые реализуются в КБЦ:
– психотерапия, психопрофилактика, психологическое консультирование беременных и родильниц
– медико-социальная помощь беременными родильницам – подразумевает обеспечение своевременной, доступной и эффективной помощи женщинам, которые нуждаются во временном приюте, своевременной маршрутизации и помощи (например, постановка в социальные службы

28
– методическая работа – включает проведение обучающих вебинаров, лекций и семинаров с целью повышения качества предоставления медико-социально-психологических услуг
– постоянная просветительская работа с персоналом (собрания, лекции, практикумы. Таким образом, психологическое сопровождение предполагает активную работу специалистов с беременными женщинами, с целью нормализовать эмоциональное, психологическое и физическое состояние женщины. Для этого могут быть применены следующие методы психодиагностика, консультирование, коррекционная и профилактическая работа. В настоящее время законодательством РФ рассматриваются вопросы медицинского обеспечения беременных женщина программы, направленные на подготовку к родам, которые реализуются в медицинских учреждениях, разрабатываются без учета индивидуально-психологических и физиологических особенностей беременных женщин и включают в себя медицинские аспекты, исключая эмоционально-психологический компонент.

29 Глава
1   2   3   4

2 Эмпирическое исследование психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин
2.1 Организация и методы исследования Эмпирическое исследование проводилось на базе бюджетного учреждения «Няганская окружная больница (родильное отделение. Родильное отделение больницы много лет оказывает высококвалифицированную помощь беременным женщинам, в том числе с экстрагенитальной и акушерской патологией. Высококвалифицированные специалисты проводят консультирование пациенток групп высокого риска. В отделении развернут родильный и операционный блоки, в которых есть все необходимое для оказания экстренной медицинской помощи маме и малышу. В полном объеме оказывается оперативная помощь с применением современных методик. Прием родов осуществляется в индивидуальных родильных залах, с возможностью применения метода водной релаксации, имеются гимнастические мячи. В мае 2004 года родильное отделение больницы получило почетное звание ВОЗ/ЮНИСЕФ Больница, доброжелательная к ребенку. Послеродовое отделение представлено палатами, которые укомплектованы по принципу Мать и Дитя для того, чтобы мама и ребенок могли находиться вместе круглосуточно. В исследовании психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности приняли участие 20 беременных женщин в возрасте от 21 до 36 лет с различным опытом материнства. На первом этапе исследования были сформированы цели и основные задачи, проведен теоретический анализ особенностей изменений личности беременных женщин на основе изучения научной и методологической литературы в области перинатальной психологии.

30 На втором этапе была проведена психологическая диагностика, осуществлена обработка и анализ данных с целью исследования проблем личностных изменений женщины на разных уровнях, возникающих в период беременности. На третьем этапе проведен эксперимент психологического сопровождения беременных женщин. По итогам проведения программы была осуществлена повторная диагностика изменения выявленных проблемных зон с целью определения эффективности программы. Для проведения психологической диагностики были применены следующие методики
– Проективная методика Цветовой тест отношений А.М. Эткинда» применяется для выявления субъективного отношения женщины к принятию физиологических изменений
– Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI) применяется для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности. Проективная методика Цветовой тест отношений А.М. Эткинда представляет собой проективный диагностический метод, предназначенный для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым людям или понятиям. Данная методика основана на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другими себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. В нашем исследовании беременные женщины оценивали такие понятия как беременность, «моё тело, роды и ребенок. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI) представляет собой опросник, который позволяет дифференцированно измерить уровень тревожности, как личностное свойство и как текущее состояние. Тест содержит по 20 высказываний в каждой из 2 частей, раздельно оценивающих два варианта тревожности (личностную и ситуативную. При анализе результатов сумма баллов подсчитывается по каждой шкале в соответствии

31 ключом. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности ситуативной или личностной.
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования Для исследования физиологического уровня нами проанализировано отношение женщин к понятию моя беременность и «моё тело вовремя беременности. Вначале исследования было предположение, что при определении отношения к своей беременности, женщины будут опираться не только на собственное ощущение и отношение, но и на образ, который представлен в современной культуре (СМИ, рекламе, рассказы знакомых и прочие варианты, где образ беременности, как правило, склонен к идеализации. Понятие «моё тело вовремя беременности позволяет вернуть женщину к реальному отношению своего тела и изменениям, проходящих в этот период, тем самым конкретизируя её настоящее отношение. Результаты отражены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты проведения Цветовой тест отношений
А.М. Эткинда» Положительное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношение

