Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 501
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, наука не должна содержать ценностных суждений.
Конечно, такое лаконичное решение мало кого устроит. Первая посылка применительно к социальному знанию вполне может оспариваться. Кто-то может отрицать и второй тезис и тем или иным способом доказывать возможность объективности ценностей. Такого мнения, например, придерживались неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт, отстаивая существование объективных ценностей.
Однако наиболее известна в этом плане позиция М. Вебера, который считал, что существует многообразие субъективных ценностей, и одновременно выдвигал постулат об объективной, свободной от оценок социальной науке. Согласно Веберу, существует фундаментальное различие между фактами и ценностями. Социальный ученый должен говорить лишь о фактах, но не о ценностях. Разумеется, он может исследовать, на какие ценности ориентируются изучаемые им агенты социальной деятельности. Но это также вопрос фактов. Как гражданин социальный ученый может занимать определенную политическую и идеологическую позицию в отношении ценностей. Но, решив стать ученым, он должен оставить эту позицию в стороне и заменить ее позицией исследователя, определяемой лишь научной проблемой. В этой позиции действуют методы науки, процедуры контроля и эмпирической верификации предлагаемых решений проблемы. В этом смысл веберовского тезиса об объективности социальных наук и их независимости от ценностных моделей, которые принимают практически действующие люди. В результате, несмотря на широкий исторический и культурный плюрализм ценностей, наука может вырабатывать объективное и интерсубъективное знание: «Правилен и всегда останется таковым тот факт, что методически корректная научная аргументация в области социальных наук, если она хочет достигнуть своей цели, должна быть признана правильной и китайцем» Вебер М.
18. Технический и экономический аспект модернизации. Проблема «догоняющей экономики». Информационные аспекты модернизации экономики.
Модернизация, техническое перевооружение и прогрессивная структурная перестройка российской экономики на основе использования новейших инновационных технологий (в т.ч. нанотехнологий, биотехнологий и т.п.) являются важнейшими условиями эффективного инновационного развития страны и роста конкурентоспособности отечественной продукции. Все это позволит уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов и действительно осуществить структурную перестройку отечественной экономики, о необходимости которой говорится уже очень давно. Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока еще нередко отождествляют с сырьевым придатком развитого мира.
При осуществлении модернизации большое значение имеет также учет региональных и отраслевых особенностей. Так, например, в республиках, которых в РФ насчитывается 21 (т.е. практически четвертая часть всех субъектов РФ), одной из важнейших форм модернизации будет являться возрождение народных промыслов, некогда развиваемых титульными нациями этих республик. В Удмуртской республике к такого рода промыслам относится льноводство, которое здесь интенсивно развивалось и в царский период развития страны, и на первых этапах существования советской власти. Тогда Удмуртия входила в тройку регионов, являющихся крупнейшими в стране производителями льна и изделий из него.
Следует отметить, что нефтяная и газовая промышленности и в советский период входили в ядро народнохозяйственного комплекса страны. Более того, учитывая высокие мировые цены на нефть в 70-80-е гг., нефтяная промышленность могла стать ключевым элементом ядра советской экономики, способным быть основой для структурной перестройки, модернизации и реконструкции всей советской экономики, подобно тому, как это случилось в Саудовской Аравии и Ираке. К сожалению, вместо того, чтобы стать источником резкого повышения эффективности и уровня интенсификации общественного производства, нефтедолларприбыли просто проедены. Так была упущена реальная возможность осуществить структурную перестройку и модернизацию советской экономики (и тем самым поднять ее технико-экономический уровень до мирового) в один из наиболее благоприятных периодов ее развития.
Правда, следует добавить, что огромная Россия - это не небольшая Саудовская Аравия, которой хватило бы по большому счету лишь одной нефти, чтобы за 15 лет войти в число наиболее развитых государств "третьего мира". Поэтому в экономическое ядро народнохозяйственного комплекса России, помимо нефтяной и газовой отраслей промышленности, должны входить и другие элементы. Сказанное тем более справедливо в условиях обвального спада производства, в том числе и в нефтегазовом комплексе страны.
