Файл: Курсовая работа на тему Верования народов древнего Китая.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Верования народов древнего Китая
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………..…2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3-4
ГЛАВА I. ВЕРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ХУАНХЭ………..…5-9
ГЛАВА II. ВЕРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ЯНЦЗЫ……..….10-15
§ 1. Ранние неолитические культуры(IX-IV тысячелетия до н.э.)……10-11
§ 2. Культура Лянчжу – царство Мо……………………………………12-14
§ 3. Культуры среднего течения Янцзы……………………….………..14-15
ГЛАВА III. ВЕРОВАНИЯ В ЭПОХИ ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ…………….16-22
§ 1. Духовные практики и культы эпохи Шан-Инь………………...….16-19
§ 2. Духовные практики и культы эпохи Чжоу…………………….…..19-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………23-24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Духовная сфера жизни является неотъемлемой частью жизни любого архаического общества. Даже в современном Китае различные верования и традиции играют большую роль в жизни людей, и немалая их часть впервые появилась именно в эпоху Древнего Китая. Под термином «Древний Китай» в исследовании подразумевается весь период неолита на территории Китая и эпохи Шан-Инь и Западная Чжоу. Более поздние эпохи, традиционно относящиеся к понятию «Древний Китай», в исследовании не представлены. Термин «верования» подразумевает весь комплекс духовных представлений и культов населения Древнего Китая, а термин «народы» – этническую общность хуася, и их предков, а также аустрические народы – предки вьетов и современных национальных меньшинств Юго-восточного Китая.
Актуальность темы состоит в выяснении религиозных культов и представлений неолитических и архаических обществ. Некоторые древние культы, которые существуют на протяжении тысячелетий, до сих пор являются актуальными для некоторых народов, например жителей Китая, так что изучение этой темы является актуальным.
Целью работы является определение верований народов Древнего Китая.
Задачи ставятся следующие: определение ритуальных предметов; определение ритуальных животных; определение сути ритуалов и ритуальных изделий.
Хронологические рамки работы ограничиваются IX тысячелетием до нашей эры и эпохами Шан-Инь и Западная Чжоу, так как охватываемый временной диапазон относится к эрам неолита и бронзового века на территории Китая, что позволяет затронуть древнейшие культы.
Территориальными рамками обозначаются бассейны рек Хуанхэ и Янцзы, потому что это два древнейших очага цивилизации на территории Китая, где зародилась большая часть китайских культов и верований.
Обзор литературы. Большая часть использованной при написании работы литературы представляет собой обобщающие труды по истории Китая, ибо именно в них содержалась основная и наиболее полная информация о верованиях в Древнем Китае(первый том трёхтомной «Истории Китая» Л.С. Васильева, монография коллектива авторов: A.A. Бокщанина, О.Е. Непомнина, Т.В. Степугиной – «История Китая: древность, средневековье, новое время», первый том четырёхтомного издания «Истории Китая», написанного учёными Пекинского университета, первый том десятитомной «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века», разработанной российскими синологами, и монография Джона Кея «Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна»).
Кроме того, был использован советский учебник: «Археология зарубежной Азии», в котором даётся объяснение некоторым находкам, имеющим религиозный характер, другая монография Л.С. Васильева, которую автор посвятил отчасти духовной культуре Древнего Китая, статья М.А. Кудиновой, подробно объясняющая культовое предназначение собаки в эпоху неолита в Китае, и статья с сайта Синология.Ру, где автор подробно описывает разнообразные культы разнообразных неолитических культур Китая.
ГЛАВА I. Верования населения бассейна Хуанхэ
Первые религиозные представления у предков китайцев возникли ещё в эпоху палеолита, 25 тысяч лет назад. В пещере Шаньдиндун были найдены трупы, окрашенные в красный цвет, а также обработанные специально для покойников камни и ракушки. Этот ритуал передавал идею воскрешения и был характерен для многих палеолитических культур Евразии.
Впервые проблему религиозных представлений неолитического населения Китая начал исследовать шведский археолог Ю. Андерсон. Позже попытки исследования предпринимали почти все учёные, занимавшиеся вопросами духовной культуры Китая. Высказывались точки зрения о существовании сложной системы мировоззрения с различными космологическими теориями и полноценными мифологическими сюжетами, однако такие выводы имеют лишь гипотетический характер, так как они основываются по большей мере на проведении параллелей с религиозными традициями других народов, а также на гораздо более поздних нарративах китайских духовных сюжетов и практик. Само по себе изучение обрядов неолитического Китая в религиозном смысле началось относительно недавно
1.
Сопоставительный анализ различных памятников и артефактов позволяет говорить о существовании в неолитическом Китае по меньшей мере трех генеральных религиозных феноменов: погребального культа, культа плодородия и культа животных
Судя по данным археологических раскопок, у древних земледельцев Китая присутствовали элементы тотемизма в религии. Нередки изображения черепах, лягушек, рыб и других животных. Находки в Баньпо свидетельствуют о существовании зооантропоморфных изображений – изображений человека и животного как единого существа. Примером может служить найденная фигурка человека-рыбы с большой рыбьей головой и человеческим лицом. С другой стороны, не стоит трактовать любое животное изображение как свидетельства тотемизма.
Как и для любой другой первобытно-земледельческой общности, для древнего населения Китая был характерен анимизм. Он заменил собой тотемизм и являлся главным духовным культом вплоть до установления династии Чжоу, в которой главенствующую роль станет играть культ предков.