32 На этапе сопоставления цветов, которые ассоциируются с понятием моя беременность сих ранговым местом в ряду цветовых предпочтений были получены следующие результаты 8 женщин (40%) имеют эмоционально-положительную окраску образа беременности, у 5 женщин
(25%) выявлено нейтральное отношение и 7 участниц (35%) испытывают к понятию моя беременность негативное отношение. На рисунке 2 представлена степень выраженности эмоционально- личностного отношения женщин к своей беременности. Рисунок 2 – Уровень эмоционально-личностного отношения женщин к своей беременности (%) При исследовании эмоционально-личностного компонента отношения женщин к своей беременности были получены следующие результаты. Большая часть участниц (6 участниц – 30%) ассоциируют беременность с чувством наслаждения и счастья в то время как 15% участниц беременность воспринимают как доминантный процесс, они погружаются в свое состояние и обладают чувством уверенности в благоприятном исходе у 15 % женщин ощущается внутренние психологическое удовлетворение, безопасность и гармония. Однако часть женщин отметили, что беременность отбирает много Чувство счастья
Чувство уверенносии
Чувство гармонии
Чувство пассивности
Потеря сил и энергии

33 энергии и сил (25% участница также, заставляет испытывать чувство пассивности и отрешенности (15%). При исследовании отношения женщин к своему телу и возникающим у неё изменениям, были получены следующие результаты (рисунок 3). Рисунок 3 – Эмоциональное отношение участниц к своему телу вовремя беременности (%) Согласно полученным данным – эмоциональное принятие своего тело отмечено только у 6 участниц (30%), нейтральное отношение к своему телу выразили 5 участниц (25%), эмоциональное отвержение было выявлено у 9 участниц (45%). На рисунке 4 отображены результаты исследования уровня эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу вовремя беременности. Рисунок 4 – Уровень эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу вовремя беременности (%) Эмоциональное принятие
15%
10%
15%
30%
15%
15%
Чувство счастья
Прилив высокой жизненной энергии
Чувство уверенности
Чувство напряжения

34 Из них только 15% ассоциируют изменения своего тела с чувством счастья, радости, легкости 10% ощущают прилив высокой жизненной энергией, 10% испытывают естественность и уверенность в происходящих процессах. В тоже время, 25% женщин испытывают напряжение и повышенную тревожность, у них отмечается нестабильность восприятия от принятия до полного отвержения своих изменений у 15 % проявлено пассивное отношение и безразличие к своему телу, что выражает конфликт с происходящими изменениями 5% женщин и вовсе проявляют открытую агрессию, воспринимая своё новое тело враждебно. Таким образом, данные, полученные входе исследования, показывают, что образ беременности у многих беременных женщин, склонен к идеализации. Он вызывает у женщин яркие положительные чувства и эмоциональный отклик. Для многих женщин период беременности выглядит как красочный, яркий и беззаботный процесс. Мы предполагаем, что на эти результаты, оказало влияние массовых и культурных тенденций в мире. В СМИ, рекламе, социальных сетях, фильмами сериалах часто наблюдается распространение мифа о счастливой беременности. В нём женщина чувствует себя самой важной и значимой для всех ей все любуются, её все любят, уступают место в транспорте, исполняют ее пожелания и прихоти, она прекрасно выглядит, а ее физические изменения ограничиваются лишь увеличившимся животиком. Исследование уровня эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу вовремя беременности не позволяет дать полноценной оценки образа Я – беременная, но появляется возможность уточнить большую часть этого образа. Здесь мы отмечаем, обратную картину, где новые физические ощущения и изменения не приносят чувств радости, удовлетворения и эмоционального спокойствия большинству опрошенных женщин. Именно такая огромная разница между идеализированным образом беременной женщины и действительностью является причиной повышения

35 уровня тревожности женщины и снижению ее уверенности в благоприятном материнстве. Для исследования эмоционального уровня беременных женщин нами применена методика Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)». При оценке тревожности женщин, мы получили результаты, представленные на рисунке 5. Рисунок 5 – Определение уровня тревожности по методике Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)» (%) В процессе проведения опроса по методике Шкала тревоги
Спилбергера-Ханина (STAI)» были получены следующие результаты 6 участниц испытывают тревожность в определенных ситуациях (30 %), ещё 6 участниц испытывают личностную тревожность (30%), у 5 участниц выявлен умеренный уровень тревожности (25 %), высокий уровень тревожности выявлен у 3 участниц (15%). Из полученных данных, мы можем сделать вывод, что женщины наиболее склонны воспринимать угрозу в различных ситуациях, каждая из которых может обладать стрессовым воздействием. Высокий
Умеренный
Личностная тревожность
Ситуационная тревожность