Теория экономического ядра в условиях переходного периода крайне актуальна в значительной мере и потому, что ее положения являются теоретической основой разработки концепции структурной перестройки экономики. Как свидетельствует мировой опыт, для того, чтобы осуществить структурную перестройку экономики, необходимы значительные финансовые и материальные ресурсы. Учитывая, что ресурсы всегда ограничены (это особенно актуально в отношении переходных процессов и состояний), необходимо разработать и проранжировать комплекс мероприятий, нацеленных на повышение эффективности экономики, причем в соответствии с теорией экономического ядра к приоритетным следует отнести мероприятия оказывающие наибольшее влияние на всю социально-экономическую систему (иначе говоря, следует учитывать синергетический эффект каждого мероприятия).
Изучив вопросы развития информационных технологий, их классификацию, способы инвестирования ИТ-проектов, а также роль информационных технологий в модернизации экономики государства, можно сделать следующие выводы.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
История возникновения и развития информационных технологий не столь велика, но за этот короткий путь им удалось пережить триединую революцию: технологическую, регуляторную и организационно-структурную.
После 1995 г. инвестиции в материальные активы, включая ИТ-оборудование и программное обеспечение, являются наиболее важным фактором роста экономики. Инвестиции в ИТ способствуют «углублению капитала»: они повышают капиталовооруженность работников и, соответственно, эффективность производства и производительность труда.
В марте 2013 г. правительство России утвердило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г., разработанный Минэкономразвития по указу президента Владимира Путина, и затрагивающий, в том числе, и ИТ-рынок.
Власти спрогнозировали темпы развития и объем ИТ-рынка до указанного срока с учетом нескольких возможных сценариев развития российской экономики. В частности, Минэкономразвития выделило три основных сценария: консервативный (характеризуется умеренными долгосрочными темпами развития на основании активной модернизации ТЭК при относительном отставании в гражданских и высоких технологиях), инновационный (опирается на развитие транспортной инфраструктуры и высокотехнологичных производств наряду с модернизацией ТЭК) и целевой (форсированный) сценарий (характеризуется повышенной формой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого сектора и значительным притоком иностранного капитала).
Приоритетом государства станут информатизация основных областей экономики и развитие технологий, обеспечивающих высокую производительность труда и эффективность отраслей, дающих основной вклад в валовой внутренний продукт. Успешная реализация такого подхода создаст стимулы к технологическому развитию самой отрасли информационных технологий. Расширение применения информационных технологий в государственном секторе, развитие электронных услуг и инвестиции в инфраструктуру способствуют более широкому применению информационных технологий в частном секторе и станут катализатором их распространения в корпоративном секторе.
Барьером для глобального проникновения на российский рынок ИТ является неготовность заказчика, а также недостаточная компетенция исполнителя. В связи с вступлением России в ВТО и переходом на рынок зарубежных исполнителей, эти препятствия можно считать временными.
В рамках данной работы был проведен анализ состояния информационных технологий в России. Были сравнены статистические данные с европейскими. Отметили наиболее значимые направления информационных технологий. Была выявлена стратегия модернизации экономики с помощью информационных технологий, а так же условия ее выполнения. Подводя итог исследованию, касающемуся развитию информационных технологий и модернизации экономики непосредственно плодами этого развития, нами сделан вывод о том, что не смотря на кажущуюся лёгкость данной стратегии, всё-таки это является весьма сложной задачей для государства. Это, в первую очередь, связано с тем, что такие изменения не проходят быстро и без внушительных экономических затрат, но и конечно, нужно учитывать адаптацию общества к таким изменениям.
19.Актуальность инновационных процессов в национальной и глобальной экономике. Модернизация экономики и проблемы российской потребительской культуры
инновации - это трансформация (превращение) креативных результатов труда в новые продукты, технологии или услуги, используемые в практической деятельности и обеспечивающие рост конкурентоспособности.
Главная функция инноваций состоит в том, что они обусловливают экономическую и социальную динамику, т.е. развитие, прогресс экономики и общества в целом.
Классификацию инноваций можно осуществлять по ряду признаков: степени новизны, областям применения, характеру удовлетворения потребителей и инновационной активности, масштабам инвестиций, их эффективности к другим параметрам.
В современной экономике роль инноваций велика. С одной стороны, они обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятия, возможность получить высокий доход. В рыночной экономике инновации являются эффективным средством конкурентной борьбы, так как способствуют снижению издержек производства, росту прибыли, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и завоеванию новых рынков.
Управление конкурентоспособностью продукции является необходимым элементом рыночного хозяйствования и представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентоспособность продукции.
Успех инновационной деятельности предприятий в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций в производственно-хозяйственную деятельность предприятий.
