Файл: Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин Обучающийся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4 Выводы по реализации программы психологического сопровождения беременных женщин С целью проверки динамики изменений каждого из уровней личностных проблем, которые могут возникнуть у женщины в период беременности, после реализации программы Новая Я была проведена повторная диагностика по методикам Проективная методика Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI). С помощью этих методик нам удалось отметить ряд изменений, которые произошли после прохождения занятий. На этапе сопоставления цветов, ассоциируемых с понятием моя беременность сих ранговым местом в ряду цветовых предпочтений были получены следующие результаты (рисунок 6). Рисунок 6 – Результаты повторного проведения Цветовой тест отношений А.М. Эткинда» (%) Согласно полученным данным, большинство участниц – 10 женщин
(60%) имеют эмоционально-положительную окраску образа беременности, у
4 женщин (20%) выявлено нейтральное отношение и 4 участницы (20%) продолжают испытывать понятию моя беременность негативное отношение. При исследовании эмоционально-личностного компонента отношения женщин к своей беременности получены следующие результаты (рисунок 7). Положительное отношение
Нейтральное отношение
Негативное отношение

43 Рисунок 7 – Уровень эмоционально-личностного отношения женщин к своей беременности (%) Большая часть участниц (9 участниц – 45%) ассоциируют беременность с чувством наслаждения и счастья 20% участниц воспринимают беременность как доминантный процесс, они погружены в свое состояние и обладают чувством уверенности в благоприятном исходе 15 % женщин ощущают внутренние психологическое удовлетворение, гармонию и безопасность. Однако, осталась небольшая часть женщин, которые ощущают, что беременность отбирает много сил и энергии (10%), а также, заставляет испытывать чувство отрешенности и пассивности (10%). При исследовании отношения женщин к своему телу и возникающим у неё изменениям, были получены следующие результаты (рисунок 8). Рисунок 8 – Эмоциональное отношение участниц к своему телу вовремя беременности (%) Чувство счастья
Чувство уверенносии
Чувство гармонии
Чувство пассивности
Потеря сил и энергии
60%
20%
20%
Эмоциональное принятие
Нейтральное отношение
Эмоциональное отвержение

44 Согласно полученным результатам, эмоциональное принятие своего тело отмечено только у 10 участниц (60%), нейтральное отношение к своему телу выразили 4 участницы (20%), эмоциональное отвержение было выявлено у 4 участницы (20%). Данные результаты отражены на рисунке 9. Рисунок 9 – Уровень эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу вовремя беременности (%) Из них 40% ассоциируют изменения своего тела с чувством счастья, радости, легкости 10% ощущают прилив высокой жизненной энергией, 15% испытывают уверенность и естественность в происходящих процессах. Снизилось количество женщину которых изменения в теле вызывают напряжение и повышенную тревожность, с нестабильностью восприятия – 20
% участницу проявлено безразличие и пассивное отношение к своему телу, что выражает конфликт с происходящими изменениями уровень женщин, проявлявших открытую агрессию снизился до нуля. Результаты, отраженные в таблице 2, позволяют нам отследить динамику субъективного отношения женщин к принятию физиологических изменений. Чувство счастья
Прилив высокой жизненной энергии
Чувство уверенности
Чувство напряжения
Пассивное отношение

45 Таблица 2 – Динамика изменения эмоционально-личностного отношения женщин к своей беременности и к своему телу Уровень эмоционально-личностного отношения женщин к беременности Положительное отношение к беременности Нейтральное отношение к беременности Отрицательное отношение к беременности Цветовой тест отношений
А.М. Эткинда» до после до после до после
40%
60%
25%
20%
35%
20% Цветовой тест отношений
А.М. Эткинда» до после до после до после
30%
60%
25%
20 45%
20% Изданных таблицы 2, можно увидеть, что отношение женщин к образу своей беременности несколько изменилось. Большое количество участниц проявили к образу беременности более позитивное отношение. Также значительно улучшился показатель эмоционального отношения женщин к своему телу. Многие участницы отметили, что большее влияние на их решение оказали встречи со специалистами и беседы, в которых они смогли проработать свои основных страхи. В процессе проведения опроса по методике Шкала тревоги
Спилбергера-Ханина (STAI)» были получены следующие результаты 2 участниц испытывают тревожность в определенных ситуациях (10%), количество участниц, которые испытывают личностную тревожность не изменилось (30%), у 4 участниц выявлен умеренный уровень тревожности
(20 %), высокий уровень тревожности выявлен у 2 участниц (10%), также у 6 участниц не выявлены явные признаки тревожности. При оценке тревожности женщин, мы получили результаты, представленные на рисунке 10.