36 Проведя психодиагностическое исследование беременных женщин, мы можем сделать следующие обобщающие выводы
– женщины часто выражают положительные эмоции по поводу своей беременности и появления малыша, однако, изменения, которые происходят в реальности, не приносят имморального удовлетворения
– большинство женщин испытывают чувство непринятие собственного тела, изменений и ощущений, связанных с этим периодом. Помимо этого женщины зачастую отрицают появление негативных чувству беременных женщин наблюдается слабо сформированное представление о будущем материнстве и родительских позициях, наблюдается достаточно сильная зависимость от ожиданий, возложенных на них социальным окружением
– женщины обладают выраженной тревожностью, на которую значимое влияние оказывает страх социального неодобрения, непринятие на себя ответственности за происходящие в жизни изменения, а также недостаточно сформированная значимость материнства и семьи в жизни женщины.
2.3 Разработка программы психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей эмоциональной сферы Входе работы была разработана программа психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей эмоциональной сферы. Программа представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению психологического сопровождения беременности и подготовки женщины к осознанному материнству как новой психосоциальной роли с выработкой психологического принятия ребенка в новой системе семейных отношений. Цель программы оказание психологической помощи будущей матери с целью снижения уровня тревожности и страха.

37 Задачи программы
– оптимизация эмоционального состояния будущей матери
– понимание и активизация психологических ресурсов женщин
– развитие способности к принятию ребенка
– повышение психологической грамотности в сфере безопасной беременности и ответственного материнства. Целевая группа Беременные женщины, с высоким уровнем тревожности и стресса. Программа включает в себя 8 консультаций. Длительность консультации – один час. Общее количество времени – восемь часов. Ожидаемые результаты
– оптимизация представлений матери о беременности иродах выработка психологической устойчивости к стрессу
– расширение знаний в сфере перинатальной психологии
– повышение эмоциональной стабильности женщин, снижение тревожности. Программы была разработана на основе изучения работ по психологии материнства Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Г.Ф. Гопуровой и других. Так, Г.Г. Филиппова выделяет 6 стилей переживания беременности адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий [29]. Также входе разработки программы были учтены основные психологические особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности. Большая часть участниц исследования находятся на третьем триместре беременности, поэтому за основу были взяты три уровня психологической готовности к материнству С.Ю. Мещеряковой:
– низкий уровень готовности – отличается наличием небольших колебаний при принятии решения иметь ребенка, тревожность и негативные ощущения на протяжении всего периода беременности. У

38 женщин сданным уровнем готовности к материнству было выявлено, что отсутствие привязанность к собственной матери в детстве и отмечалось весьма строгое отношение родителей
– средний уровень – для него характерно наличие противоречий в содержании переживаний женщиной своего положения, что отражается в амбивалентных установках к материнству и отношению к ребенку
– высокий уровень готовности к материнству – основное отличие данного уровня отсутствие колебаний в принятии решений иметь ребенка, позитивные эмоциональные реакции на факт беременности и позитивный эмоциональный фон вовремя всего периода беременности [29, с. 94-95]. В таблице
1 представлен тематический план программы психологического сопровождения беременности Новая Я. Таблица
1
– Тематический план программы психологического сопровождения беременности Новая Я Тема Цель Задачи Форма работы Кол. ч. Знакомство Я скоро мама»
Подготовка участниц к групповой работе
– знакомство участниц друг с другом
- формирование у участниц адекватных представлений о беременности и развитии плода.
- формирование осознанного отношения к своему образу жизни вовремя беременности
- изучение приемов релаксации Групповая форма, беседа, приемы релаксации ч. Занятие Мои чувства Формирование осознанного отношения к своим эмоциям
- формирование навыка выражать свои эмоции
- формирование навыка саморегуляции
- обучение приемам релаксации Групповая, беседа, арт- терапия, рисуночная техника ч.