Оценка инновационного развития страны осуществляется с помощью различных показателей, включающих, прежде всего, оценку возможностей для субъектов хозяйствования осуществлять инновации. В связи с этим используются термин инновационный потенциал, под которым понимают совокупность ресурсов и условий для практического создания и освоения новых продуктов и технологий. К таким ресурсам и условиям относятся: трудовые ресурсы высокой квалификации, производственные мощности, объемы финансирования, инновационная инфраструктура (соответствующие финансово-кредитные, информационные, консультационные, научно-исследовательские организации, центры поддержки инновационного предпринимательства), институциональная среда, устанавливающая четкие границы взаимодействия участников инновационного процесса.
Россия была первой в мире страной, которая предприняла попытку догоняющей, форсированной модернизации.
Россия вновь оказалась в ситуации поиска модели развития, которая бы позволила ей восстановить экономический потенциал, успешно завершить модернизацию и занять достойное место в мировом сообществе стран, осуществивших переход в качественно иную постиндустриальную эру. Для России завершение позднеиндустриальной стадии модернизации и переход к постиндустриальному информационному обществу является условием ее выживания в современном мире как самостоятельного государства.
Сейчас уже становится очевидным, что вновь избранный президент и его ближайшее окружение испытывают сильный соблазн найти простые и быстрые решения сложных социально-экономических и социально-политических проблем модернизации на пути усиления государства. Но при этом без изменений остается «двуглавая» структура исполнительной власти, построенная на политической неполноценности правительства, хотя по Конституции именно Правительство должно осуществлять всю исполнительную власть. Ее сохранение ставит под сомнение возможность эффективного управления сложными трансформационными процессами. Хотя серьезное внимание уделяется разработке либеральной экономической стратегии государства по выходу из кризиса, практически ничего существенного не предпринимается для того, чтобы судебная власть реально стала самостоятельной, условие, без которого либеральная экономика функционировать не может.
Конечно, такое лаконичное решение мало кого устроит. Первая посылка применительно к социальному знанию вполне может оспариваться. Кто-то может отрицать и второй тезис и тем или иным способом доказывать возможность объективности ценностей. Такого мнения, например, придерживались неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт, отстаивая существование объективных ценностей.
Однако наиболее известна в этом плане позиция М. Вебера, который считал, что существует многообразие субъективных ценностей, и одновременно выдвигал постулат об объективной, свободной от оценок социальной науке. Согласно Веберу, существует фундаментальное различие между фактами и ценностями. Социальный ученый должен говорить лишь о фактах, но не о ценностях. Разумеется, он может исследовать, на какие ценности ориентируются изучаемые им агенты социальной деятельности. Но это также вопрос фактов. Как гражданин социальный ученый может занимать определенную политическую и идеологическую позицию в отношении ценностей. Но, решив стать ученым, он должен оставить эту позицию в стороне и заменить ее позицией исследователя, определяемой лишь научной проблемой. В этой позиции действуют методы науки, процедуры контроля и эмпирической верификации предлагаемых решений проблемы. В этом смысл веберовского тезиса об объективности социальных наук и их независимости от ценностных моделей, которые принимают практически действующие люди. В результате, несмотря на широкий исторический и культурный плюрализм ценностей, наука может вырабатывать объективное и интерсубъективное знание: «Правилен и всегда останется таковым тот факт, что методически корректная научная аргументация в области социальных наук, если она хочет достигнуть своей цели, должна быть признана правильной и китайцем» Вебер М.
18. Технический и экономический аспект модернизации. Проблема «догоняющей экономики». Информационные аспекты модернизации экономики.
Модернизация, техническое перевооружение и прогрессивная структурная перестройка российской экономики на основе использования новейших инновационных технологий (в т.ч. нанотехнологий, биотехнологий и т.п.) являются важнейшими условиями эффективного инновационного развития страны и роста конкурентоспособности отечественной продукции. Все это позволит уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов и действительно осуществить структурную перестройку отечественной экономики, о необходимости которой говорится уже очень давно. Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока еще нередко отождествляют с сырьевым придатком развитого мира.
При осуществлении модернизации большое значение имеет также учет региональных и отраслевых особенностей. Так, например, в республиках, которых в РФ насчитывается 21 (т.е. практически четвертая часть всех субъектов РФ), одной из важнейших форм модернизации будет являться возрождение народных промыслов, некогда развиваемых титульными нациями этих республик. В Удмуртской республике к такого рода промыслам относится льноводство, которое здесь интенсивно развивалось и в царский период развития страны, и на первых этапах существования советской власти. Тогда Удмуртия входила в тройку регионов, являющихся крупнейшими в стране производителями льна и изделий из него.
