Файл: Понятие политической партии и подходы к её определению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современное демократическое государство немыслимо без политических партий, а партийная система является важным элементом демократической политической системы. В то же время формирование партийных систем - очень сложный процесс, определяемый множеством различных факторов и зависящий от конкретных исторических условий, в которых он протекает.     

Поэтому попытки прямого переноса организационных форм и институтов из стран с устоявшейся демократией в страны с формирующейся демократией редко заканчиваются успешно. В этой связи опыт государств, в которых политическая демократия еще только формируется, чрезвычайно важен для теоретического понимания общих закономерностей и социокультурных характеристик развития партийных систем, а также для разработки эффективных стратегий поддержки. демократические институты.  

Цель работы - дать системное и многоуровневое описание процесса становления партийной системы в современной России с внесением необходимых изменений и дополнений в теорию партий и партийных систем, которые сделали бы возможным применить существующие концептуальные схемы к современной российской действительности. Объект исследования - партии и партийная система современной России. Предметом исследования является формирование политических партий и партийной системы в их связи с эволюцией структуры фундаментальных социальных делений и формированием партийной системы современной России, с акцентом на те особенности, которые отличают эти процессы от других. на фоне мирового опыта, зафиксированного классической теоретической партологией.   

Понятие политической партии и подходы к её определению.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях


Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

1) понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б.Констан).

2) трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).

3) институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

Другие подходы к определению партий:

• партия - носитель идеологии;

• партия - длительное объединение людей;

• цель партии - завоевание и осуществление власти;

• партия стремится заручиться поддержкой народа.

Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных групп населения (как правило, экономических или национальных).

Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции -группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Классификация политических партий.

По характеру доктрин партии делятся на:

• революционные;



• реформаторские;

• консервативные;

• реакционные.

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

• государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);

• авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

• парламентские (действующие в конкурентных политических системах

Существует классификация партий по критерию организационной структуры:

• централизованные;

• децентрализованные;

• кадровые;

• массовые;

• партии с формально определенными принципами членства;

• партии со свободным членством.

По виду партийного руководства партии бывают:

• коллективного руководства;

• личностного руководства;

• харизматического руководства;

• консенсуального руководства.

Функции политических партий.

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции;

• представительство - выражение интересов определенных групп населения;

• социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

• идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

• участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

• участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

В современной политической истории различают четыре типа партийных систем:

• буржуазно-демократическая партийная система

Сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами:

- в обществе идет легальная борьба за власть;

- власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

- постоянно существует легальная оппозиция;

- между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

• социалистическая (фашистская) партийная система существует только одна легальная партия;

- партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата;

Возникновения такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

1. Законодательство о политических партиях


          Посвоейприродеправаполитическихпартийтесносвязанысправами

человекаигражданиназакреплённымивКонституцииРоссийскойФедерации,

посколькубазируютсянакомплексеполитическихправгражданнаобъединениенавыражениесвоегомнениянасвободусловаипризваны обеспечитьихполноценнуюреализациюВместестемносителемправзакреплённыхзапартиейявляетсясамапартиякакколлективныйсубъектане 

совокупностьграждансостоящихеёчленамиВзависимостиотсодержания 

праваполитическихпартийразделяютнатечтопринадлежатпартиисмоментаеёсозданияитекоторыевозникаютунеёсмоментарегистрацииеё 

региональныхотделенийболеечемвполовинесубъектовРоссийской 

Федерации.

Обретениепартиейгражданскихправиобязанностейсвязанныхсостатусом юридическоголицапроисходитсмоментарегистрациипартииСмоментарегистрацииполитическаяпартияимеетправо:

 учреждатьинформационныеагентстваполиграфическиепредприятиясредствамассовойинформациииобразовательныеучреждениядополнительногообразованиявзрослыхосуществлятьпредпринимательскуюдеятельностьидрПослерегистрацииполитическаяпартияприобретаетгражданскуюправосубъектностьивправевполномобъёмеосуществлятьдеятельностьпозащитесвоихправи представлениюзаконныхинтересовсвоихчленоватакжеустанавливатьиподдерживатьмеждународныесвязисполитическимипартиямииинымиобщественнымиобъединениямииностранныхгосударстввступатьвмеждународныесоюзыиассоциацииИнаконецсмоментапредставлениясведенийорегистрациирегиональныхотделенийболеечемвполовинесубъектовРоссийскойФедерациипартияприобретаетправонаучастиеввыборахворганыгосударственнойвластииместногосамоуправления.

В качестве общественного объединения политическая партия является

обладателем ряда субъективных прав, закреплённых в Федеральном законе «Об

общественных объединениях». Кроме того, политическая партия имеет ряд

присущих лишь ей прав, которые, наряду с основными правами, присущими

всем общественным объединениям, закреплены в статье 26 Федерального


закона «О политических партиях».

Комплекс субъективных прав политических партий немыслим без установления обязанностей, определяющих линию необходимого должного поведения политических партий. При этом всему корпусу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность общественных объединений, присущ определённый дисбаланс предметно обозначенных прав и обязанностей, фиксируемых в законодательстве. В рамках этой уже успевшей сложиться правовой традиции юридические обязанности в основном предстают как продолжение их прав, законодательно закрепляющих определённую возможность их действий, однако обязанностям присущ момент императивности, что отличает их от субъективных прав. В частности, политическая партия обязана:

  • Соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

  • Ежегодно представлять в уполномоченные органы (Росрегистрацию) информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделённых правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии принимать участие в выборах, а также копии сводного финансового отчёта политической партии о поступлении и расходовании средств в отчётном году;

  • Допускать представителей органов юстиции на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, её региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

  • Заблаговременно информировать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на эти мероприятия;

  • Ежегодно представлять в уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, её региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты (в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня);

  • В течение трёх дней информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных  в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (за исключением сведений о полученных лицензиях).