46 Рисунок 10 – Определение уровня тревожности по методике Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)» (%) На эмоциональном уровне мы наблюдаем значительное снижение уровня ситуационной тревоги. При этом, личностная тревожность не подверглась изменениям, оставшись практически на том же уровне. Входе повторного исследования у 6 участников не выявлены явные признаки тревожности. Проведя повторное психодиагностическое исследование беременных женщин, мы можем сделать следующие обобщающие выводы.
– Входе реализации программы психологического сопровождения беременных женщин Новая Я удалось улучшить отношение женщин к своему образу, укрепился контакт с телома изменения, которые связаны с периодом беременности стали вызывать у женщин положительный отклик. Многие участницы отметили, что большее влияние на их решение оказали встречи со специалистами и беседы, в которых они смогли проработать свои основные страхи. Женщины стали лучше понимать процессы, связанные с родовой деятельностью и предстоящим материнство, что позволило снизить уровень ситуационной тревоги.
– Женщины стали лучше понимать процессы, которые связаны с родовой деятельностью и предстоящим периодом материнства, что позволило снизить уровень ситуационной и личностной тревоги. Высокий
Умеренный
Личностная тревожность
Ситуационная тревожность не выявлено

47 Заключение Целью данной бакалаврской работы является разработка программы по психологическому сопровождению женщин в период беременности. Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач проведен теоретический анализ научной и методической литературы, изучены различные подходы к изучению беременности, рассмотрено влияние динамики ее проживания на развитие личности ребенка, а также на изменение собственной личности. Также были изучены характеристики психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей их эмоциональной сферы. Период беременности определяется как наиболее острый, кризисный и переломный этап становления личности женщины. На нем происходит изменение физиологических процессов (увеличение пропорций, токсикоз, ценностно-смысловых ориентаций, самоидентичности в новых условиях. Эмоциональное состояние беременной женщины можно охарактеризовать как непостоянное, что объясняется бурными гормональными переменами, которые происходят в организме. К основным формам работы психологического сопровождения относят профилактику, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, психологическая диагностика, консультирование, развивающая работа, профилактическая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование. Входе работы было проведено практическое исследование психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин. Для проведения исследования были подобраны следующие методики цветовой тест отношений (А.М. Эткинд), шкала тревоги Спилбергера-Ханина
(STAI). Входе определения уровня эмоционально-личностного отношения женщин к своему телу и беременности в целом получены следующие

48 результаты большинство женщин имеют высокий уровень тревожности, на который зачастую оказывает влияние страх социального неодобрения, непринятие на себя ответственности за происходящие в жизни изменения. На основании данных исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения беременных женщин Новая Я, направленная на улучшение и формирование позитивного отношения женщины к беременности и своим изменениям. Программа включает в себя 8 консультаций, включающих тематические беседы, лекции, встречи со специалистами, арт-терапию и другие меропричятия. После реализации программы было проведено повторное психодиагностическое исследование беременных женщин. Входе реализации программы значительно улучшился показатель эмоционального отношения женщин к своему телу. Многие участницы отметили, что большее влияние на их решение оказали встречи со специалистами и беседы, в которых они смогли проработать свои основные страхи. Женщины стали лучше понимать процессы, связанные с родовой деятельностью и предстоящим материнство, что позволило снизить уровень ситуационной тревоги. Критерием субъективной оценки эффективности реализации программы психологического сопровождения Новая Я для беременных женщин было улучшение эмоционального состояния, удовлетворение от предъявленных запросов, осознание ценности ребенка и переосмысление мотивов материнства.

49 Список используемой литературы
1. Анисимова КА. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин вовремя беременности // Психолог. 2014. № 1. С. 1–24.
2. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы психологический практикум. Красноярск Литера-принт, 2009. 237 с.
3. Белкина О. И, Клюкина А. А, Козлова А. В. Психологическое сопровождение беременности иродов Портал научно-практических публикаций Электронный ресурс.
URL: https://portalnp.snauka.ru/2016/09/3512 (дата обращения 09.05.2022).
4. Боровикова Н. В. Синдром беременности М УРАО, 2015. 316 с.
5. Брутман В. И. Динамика психологического состояния женщин вовремя беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 59-
68.
6. Брутман В. И. Методики изучения психологического состояния женщин вовремя беременности и после родов // Вопросы психологии.
2002.№1. С. 110-118.
7. Василенко Т. Д, Дремина, Т. Ф. Анализ взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей беременных женщин и показателей психологической адаптации к беременности // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. Т. № 1. С. 57-65.
8.
Васильева ОС. Групповая работа с беременными // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 82-89.
9. Водопьянова НЕ. Психодиагностика стресса. СПб : Питер, 2009.
336 с.
10. Воробьева М. Е. Особенности социальной идентичности женщины дои после рождения ребенка специальность Социальная

