Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление: 44.03.01 Педагогическое образование профиль: Дошкольное образование
Выполнил: бакалавр 3 курса заочной формы обучения
Павлова Ирина Владимировна Научный руководитель: д.п.н., профессор
Шмачилина-Цибенко С.В.
Объект исследования: процесс образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Предмет исследования: условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
- Цель исследования: разработать комплекс занятий направленный на повышение уровня формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Образовательная деятельность – целенаправленный процесс обучения и воспитания, как в собственных, так и в интересах общества и государства, с установлением определенных уровней при их достижении
Задача 1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать сущность и особенности формирования навыков безопасного поведения в процессе образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
- Незнание правил безопасности
- Отсутствие сознания опасности
- Невнимательность к происходящему
- Неумение владеть собой
Особенности формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
- научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке
- воспитать у него самостоятельность и ответственность
- уметь находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для своего здоровья
Формирование навыков безопасного поведения следует рассматривать как комплекс процессов, направленных на обеспечение безопасности детей в различных ситуациях, с обязательным установлением всех потенциальных рисков или угроз, которые могут оказать воздействие в аспекте разнообразия жизнедеятельности
Задача 2. Выявить комплекс условий формирования навыков безопасного поведения в процессе образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Традиционные:
наглядные, практические, словесные,
Основанные на инновационных педагогических технологиях:
метод проектов, кейс-метод, интерактивная игра.
Средства формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- иллюстрации, плакаты;
- дидактические и настольно-печатные игры;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения;
- макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (водителей, пешеходов, регулировщиков);
- дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- подборки художественной литературы по теме.
Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
- Организационное (занятия)
- Компетентность педагога
- Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
- Развивающая предметно-пространственная среда
Психолого-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
- уважительное отношение взрослого к ребенку;
- взаимодействие детей с другими детьми;
- соответствие форм и методов возрастным и индивидуальным особенностям;
- поддержка инициативы и самостоятельности;
- возможность выбора;
- вовлечение семьи.
Результаты констатирующего этапа исследования
Задача 3. Организовать и провести опытно-поисковую работу по выявлению навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного опыта в процессе образовательной деятельности.
База исследования: МБДОУ «Большереченский детский сад», р.п. Большеречье
Участники исследования: дети старшей группы детского сада, в количестве 18 человек. Возраст детей – 5-6 лет
Рисунок.1.- Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о правилах поведения с незнакомыми людьми, своего И.Ф., дом. адреса, Ф.И.О. родителей»
Рис.2 Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о ядовитых рас-тениях, правил поведения с животными и правил поведения на воде»
Результаты констатирующего этапа исследования
Рис.3 Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание об опасных предметах, электроприборах и правила обращения с ними»
Рис.4 Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о дорожных знаках, об устройстве улицы, о светофоре, правил поведения в общественном транспорте и правил поведения во время игр»
Рис.5 Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о роли гигиены, режима дня, физ. упр., закаливания и правильного питания для здоровья, частей тела человека»
Результаты констатирующего этапа исследования
Рисунок - 6. Исходные уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателям 5-ти разделов на констатирующем этапе
Формирующий этап исследования
Комплекс занятий | |
Раздел 1 «Ребенок и другие люди» Цель: обучение правилам личной безопасности, представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми | Занятие1 «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Занятие 2 «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» . |
Раздел 2 «Ребёнок и природа» Цель: формирование знаний о правилах контакта с животными и на водоёмах, о ядовитых растениях. | Занятие 3 «Осторожно, ядовитые растения!» Занятие 4 «Контакты с животными и безопасность общения с ними» Занятие 5 «Безопасное поведение на водоёмах». |
Раздел 3 «Ребёнок один дома» Цель: ознакомление с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. | Занятие 6 «Электроприборы в доме» |
Раздел 4 «Ребенок на улицах города» Цель: знакомство детей с правилами поведения на улицах города. | Занятие 7 "Дорога безопасности" Занятие 8 «Дорожные знаки» Занятие 9 «Дорога и я» Занятие 10 «Игры во дворе» |
Раздел 5 «Здоровье ребенка» Цель: формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. | Занятие 11 "Витамины и их значение в жизни человека» Занятие 12 «Как устроен человек» Занятие 13 "Режим дня" |
Задача 4. Разработать и апробировать на практике комплекса занятий по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности ДОУ
Контрольный этап исследования
Задача 5. Представить и обосновать результаты опытной работы по апробации комплекса занятий по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности
Рисунок – 7. Сравнительные результаты уровней сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о правилах поведения с незнакомыми людьми, своего И.Ф., дом. адреса, Ф.И.О. родителей» на констатирующем и контрольном этапе исследования
Рис.8 Сравнительные результаты уровней сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о ядовитых растениях, правил поведения с животными и правил поведения на воде» на констатирующем и контрольном этапе исследования
Контрольный этап исследования
Рис.9 Сравнительные результаты уровней сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание об опасных предметах, электроприборах и правила обращения с ними» на констатирующем и контрольном этапе исследования
Рис.10 Сравнительные результаты уровней сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о дорожных знаках, об устройстве улицы, о светофоре, правил поведения в общественном транспорте и правил поведения во время игр» на констатирующем и контрольном этапе исследования
Рис.11 Сравнительные результаты уровней сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников по показателю «знание о роли гигиены, режима дня, физ.упр., закаливания и правильного питания для здоровья, частей тела человека» на констатирующем и контрольном этапе исследования
Результаты контрольного этапа исследования
Рис.12 Итоговые уровни сформированности навыков безопасного поведения у старших дошкольников возраста по показателям 5-ти разделов на контрольном этапе
Проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы, о том, что процесс формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности будет результативным, если:
- Будет определена сущность и содержание образовательного процесса в формировании навыков безопасного поведения;
- Актуализированы идеи формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста;
- Определены методы, средства и технологии формирования навыков безопасного поведения, а также возможности оптимизации условий образовательного учреждения
Благодарю за внимание!
Заключение
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление: 44.03.01 Педагогическое образование профиль: Дошкольное образование
Выполнил: бакалавр 3 курса заочной формы обучения
Павлова Ирина Владимировна Научный руководитель: д.п.н., профессор
Шмачилина-Цибенко С.В.