ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Проект
Дисциплина: Маркетинговые исследования
Тема: Обучение в жизни человека
Выполнил: студент, группа М-1120(2)
Черепанова Олеся Александровна
Город: г. Ноябрьск
Омск 2022г.
Содержание
1 Задание .................................................................................................... 3 2 Разработка опросного листа .................................................................. 5 3 Сбор информации................................................................................... 6 4 Обработка и анализ результатов ........................................................... 7
1 Задание
Проблемная ситуация: В современном российском обществе четко обозначены приоритет и значимость образования. Образование является важным и необходимым условием восходящей вертикальной мобильности и успешной реализации профессиональных планов современной молодежи.
С развитием и совершенствованием общества не только увеличивается значимость ценности образования, но и усложняется содержание потребности человека в получении образования. Образование является основополагающим условием конкурентоспособности личности на рынке труда. Это представление в значительной степени расширяет границы и содержательную основу потребности в образовании.
В последние годы увеличивается осознание ценности образования в сознании молодого поколения. Отношение молодежи к образованию выражается в ценностных ориентациях и в направленности социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Молодые люди ориентированы сегодня на такой уровень образования, который гарантировал бы им достижение успехов в профессиональной деятельности, высокую заработную плату и карьерный рост.
Современная молодежь приходит к пониманию, что для развития конкурентоспособности и востребованности на рынке труда им необходимо повышать уровень своего образования и профессиональной квалификации. В связи с этим профессиональная деятельность рассматривается молодыми людьми как важное условие саморазвития и самосовершенствования, как возможность реализации своих знаний и навыков в профессиональной сфере.
Таким образом, образование рассм атривается как ценность и эффективный способ инвестирования себя в будущее. Именно период молодости является важным для формирования системы
ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема приоритетных ценностей молодежи, в частности ценности образования.
Основная цель исследования – изучить отношение современной молодежи к сфере образования.
Задачи с исследования:
1. Выяснить, является ли образование ценностью современной молодежи.
2. Проанализировать мнения молодежи о проблемах самоопределения в профессиональной деятельности.
3. Определить факторы социально-трудовой мобильности молодежи.
4. Исследовать уровень готовности молодежи различных возрастных категорий к профессиональной деятельности.
Основная цель исследования – изучить отношение современной молодежи к сфере образования.
Задачи с исследования:
1. Выяснить, является ли образование ценностью современной молодежи.
2. Проанализировать мнения молодежи о проблемах самоопределения в профессиональной деятельности.
3. Определить факторы социально-трудовой мобильности молодежи.
4. Исследовать уровень готовности молодежи различных возрастных категорий к профессиональной деятельности.
2 Разработка опросного листа
Исходя из цели и задач исследования разработан опросный лист.
1. Укажите Ваш пол.
2. Укажите Ваш возраст.
3. Укажите Ваш социальный статус.
4. Как Вы считаете, нужно ли человеку высшее образование?
5. Укажите Ваши мотивы получения высшего образования.
6. Какое образование Вы считаете для себя достаточным?
7. Как Вы считаете, существует ли необходимость послевузовского образования (магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации)?
8. Учитесь ли Вы на данный момент?
9. Если Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?
10. С каким из ниже перечисленных высказываний Вы больше всего согласны?
11. Возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования?
12. Что для Вас является наиболее важным при выборе профессии?
13. Какие факторы влияют (влияли) на Ваш профессиональный выбор?
14. Как Вы думаете, сложно ли выпускникам ВУЗов устроиться на работу?
15. Что, на Ваш взгляд, в первую очередь помогает получить хорошую работу?
16.
Как Вы считаете, какие специальности сегодня более востребованы на рынке труда?
3 Сбор информации
Объем выборки: 500 человек.
Объем генеральной совокупности: 171 613 чел. (количество молодежи в г.о.
Тольятти в возрасте от 14 до 30 лет по данным статистики на 01.01.2021 г.).
Планируемое распределение выборки: Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
(0,3 % от объема генеральной совокупности).
Планируемый метод проведения опроса: 50% – уличный опрос, 50% интернет опрос с помощью Google-play.