39 Продолжение таблицы 1 Тема Цель Задачи Форма работы Кол. ч. Занятие
«НоваЯ» Формирование умений принимать новую себя и изменения, которые происходят вовремя беременности, формирование адекватной оценки
- формирование адекватной оценки изменений организма, которые наблюдаются на протяжении беременности
- изучение способов принятие этих изменений Лекционные занятия, тематические беседы, приглашение специалистов косметолог, инструктор по йоге, врач- гинеколог) ч. Занятие Мой страх Принятие своих страхов и формирование умений выходить из тревожного состояния и стрессовых ситуаций
- формирование навыка саморегуляции- обучение приемам релаксации.
Индивидуальна я встреча с психологом, рисуночная техника ч. Занятие Мой дом, моя крепость Формирование адекватных представлений о родительстве и предстоящих изменений в семейной и бытовой жизни
- формирование адекватных представлений об изменениях, которые ожидают семью после рождения ребенка
- изучение релаксационных методики способов саморегулирования
- формирование навыков поиска новых решений в бытовых проблемах Тематическая беседа, лекция, занятия по релаксации ч. Тренинг День Х Снятие психоэмоционального напряжения связанного с подготовкой к родам
- обучение методам снятия психоэмоционального напряжения, которое связано с предстоящей родовой деятельностью
- формирование навыков самопомощи и саморегулирования Беседа, тренинговые упражнения ч. Занятие Я мама Формирование ценностного отношения к собственному материнству
- формирование и укрепление доверия к себе, поиск внутренней и внешней опоры
– формирование объективного представления о материнстве
- развитие самоконтроля Групповая работа, арт- терапия коллаж Я мама, беседа ч.

40 Продолжение таблицы 1 Тема Цель Задачи Форма работы Кол. ч. Занятие Привет, мой сладкий малыш Формирование и развитие навыков готовности к личностному принятию ребенка
- формирование позитивного отношения к ребенку и родительству в целом
- обучение методами способам эмоциональной разгрузки перед родами
- формирование позитивных установок на предстоящее материнство. Групповая форма, беседа, арт-терапия ч. Программа Новая я включает в себя пять блоков занятий Первый блок занятий Личность беременной психологический анализ личности матери, формирование осознанного отношения к себе и к своим эмоциям. На этом этапе проводится психологический анализ личности женщин, в этих целях происходит получение психологического портрета личности. Средствами групповой терапии, арт-терапии проводятся занятия по формированию навыков саморегуляции, навыков выражать свои эмоции, проходит обучение приемам релаксации. Второй блок занятий Формирование ценностных установок будущей матери ребенок в жизни матери, чем будет заниматься ребенок. Осуществляется формирование психологического комфорта беременной на основе контроля происходящих в период психологических и физических изменений с рефлексией жизненных целей и психологических прогнозов жизни будущей матери. Третий блок занятий Формирование адекватной оценки своего состояния и представлений о родительстве». Целью блока является формирование адекватной самооценки и принятие женщиной себя и изменений, которые происходят вовремя беременности. Основные методы – беседы с психологом, с приглашенными экспертами, рисуночные техники, методы арт-терапии.

41 Четвертый блок занятий Формирование ценностного отношения к собственному материнству, направленна снятие психоэмоционального напряжения связанного с подготовкой к родами материнству. Основные методы – проведение тренинга, рисуночная техника (создание коллажа, беседы и консультации с психологом. Пятый блок занятий Формирование ценностного отношения к ребенку включает формирование позитивных установок на предстоящее материнство. Каждое занятие программы строится по схеме
– вводная часть включает приветствие, упражнения, которые настраивают на работу несложные арт-терапевтические техники
– основная часть включает тематические беседы, лекции, дискуссии, практические и тренинговые упражнения, арт-терапию, встречи со специалистами, изучение приемов релаксации
– заключительная часть состоит из подведения итогов, рефлексии, и прощания. Таким образом, программа психологического сопровождения беременности Новая Я направлена на оказание психологической помощи будущей матери с целью снижения уровня тревожности и страха. Для этого в рамках программы проводятся индивидуальные и групповые занятие, направленные на формирование позитивного мышления и отношения женщин к своей беременности и к предстоящим родам. Также задачей проведения тренинговых занятий и техник арт-терапии является развитие навыков и умений саморегуляции, способов выражения и контроля своих эмоций, обучение приемам релаксации и восстановления эмоционально- положительного психологического состояния.

42
1   2   3   4