Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел I. Общие проблемы философии науки
1.Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.
Нау́ка — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется обобщения или синтез новых знаний, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществлять прогнозирование.
Функции науки:
1.познавательная. это поиск новых знаний. реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения теоретических знаний. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы (пример открытие европейцами новых торговых путей в Америку Африку)
2. мировозренческая. Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира, то есть понимание человеком всей системы мироустройства. ( пример земля плоская и что ледниковый период был не единственным, он снова повторится)
3.производственная. она отвечала за внедрение новых знаний в производство. Это разработка новых технологий, инженерных решений.
4. культурная. Эта функция проявлется в обучении и воспитании человека. здесь происходит стык науки и образования. Информация о технология, новых открытиях и технологий вскоре появятся в школе и универ.
5.социальная. эта функция относительно новая. она состоит в использовании достижения науки в гос. проектах.
Появление науки В современной исследовательской литературе нет единого мнения о времени появления науки. Одни считают, что момент ее рождения установить в принципе невозможно, она всегда сопутствовала жизни человека. Некоторые находят исток науки в античности, т.к. именно здесь было впервые применено доказательство (доказательство Пифагором теоремы в $VI в. до н.э.$). Также появление науки связывают с созданием классической методологии научного познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) или с идеей классического европейского университета, соединяющего в себе педагогические функции и функции научной лаборатории (А. фон Гумбольдт).
Обыденное сознание понимается как совокупность представлений, установок и стереотипов, возникающих в непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от научного невысокой строгостью, недоказательностью знаний, которыми оно располагает
Этапы развития науки
Замечание 1 Наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука.
1. 1 этап. Наука в древности характеризует синкретичностью, нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Кроме этого, зачатки науки этого периода основывалась на религиозных, мифологических, магических воззрениях. Настоящий прорыв для науки древности и это открытия в геометрии, произведенные в Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции. Древние греки начинают мыслить мир абстрактными категориями, оказываются способными делать теоретические обобщения наблюдаемого. Этому доказательством служат рассуждения древнегреческих философов о первоначалах мира и природе. Предметом научных рассуждение на этапах ее зарождения являлся в целом универсум. Человек понимался как органического часть этой целостности.
2. 2 этап. Христианский этап развития науки связан с переосмыслением античных научных достижений. Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология. На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов. Предметом средневековой науки было прояснение природы Бога, мира как Его творения и взаимоотношения «Бог-человек».
3. 3 этап. Наука Нового времени отличается антирелигиозной направленностью. Христианские максимы и положения выводятся из сферы науки, оставаясь всецело уделом теологии, которая также теряет приоритетное положение в данную эпоху. Авторитетом становится естествознание, основанное на математике. Начало эпохи Нового времени ознаменовано научной революцией. Нововременная эпоха занята выработкой методологии (Ф. Бэкон). Для Ф. Бэкона – наука — это сбор эмпирических данных и их анализ. Достигнув определенного количества, знание может рождать новое качество, образовывать закономерности, тем самым расширяя представления человека о мире. Для нововременной науки крайне важен опыт и эксперимент. Наука Нового времени ввела новую онтологию, имеющую материалистические установки, окончательно утвердила гелиоцентрическую систему мира. Для ученого $XVII в.$ окружающий мир – это исследовательская лаборатория, открытое для исследования пространство. В $XVIII-XIX вв.$ указанные тенденции в развитии науки получили свое продолжение. Естественные науки окончательности закрепили за собой эталон научности. В эпоху 4. 4 этап. Появление современного этапа развития науки связано с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX вв. и открытием А. Эйнштейном теории относительности. Современная наука включает в себя неклассический и пост неклассический типы рациональности. Ее методология основывается на вероятностных и синергетических методах познания.
Замечание 2 Предмет изучения современной науки – микро-, мезо - и макроуровни реальности в их единстве.
2. Роль науки в жизни общества. Наука как социальный̆ институт.
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Наука как социальный институт включает в себя:
1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;
2. разделение и кооперацию научного труда;
3. четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;
4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;
5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
3. Структура научного знания: фундаментальная и прикладная наука; эмпирическое и теоретическое знание.
Эмпирический уровень научного знания
Эмпирический уровень связан с непосредственным контактом с изучаемым предметом. Этот уровень включает в себя следующие элементы:
-
Эмпирическое высказывание – описание наблюдаемого единичного события. -
Факт – это событие, у которого ученый выделяет основные свойства, устанавливает параллели. -
Эмпирические законы – это обобщения высказываний и фактов с целью выведения закономерности, которая может быть приложима к аналогичным явлениям или процессам в будущем. -
Феноменологические теории – наиболее высокая ступень обобщения в рамках эмпирического уровня, являющая собой совокупность эмпирических теорий.
Указанные четыре уровня различаются между собой количеством используемой информации, дальше изучения данных, полученных из опыта, они не идут.
Основными методами эмпирического уровня научного знания являются наблюдение, эксперимент, сравнение.
Теоретический уровень научного знания
Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом.
Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.
В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы:
-
Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира. -
Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.
В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы.
Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.
Метатеоретический уровень научного знания
Метатеоретический уровень занять в целом общенаучным обобщением. Он связан с конкретной научной парадигмой и поэтому не имеет всецело универсального характера.
Содержание метатеоретического уровня науки двояко: с одной стороны, он включает в себя научную картину мира и господствующую методологию научного исследования, с другой стороны, его содержанием являются фундаментальные основания науки.
К спектру оснований науки исследователи относят:
-
научные идеалы, смысловые, методологические и ценностные установки, которым придерживается большинство ученых; -
господствующую картину мира, представление о структуре и специфике бытия как такового; -
философские основания и максимы, представляющие собой обобщенное осмысление в целом научности и дающие методологию исследования.
Замечание 1
Итак, научное знание, имея в своей структуре рассмотренные три уровня, является себя единством, служащим пониманию мира.
4. Типы научной рациональности. Классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональность.
Классический тип рациональности
Появление классической рациональности связано с философией Нового времени. В первую очередь, с Рене Декартом, одним из основных разработчиков методологии нововременной науки, берущей за основу идеи рациональности, при этом отказывающейся от мистики, присущей христианскому периоду в развитии науки. Бог здесь является одной из истинных субстанций, наравне с другими.
Целью нововременных рационалистов было установление науки, естествознания и математики, как одного из центральных явлений духовной жизни человека.
Классический рационализм – это уверенность в том, что разум, руководимый правильными методами (Ф. Бэкон и Р. Декарт предлагают в своих философских проектах таковые), способен разгадать загадку природы, познать ее и достичь научного понимания божественного бытия.
Кроме того, вера в силу разума распространялась не только на сферу науки, но и на устройство общества. Классическая рациональность уверена, что общество можно построить согласно разумным началам.
Если в $XVII веке$ философы науки стремились обрести чистую, непогрешимую методологию познания, то в $конце XIX века$ происходит новая научная революция, что послужило появлению неклассической рациональности.