Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
На правах рукописи
ЧЕРНЯКОВ Александр Андреевич
Интервью со спортивной «звездой»:
прагматический и психологический аспекты
Профиль магистратуры – «Спортивная журналистика»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель –
доктор филологических наук,
профессор, С. Н. Ильченко
Вх. №______от__________________
Секретарь _____________________
Санкт-Петербург
2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.2 Трансформация интервью в современных программах о спорте. 9
Для современного информационного вещания характерны два типа интервью. По образному выражению исследователя Сергея Ильченко, это «интервью в связи с событием» и «интервью ни о чем». 9
2.5 Разнообразие вопросных форм в устной коммуникации: критерии эффективности. 63
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ СО «ЗВЁЗДНОЙ» СПОРТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ 72
В третьей главе речь пойдёт о психологических особенностях работы журналиста в жанре интервью со «звездой». В частности о том, как настроить себя на конструктивный диалог и, как помочь собеседнику расслабиться и рассказать о своей теме подробнее. 72
3.1 Понятие личности в психологии журналистики: прагматический аспект. 72
Рассматривая личность человека, как то, с кем в первую очередь приходится работать журналисту, важно обратиться к психологической стороне вопроса. Именно от того, как журналисту удастся психологически настроить себя на беседу, зависит её исход. В то же время, нельзя не принимать во внимание особенности характера респондента, так они напрямую влияют на успешность проведения интервью. Стоит начать с общего понятия личности в психологии. 72
«Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют, как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. В понятии «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для большинства людей поступки». 72
3.3 Психологические компетенции и навыки журналиста, как залог эффективной коммуникации со «звездой». 76
ВВЕДЕНИЕ
В практике современных журналистов интервью является одним из самых востребованных методов работы с информацией. Для того чтобы сделать качественное интервью, уметь общаться со спикерами так, чтобы это дало хороший результат, современным журналистам необходимо знать специфику этого метода, его отличительные черты и признаки.
Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа- контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика - индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве.
Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ:
Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева,
А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой1; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой,
С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей:
Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. Принципы овладения навыками построения эффективной коммуникации представлены в наработках
С. А. Муратова, Э. Фихтеллиуса, В. В. Ульянова. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы материалы Е. А. Войтик, К. А. Алексеева, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова2. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Лаундеса, Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной, Л. Кинга.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг.
Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте.
В исследовании рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью.
Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде.
Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»).
Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, а также проанализировать прагматические и психологические аспекты использования данного метода на практике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-
На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра; -
Описать отличительные черты подготовки
к интервью со «звездой»; -
Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы; -
Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками; -
Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами
Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Выбор конкретных приёмов и моделирование поведения определяется не только вышеперечисленными требованиями, но и особенностями и своеобразием спортивной личности, а также ситуацией, в которой берётся интервью. Вместе с тем, к процессу следует подходить творчески, так как беседа с использованием стандартных вопросов не привлечёт широкую аудиторию.
Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой».
Эмпирическим материалом
данного исследования были выбраны более 70 интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов
«Спорт FM» и Радио «Зенит». Дополнением к этому списку служат интервью автора исследования, в ходе его творческой практики на радио «Петербург». Представленные материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и характерными признаками построения беседы ведущими спортивными журналистами данного периода.
Положения, выносимые на защиту:
-
Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них; -
Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные; -
Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели; -
Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию
Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ
В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
В первой главе данного исследования будет проанализирован жанр интервью, и его трансформация в современном спортивном вещании Представлено, каким образом участие знаменитости привлекает дополнительную аудиторию для программы и разобран феномен персонификации информации.
1.1 Жанр интервью в спортивном вещании.
В журналистике интервью исторически возникло и развивалось, прежде всего, в печатной прессе. Однако сегодня этот жанр является одним из самых востребованных на радио, телевидении и в интернете. Привычные канонические жанровые рамки использования интервью раздвигаются. Оно становится не просто инструментом журналистского творчества, но и активным структурообразующим элементом спортивного информационного и аналитического вещания.
В современном информационном вещании интервью занимает особое место. Большинство журналистских материалов, которые выходят в эфире, построены как раз на основе интервью: студийные беседы, блиц-опросы у кромки и комментарии спикеров - всё это определяет ежедневную сетку вещания современных российских спортивных каналов.
Стоит ещё отметить, что интервью имеет свою особую специфику. Оно позволяет услышать собеседника, его голос, манеру говорить. Смотря интервью-беседы в прямом эфире, аудитория воспринимает не литературно обработанный текст, свойственный, например, для газет, а «живой», звучащий разговор.
В теории журналистики интервью рассматривают как жанр и метод.
«Жанровый», подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами.
Интервью как метод – это инструмент сбора информации, для которого характерна вопросно-ответная форма получения сведений.
Проще говоря, процесс общения ведущего со спикером, форма разговора, навыки и методы, которые применяют журналист в ходе беседы – все это определяется методикой интервью. А уже готовый обработанный материал, который имеет свою форму и структуру – это и есть жанр интервью.
Сегодня практически нет таких спортивных программ или передач, где в том или ином виде не использовалось бы интервью, как способ получения необходимых сведений, фактов и цифр. Очевидно, что интервью – наиболее драматургически выгодный метод подачи информации для зрителей и слушателей. Он позволяет обострить восприятие аудитории, расставлять необходимые акценты, направлять внимание на те сведения и факты, которые журналист считает наиболее значимыми. С другой стороны, может показаться, что интервью – один из самых лёгких способов получения и подачи информации. Практика же показывает обратное, при том что в спортивном вещании интервью зачастую становится главным составляющим популярной программы. Оно требует логики развития диалога, органичного движения мысли, насыщения интересным содержанием.
В то же время очень важно отметить, что самое большое влияние на аудиторию оказывает интервью с персоной, которая известна за пределами спортивной деятельности, так называемой «звёздой». И здесь журналисту необходимо обладать не только глубокими знаниями о предмете разговора, личности, с которой будет проводиться беседа, но и грамотно подготовить себя психологически