Файл: Контрольная работа по дисциплине Антимонопольное регулирование и организация закупок 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог;

Состояние конкуренции: тенденции и проблемы. Согласно данным Росстата объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2019 г. составил 9132,1 млрд рублей, или 100,6% (в сопоставимых ценах) к уровню 2018 г. Из числа введенных в действие в 2019 г. зданий 93,6% составляют здания жилого назначения.

Согласно данным ДОМ.РФ, всего за I квартал ввод жилья вырос на 0,51 млн кв. м к I кварталу 2019 г. − МКД: 0,45 млн кв. м (89% совокупного прироста) − ИЖС: 0,06 млн кв. м (11% прироста).

При этом за I квартал 2020 г. построено 15,4 млн кв. м жилья, что на 3,4% выше уровня 2019 г., в марте 2020 г. построено 5,5 млн кв. м (-3,3% к марту 2019г.)

− МКД: 2,7 млн кв. м (+0,1%)

− ИЖС: 2,8 млн кв. м (-6,6%)

Согласно данным опроса 290 застройщиков и подрядчиков по оценке воздействия на них ограничительных мер, необходимых для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, осуществляемого НОСТРОЙ совместно с НОЗА и Институтом развития строительной отрасли, в апреле 2020 года в достаточно большом количестве регионов застройщики и подрядчики указывают на остановку строительства (22,3%), либо высказывают опасения по поводу его остановки в ближайшее время (17,3%). Отмечаются серьёзные проблемы, связанные с обеспечением строек трудовыми ресурсами (26,4% отпрошенных отметили значительное ухудшение положения, еще 29,5% — незначительное, но всё же ухудшение).

Агентство НКР рассмотрело возможные сценарии изменения спроса на первичном рынке жилья в Российской Федерации, связанные с падением цен на нефть и частичной приостановкой в отдельных отраслях мировой и российских экономик из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и отмечает, что до 90 млрд руб. (10% от выручки 2019 года) выручки могут потерять топ-20 застройщиков в самом мягком сценарии сокращения спроса, а в наиболее жёстком — свыше 200 млрд руб. (25% и больше от выручки 2019 года). Спрос на первичном рынке жилья в сценарии умеренного экономического шока может снизиться на 5–10%, тогда как в кризисном сценарии падение превысит 25%.

По мнению Агентства НКР, при реализации любого из сценариев крупные застройщики смогут справиться с негативными последствиями без критических потерь. У средних и малых предприятий строительной отрасли возникнут существенные проблемы c обеспечением операционной деятельности, а многие могут начать банкротиться в случае сохранения сложной эпидемиологической ситуации во втором полугодии 2020 года2.

Президентом Российской Федерации утвержден перечень поручений по итогам совещания по
вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16 апреля 2020 года, согласно которому Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) необходимо обеспечить разработку мер поддержки строительной отрасли – граждан и организаций.

Кроме того, Правительство Российской Федерации уже разработало ряд специальных мер поддержки для системообразующих предприятий. Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики утвердила перечень системообразующих предприятий строительной отрасли.

В перечень включены 54 группы компаний, соответствующие следующим отраслевым критериям: объем строительства жилых и нежилых зданий в соответствии с действующими разрешениями на строительство – не менее 400 тыс. кв. м, выручка по группе компаний от строительства инженерных сооружений за 2019 год – не менее 10 млрд рублей. 43 организации отвечают критериям по текущему объему строительства жилых и нежилых зданий, а 11 - по показателям выручки.

Предложения по развитию конкуренции. Предусмотренные и разрабатываемые меры поддержки в целом обладают положительным эффектом для поддержки отраслей экономики, вместе с тем, ключевым фактором развития конкуренции является доступность таких мер поддержки для существенной доли предприятий. В случае доступности таких мер для узкого круга предприятий, они окажут негативное воздействие на конкуренцию и будут способствовать росту рыночной концентрации.

В связи с чем, по мнению ФАС России, в первую очередь необходимо установление равного, недискриминационного доступа застройщиков к механизмам государственной поддержки.

Как отмечалось ранее, в настоящее время российский опыт показывает, что наиболее адаптированными к текущей ситуации оказались те предприятия, которые оснащены цифровыми технологиями.

Строительная отрасль в силу специфики не может быть полностью переведена на дистанционный режим работы.

Вместе с тем, в настоящее время застройщики, сетевые организации, органы власти всех уровней, организации, задействованные в осуществлении процедур в строительстве, уже работают в различных информационных системах (региональные, федеральный порталы Госуслуг, муниципальные, региональные системы обеспечения градостроительной деятельности, единый государственный реестр заключений экспертизы) с различным функционалом и на разных операционных уровнях, а во многих случаях и на бумаге, что усложняет и потенциально удорожает процесс строительства.



Переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений в единой информационной среде на основе единой государственной цифровой платформы в строительстве путем интеграции существующих информационных систем в градостроительной сфере позволит:

 обеспечить возможность перевода на дистанционный режим

отдельных административных процедур в сфере строительства, оптимизировать количество и сроки их прохождения за счет перевода в цифровую форму;

 обеспечить непрерывность накопления и обмена достоверными

данными об объектах капитального строительства на протяжении всего их жизненного цикла;

 создать единое информационное пространство дистанционного взаимодействия большого количества органов власти, органов местного самоуправления и организаций в цифровом виде по всему циклу процессов в сфере градостроительных отношений.

Технологии информационного моделирования помимо цифрового формата отображения проектных решений призваны, в первую очередь, способствовать автоматизированному проектированию объектов, упростить корректировку проектов, принимать решения, основанные на оценке не только затрат на строительство, но и затрат на эксплуатацию объекта, а также обеспечивать управление жизненным циклом объекта капитального строительства, то есть работать с информационной моделью объекта капитального строительства большим коллективом различных специалистов в дистанционном формате.

Внедрение системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства с использованием BIM-технологии в Российской Федерации обеспечит переход на качественно и технологически новый уровень взаимодействия участников градостроительной деятельности, на котором данные в цифровой форме являются ключевым фактором организации производства изыскательских, проектных и строительных работ, государственного управления, оказания государственных услуг.

Эти мероприятия уже предусмотрены разделом «Строительство» плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 -2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р, и требуют оперативной реализации.


Цифровизация рынка строительных ресурсов на платформе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) будет способствовать повышению прозрачности рынка и сокращению теневой экономики, приведёт к сокращению трансакционных издержек, ускорению товарооборота, новым каналам сбыта без посредников, ускорению внедрения новых технологий, росту конкуренции и снижению цен, упростит налоговое администрирование, позволит повысить точность расчета сметной стоимости строительства, своевременно выявлять недобросовестное поведение участников рынка.

Достоверным источником информации о стоимости строительных ресурсов может быть созданная на принципах частно-государственного партнёрства на базе ФГИС ЦС технологическая цифровая платформа, которая даст возможность производителям, поставщикам и покупателям совершать сделки купли-продажи строительных ресурсов в электронной форме на цифровой платформе, интегрированной с ФГИС ЦС.