Места проведения опроса: не менее 3-х точек в каждом районе (остановки напротив крупных торговых центров, парки культуры и отдыха, пешеходные бульвары), учебные заведения г.о. Тольятти.
4 Обработка и анализ результатов
Результаты исследования представлены в виде текста и графического материала (диаграммы)
Вопрос №1 «Укажите Ваш пол»
В исследовании приняло участие 500 респондентов. Среди них 48 % мужчин
(241 человека) и 52 % женщин (259 человек)
Вопрос №2 «Укажите Ваш возраст »
По возрасту респонденты разделились на следующие группы: 14-18 лет – 60 %
(300 человек), 19-23 лет – 29 % (145 человек), 24-30 лет – 10 % (55 человек).
Вопрос №3 «Укажите Ваш социальный статус»
1.Учусь – 379 респондентов (78 % респондентов).
Из них:
- школьник – 222 респондента (46 %)
- студент колледжа – 54 респондента (11 %)
- студент ВУЗа – 103 респондентов (21 %)
2. Работаю – 96 респондент (20 %)
- работаю в сфере услуг – 63 респондента (13 %)
- работаю в сфере производства – 33 респондента (7 %)
3. Учусь и работаю – 107 респондентов (22 %)
4. Другое – 7 респондентов (1 %). Среди ответов встречаются такие, как: не работаю, не учусь и не работаю.
Вопрос №4 «Как Вы считаете, нужно ли человеку высшее образование?»
Личность формируется в процессе социализации. Как известно, процесс социализации неразрывно связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества. По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему. В связи этим мы решили узнать мнение молодежи по поводу необходимости получения высшего образования в современном обществе. Оказалось, что большая часть респондентов (73 %) считают, что на сегодняшний день высшее образование нужно человеку. Из них 32 % молодежи утверждают, что без высшего образования не найти приличную работу и не стать квалифицированным специалистом. Наиболее распространенным стало мнение о том, что многие выпускники не соответствуют необходимому уровню образованности. Данной позиции придерживается 41 % молодого поколения.
Считают, что в высшем образовании скорее нет необходимости 10 % респондентов.
Они отмечают, что многие работодатели смотрят на человеческие качества, а не наличие «корочки». С тем, что образование в современном мире нужно лишь для получения «корочки» согласились 9 % ответивших. Наименее распространенным оказалось мнение о том, что сегодня высшее образование «не дотягивает» до необходимого уровня и нужно обучаться самому. Данный вариант выбрали 7 % респондентов.
Вопрос №5 «Укажите Ваши мотивы получения высшего образования»
О роли высшего образования для молодежи можно судить по тому, какие мотивы движут молодым поколением при его получении. Оказалось, что основная часть молодежи присваивает образованию практическую функцию и выделяет такие мотивы как стать специалистом в определенной области» - 50 %, «получить высокооплачиваемую работу» - 42 %. Желанием получить новые знания и саморазвитием при получении образования руководствуются 35 % и 34 % респондентов соответственно. На 1/5 часть опрошенных в данной ситуации оказало влияние требование родителей и желание получить диплом о высшем образовании.
15 % молодежи высшее образование, прежде всего, дает возможность уехать и жить в другом городе. Незначительное число респондентов видят в высшем образовании возможность избежать службы в вооруженных силах (7 %) и не работать в период обучения (6 %). Свои варианты предложили 1 % опрошенных. Среди них: «получить образование другого профиля», «нет мотива», «образование мне не нужно».
Вопрос №6 «Какое образование Вы считаете для себя достаточным?»
Об отношении молодежи к сфере образование говорит и то, какой уровень образования они считают для себя достаточным. Выяснилось, что больше половины респондентов (70 %) считают для себя достаточным высшее образование (57 %).
Среди них были и те, кто отмечает для себя высшее образование за границей (13 %).
Остановится на среднем профессиональном образовании (колледж, техникум, училище) хотят 18 % молодежи, а на среднем (9-11 классов) – 11 %. Свои варианты предложили 1 % молодежи. Среди них: «несколько высших образований», «СПО, но если будет необходимо, то получить ВПО», «высшие: бакалавр + магистр»,
«самообразование».