Анимистические представления можно проследить в первую очередь по исписанным керамическим сосудам, причём учёными было обнаружено, что по типу и характеру узора, семантике орнамента между древнекитайскими изделиями и аналогичными предметами из других евразийских культур существует определённое сходство. В качестве примеров анимистических верований можно привести солярные знаки, выполненные в виде кругов, лунные – в виде рожка, спирали он связывает с движением или небосвода, или солнца, или даже времени. Эти изображения можно связывать с зарождением у древних китайцев культа Неба, который станет одним из важнейших культов китайской царской и императорской власти2.
Культ мёртвых был чрезвычайно развит в Китае ещё во время неолита. Провожая человека в загробный мир, в его могилу клали оружие и орудия умершего, утварь, одежду и так далее. Идея погребального обряда проста и очевидна всем народам – душа человека не умирала, а, напротив, оставалась жить в реальном мире. Ряд исследователей считает, что, помимо культа мёртвых, существовали и представлении о возможности реинкарнации, что можно проследить по особым узорам на керамике – двум параллельным зубчатым линиям, которые Ю. Андерсен назвал «символами смерти». В отличие от других орнаментов, эти линии выполнялись красным цветом, который имел ритуальное значение, он являлся «цветом крови».
Например, культуре Яншао присущи групповые (чаще всего парные) и коллективные(50-80 человек) захоронения. Хоронили умерших на кладбищах, расположенных за поселением, в ряде случаев они были расположены за естественными преградами, такими как реки. Это даёт основания полагать, что в яншаоскую эпоху уже существовали представления о мире живых и мире мёртвых. При этом не существует существенных отличий между женскими, мужскими и смешанными захоронениями. Велика вероятность осуществления практики вторичных захоронений. При вторичных захоронениях усопшие перезахоранивались в новой общей могиле в соответствии с обычаями местного клана или семьи, то есть в одной могиле находились представители одного и того же клана или семьи. Предположительно, умерших перезахоранивали спустя определённое количество времени.
Ритуал отправления покойников в другой мир для детей и взрослых отличался. Детей помещали в большие керамические урны и хоронили прямо на территории поселения. Эти сосуды выделяются на фоне остальных своими разноплановыми и развитыми художественными сюжетами охоты и религии. Часть этих урн была найдена в комплексе Хуншаньмяо, относящемуся к яншаоподобной культуре Мяодигоу. Для взрослых же рыли ямы на кладбищах, рядом с ними, под их ногами часто располагали керамические сосуды, но иногда в захоронениях можно обнаружить предметы быта, орудия труда и украшения. Стоит упомянуть, что более богатый инвентарь встречается в женских захоронениях, поэтому ряд исследователей считает, что у яншаосцев существовал материнский род как основа общественной организации. Другой точкой зрения является возможное магическое воздействие таких захоронений на плодородие женщин.
По результатам исследований погребальных инвентарей в различных культурах можно заявлять о существовании в неолитическом Китае социального расслоения. Так, рассматривая культуру Давэнькоу, можно обнаружить, что представители этой культуры уже имели социально-стратифицированное общество. Общество Давэнькоу имело, исходя из размеров могил и состава погребальной утвари, четыре социальные группы, разделенных по социальному статусу и богатству. Для этой культуры был характерен новый погребальный инвентарь, который включал в себя деревянный гроб и особые наборы керамической утвари. Эти предметы были призваны отметить привилегированное положение аристократии и царей. Вместе с этим развивается представление о загробной жизни. Так, например, в могилах культуры можно обнаружить супружескую пару и четверо рабынь, которые должны были служить своим хозяевам даже после смерти. Впоследствии такого рода захоронения станут очень распространёнными в эпоху Шан-Инь
3.
Культ плодородия был одним из самых популярных культов древних людей. Древние китайцы не были исключением. Широко использовались раковины каури, которые в древности имели функцию не только денег и показателя статуса, но и были символом женской плодовитости. Помимо раковин, свидетельства существования культа плодородия и женского начала обнаруживаются на керамических сосудах. Исследователи чаще всего ассоциируют многочисленные изображения треугольников именно с идеей плодородия, причём не только матери, но и земли4. Помимо этого, в комплексе Хоутайцзы были найдены относящиеся к седьмому тысячелетию до нашей эры глиняные статуэтки, изображающие женщин в позе эмбриона с округлым животом. Другой пример был найден при изучении культуры Нюхэлян. Здесь были найдены древнее святилище и остатки монументальных женских скульптур. Большинство образов – обнажённые, беременные женщины в различных позах. Эти находки позволяют заявить, что в северо-восточных культурах главенствовал культ плодородия, который связывался с женским началом.
Важнейшим минералом, без которого невозможно представить неолитическую культуру Китая и культуру Китая в целом, является нефрит, который, тем не менее, являлся не единственным материалом, с которым связаны духовные представления.
Самые ранние находки нефритовых изделий относятся к шестому тысячелетию до нашей эры. Они принадлежат культуре Синлунва: здесь были найдены нефритовые кольца. Помимо украшений, они использовались как средство общения между с богами.
Позднее нефрит получает значение предмета роскоши и знатности. По количеству нефритовых изделий можно определить социальное положение захоронённого. По-прежнему изделия из нефрита сохраняли свою функцию украшения. Культуре Хуншань типичны подвески в форме облака, черепах и др.
В дальнейшем ритуальные изделия из нефрита будут использоваться для поклонения Небу, например плоские круглые диски с круглым отверстием в центре. Похожие изделия, но в форме квадрата, использовались для общения с небесными и земными духами.
В конечном счёте именно в эпоху неолита появились наиболее характерные для Китая формы религиозных культов, такие как погребальный культ, культ предков и культ плодородия.
ГЛАВА II. Верования населения бассейна Янцзы