Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Диагностика и профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте
Выполнил студент группы 401
Анастасия Сергеевна Балаганова
Направление 050700.62 Педагогика,
профиль: Психологическое сопровождение
образования лиц с проблемами в развитии
Форма обучения очная
Научный руководитель Орлова Т.Г,
старший преподаватель кафедры специальной психологии
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
Основная часть
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы суицидального поведения у подростков
.1 Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения у подростков
.2 Особенности подросткового возраста
1.3 Суицидальное поведение в подростковом возрасте, психологические проблемы
1.4 Профилактика суицидального поведения
Глава II. Методы экспериментального исследования
.1 Методы исследования уровня суицидального риска и самооценки подростков
.2 Статистические методы
Глава III. Экспериментальное исследование уровня суицидального риска у подростков и самооценки
3.1 Организация эксперемента.Описание практической базы исследования и этапов эксперемента
.2 Констатирующий этап эксперемента. Результаты первичной диагностики уровня самооценки и суицидального риска у подростков
.3 Формирующий этап эксперемента. Психологическая коррекция самооценки и суицидального риска подростка
.4 Контрольный этап эксперемента. Анализ и оценка результатов эксперементального исследования
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. За последние пять лет, самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по числу самоубийц. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного «суицидального шантажа». Актуальность исследования обусловливается тем, что суицидальное проявление современных подростков, а в особенности в пубертатный период, является одной из наиболее актуальных социально-психологических проблем общества.
Цель исследования: изучение мотивов, причин суицидального поведения в подростковом возрасте, разработка и реализация психопрофилактической программы, и проверка её эффективности.
Задачи исследования:
. Изучить специфические особенности суицидального поведения. И провести диагностику с целью выявления риска суицидального поведения у подростков.
. Разработать и апробировать коррекционную и профилактическую программу. Провести профилактические занятия по устранению суицидального риска у подростков и повышение их самооценки.
. Провести сравнительный анализ риска суицидального поведения подростка, и сравнить уровень самооценки контрольной и экспериментальной группы, с целью проверки эффективности профилактической и коррекционной программы.
Объект исследования
: суицидальное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования: причины риска суицидального поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: профилактическая и психокоррекционная работа с подростками имеющие риски к суицидальному поведению, будет эффективна: При условии, если будет разработана и проведена в системе профилактическая программа, по снижение у подростков суицидального риска и повышению у них самооценки.
Теоретическая база исследования: Методологическую и теоретическую основу исследования составили об этих Э. Дюркгейма, А. Амбрумова, Т. Вашек, А. Лесной, В. Мушинского, В. Рыбаки, Бердяев Н.А, Бойко И.Б, Вроно Е.М, Гилинский Я., Румянцева Г., и других по вопросам профилактики суицидального поведения подростков.
Методы исследования:
. Эмпирические: методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник Казанцевой Г.Н.). Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)
. Статистические: Т-критерий Вилкоксона, U- критерий Манна-Уитни.
Практическая база исследований: Исследование проходило на базе муниципального общеобразовательного учреждения Краснообская средняя общеобразовательная школа № 1 Новосибирского района Новосибирской области для детей с нормой в развитии.
Всего было опрошено 62 человека. Для обследования было взято 20 человек учащихся, 7-8 класса, из них 10 человек склонны к суицидальному поведению и 10 человек без склонности к суицидальному поведению. Средний возраст 14-15 лет.
Организация исследования: исследования проводилось с января 2014 по апрель 2014 в соответствии с поставленными целями и задачами.
Практическая значимость: значимость дипломной работы заключается в разработке и реализации программы профилактики на повышение уровня самооценки подростка, и устранения суицидального риска. Программа может применяться в системе общего и специального образования.
Структура дипломной работы
Работа изложена 111 страница описного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы и приложения. Работа содержит, 6 рисунков. Список литературы включает источника.
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы суицидального поведения у подростков
1.1 Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения
Суицид (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Суицидальное поведение - различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. Внутренние формы:
• антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);
• пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);
• суицидальные замыслы;
• суицидальные намерения.
Внешние формы:
• суицидальные высказывания;
• суицидальные попытки;
• завершенный суицид.[18,165]
Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. [4, 144]
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой - сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Как отмечает Н.A. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству».
Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, несмотря на невзгоды, и что заставило поднять на себя руки?
Если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл - только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. Как писал Н.A. Бердяев: «Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука» [6]. Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Иными словами, суицидогенные события - это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, - он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения [28].