Вопрос №7 «Как Вы считаете, существует ли необходимость
послевузовского образования (магистратура, аспирантура, докторантура,
повышение квалификации)?»
Послевузовское профессиональное образование – это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. Мы решили узнать у молодежи, как они относятся к послевузовскому образованию и считают ли его получение необходимым. Полученные данные свидетельствуют о высокой роли послевузовского образования для современной молодежи. Так, большинство ответивших (64 %) считают, что оно является необходимым. Из них 19 % выбрали вариант ответа «да», а 45 % - «скорее да, чем нет». Отрицательно на данный вопрос ответили 28 % и 8% молодежи, выбрав ответы «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно.
Вопрос №8 «Учитесь ли Вы на данный момент?»
В ходе нашего исследования мы хотели узнать, какое количество молодежи обучаются в настоящее время в учебных заведениях. Оказалось, что основная часть респондентов (78 %) в данный момент обучаются. Не учатся лишь 22 % молодежи.
Вопрос №9 «Если Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?»
Так как среди респондентов были те,кто в настоящее время не обучается, нам было важно узнать, в чём заключаются причины. Мы выяснили, что основной причиной является наличие у участников опроса высшего образования (52 %). 12 % респондентов сообщили о том, что им трудно сочетать работу и учебу. Для такого же количества молодежи препятствием в получении высшего образования являются материальные условия. 8 % молодежи на получение образования либо не хватает времени, либо не позволяет возраст. Отмечают, что не учатся и не собираются учиться в связи с отсутствием для этого стимула 6 % респондентов. Стоит отметить, что среди молодого поколения были и те, кто не может учиться из-за состояния здоровья (2 %).
Вопрос №10 «С каким из ниже перечисленных высказываний Вы больше
всего согласны?»
В настоящее время все более актуальным становится вопрос о качестве современного образования в России. Под качеством образования принято понимать востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество образования может быть определено целым рядом признаков:
— оно должно давать значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;
— предоставлять условия для комфортного проживания;
— обеспечивать хорошее материальное оснащение для учебного процесса;
— обладать достаточным финансовым снабжением;
— иметь достойный преподавательский состав;
— соответствовать запросам потребителей; и т. д.
В связи с этим мы решили узнать мнение молодежи относительно качества образования в нашей стране. Для этого мы предложили им ряд суждений. В результате большинство респондентов (29 %) выразили свое согласие с тем, что хорошее и качественное образование можно получить в ВУЗах, расположенных в крупных научных центрах России (Москва, Санкт-Петербург). Далее следует суждение о том, что качественное высшее образование можно получить во всех
ВУЗах других городов (Самара, Казань). С этим согласились 26 % опрошенных. По мнению ¼ части молодежи, качественное высшее образование можно получить и в
Тольятти. Стоит отметить, что среди респондентов были и те, кто высказался в пользу образования за рубежом. Они считают, что хорошее и качественное образование можно получить только за границей (17 %). Среди молодежи были и те, кто высказал личное мнение по данному поводу. Ответы были следующими:
- «зависит от человека», «при большом желании человек будет учиться везде, вне зависимости от того столица это или провинция»;
- «университет дает не знания, он дает навык "Успевать всегда и везде". Учит крутиться. В дальнейшем эти навыки мне очень помогли в работе»;
- «хорошее и качественное высшее образование можно получить в тех вузах, в которых готовят к данной специальности лучше», «не в каждом городе можно получить качественное образование по специальности, например, маркетолог. И не только в Москве и Петербурге можно получить качетвенное образование. В каждом городе есть профессия, которой обучают лучше всего именно в этом городе»;
- «можно получить в процессе самообучения».
Вопрос №11 «Возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея
высшего образования?» Как известно, квалифицированный специалист имеет возможность зарабатывать хорошие деньги. Однако сегодня лишь немногим, оканчивая университет, удается устроиться по выбранной специальности. В связи с этим нам было важным узнать, возможно ли в наше время достойно зарабатывать, не имея высшего образования. Мы выяснили, что лишь незначительная часть респондентов считают необходимым условием хорошего заработка высшее образование. Остальные 83 % молодежи согласны с тем, что в наше время для получения достойной заработной платы высшее образование не нужно.