50 психология дис.... канд. психолог. наук Ярослав.гос. унт им. П.Г.
Демидова. Курск, 2015. 177 с.
11. Гопурова Г. Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности // Медицина и здравоохранение : материалы
II Междунар. науч. конф. URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5442/ дата обращения 07.02.2022).
12. Добряков ИВ. Перинатальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 272 с.
13. Дремина Т. Ф. Структура социальной идентичности женщин в период беременности // Человек в сложной жизненной ситуации клинико- психологические аспекты материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т. Д. Василенко. Курск, 2017. С. 73-75.
14. Дремина Т. Ф. Особенности психологической адаптации беременных женщин к ситуации беременности // Современная наука актуальные проблемы теории и практики. Серия Познание 1-2. 2018. С.
51-55.
15. Земзюлина И. Н, Дремина Т. Ф. Психологическое сопровождение беременных женщин // Ананьевские чтения. Санкт-Петербург, 2014. С. 277-
279. URL: http ://www.psy.spbu.ru/uploads/science/ananyevskie/anan2014. (дата обращения 17.04.2022).
16. Калачёв В. Н. Роль психоэмоциональных нарушений у беременных в развитии затянувшегося второго периода родов Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 5. С. 58-64.
17. Качалина Т. С, Лохина Е. В. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам // Медицинский альманах. 2013.№ 6. С. 37-41.
18. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. М. : Эксмо, 2008.
290 с.

51 19. Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности иродов дис. ... канд. психол. наук Рос. гос. пед. унт им АИ. Герцена. СПб., 1998. 321 с.
20. Королева Н. Н. Психологическое здоровье вовремя беременности // Молодой ученый. 2010. №28 (19). Т. 2. С. 119-121.
21. Крамаренко Е. А. Эмоциональное состояние женщины в течение беременности // Научные тенденции Педагогика и психология. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции Москва, 04 ноября 2016 г. М ЦНК МНИФ Общественная наука, 2016. Ч. 2. С. 26-29.
22. Кулешова КВ. Беременность как период психологической трансформации // Русский медицинский журнал. 2015. №14. С. 857-860.
23. Кулешова КВ. Эмоциональные состояния беременных женщин // Психология и психотехника. 2011. №11. С. 64–73.
24. Кыштымова ИМ. Взаимосвязь психологической готовности к материнству с социально-психологическими установками женщин // Известия Иркутского государственного университета. 2021. Т. 36. С. 53-64.
25. Лысенко О. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 218-223.
26. Малышева Д. С. Внутренний мир беременной женщины в возрасте ранней взрослости // Изв. ИГУ. Сер. Психология. 2017. Т. 22. С. 30.
27. Мальгина Г. Б. Эффективность проведения комплексной профилактики и коррекции перинатальной патологии при психоэмоциональном стрессе в период беременности // Журнал акушерства.
2018. № 2. С. 66-72.
28. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 18-27.
29. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

52 30. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М
Изд-во института психотерапии, 2003. 318 с.
31. Онищук ЕЮ. Влияние прерывания беременности на психологическое состояние женщины // Перинатальная психология и психология родительства. 2016. № 5. С. 43-50.
32. Перинатальная психология психология материнства и родительства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 276 с.
33. Психологическая готовность беременных женщин молодого репродуктивного возраста // Европ. журн. соц. наук. 2013. Т. 1. № 10 (37). С.
293-297.
34. Ряплова Е. А. Изменения в организме и психике женщины вовремя беременности // Психологический журнал. № 5. 1996. С. 34–39.
35. Сафонова МВ. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.
В.П. Астафьева. 2018. № 2. С. 126-136.
36. Сидоров ПИ. Перинатальная психология. Санкт-Петербург:
СпецЛит, 2015. 143 с.
37. Сиротенко Д. И. Особенности формирования психологической готовности к материнству // Инновационная наука. 2018. № 9. С. 67-75.
38. Скрипицкая Т. В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам. М. : Аналог, 2009. 84 с.
39. Субочева АР, Каргина Н. В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 1. С. 14-17.
40. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М. : Юрайт, 2018. 212 с.
41. Эриксон Э. Идентичность женщины // Хрестоматия по перинатальной психологии. М. : Феликс, 2005. С. 57-62.
1   2   3   4