Следует отметить, что нефтяная и газовая промышленности и в советский период входили в ядро народнохозяйственного комплекса страны. Более того, учитывая высокие мировые цены на нефть в 70-80-е гг., нефтяная промышленность могла стать ключевым элементом ядра советской экономики, способным быть основой для структурной перестройки, модернизации и реконструкции всей советской экономики, подобно тому, как это случилось в Саудовской Аравии и Ираке. К сожалению, вместо того, чтобы стать источником резкого повышения эффективности и уровня интенсификации общественного производства, нефтедолларприбыли просто проедены. Так была упущена реальная возможность осуществить структурную перестройку и модернизацию советской экономики (и тем самым поднять ее технико-экономический уровень до мирового) в один из наиболее благоприятных периодов ее развития.
Правда, следует добавить, что огромная Россия - это не небольшая Саудовская Аравия, которой хватило бы по большому счету лишь одной нефти, чтобы за 15 лет войти в число наиболее развитых государств "третьего мира". Поэтому в экономическое ядро народнохозяйственного комплекса России, помимо нефтяной и газовой отраслей промышленности, должны входить и другие элементы. Сказанное тем более справедливо в условиях обвального спада производства, в том числе и в нефтегазовом комплексе страны.
Теория экономического ядра в условиях переходного периода крайне актуальна в значительной мере и потому, что ее положения являются теоретической основой разработки концепции структурной перестройки экономики. Как свидетельствует мировой опыт, для того, чтобы осуществить структурную перестройку экономики, необходимы значительные финансовые и материальные ресурсы. Учитывая, что ресурсы всегда ограничены (это особенно актуально в отношении переходных процессов и состояний), необходимо разработать и проранжировать комплекс мероприятий, нацеленных на повышение эффективности экономики, причем в соответствии с теорией экономического ядра к приоритетным следует отнести мероприятия оказывающие наибольшее влияние на всю социально-экономическую систему (иначе говоря, следует учитывать синергетический эффект каждого мероприятия).
Изучив вопросы развития информационных технологий, их классификацию, способы инвестирования ИТ-проектов, а также роль информационных технологий в модернизации экономики государства, можно сделать следующие выводы.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
История возникновения и развития информационных технологий не столь велика, но за этот короткий путь им удалось пережить триединую революцию: технологическую, регуляторную и организационно-структурную.
После 1995 г. инвестиции в материальные активы, включая ИТ-оборудование и программное обеспечение, являются наиболее важным фактором роста экономики. Инвестиции в ИТ способствуют «углублению капитала»: они повышают капиталовооруженность работников и, соответственно, эффективность производства и производительность труда.
В марте 2013 г. правительство России утвердило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г., разработанный Минэкономразвития по указу президента Владимира Путина, и затрагивающий, в том числе, и ИТ-рынок.
Власти спрогнозировали темпы развития и объем ИТ-рынка до указанного срока с учетом нескольких возможных сценариев развития российской экономики. В частности, Минэкономразвития выделило три основных сценария: консервативный (характеризуется умеренными долгосрочными темпами развития на основании активной модернизации ТЭК при относительном отставании в гражданских и высоких технологиях), инновационный (опирается на развитие транспортной инфраструктуры и высокотехнологичных производств наряду с модернизацией ТЭК) и целевой (форсированный) сценарий (характеризуется повышенной формой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого сектора и значительным притоком иностранного капитала).
Приоритетом государства станут информатизация основных областей экономики и развитие технологий, обеспечивающих высокую производительность труда и эффективность отраслей, дающих основной вклад в валовой внутренний продукт. Успешная реализация такого подхода создаст стимулы к технологическому развитию самой отрасли информационных технологий. Расширение применения информационных технологий в государственном секторе, развитие электронных услуг и инвестиции в инфраструктуру способствуют более широкому применению информационных технологий в частном секторе и станут катализатором их распространения в корпоративном секторе.
Барьером для глобального проникновения на российский рынок ИТ является неготовность заказчика, а также недостаточная компетенция исполнителя. В связи с вступлением России в ВТО и переходом на рынок зарубежных исполнителей, эти препятствия можно считать временными.
В рамках данной работы был проведен анализ состояния информационных технологий в России. Были сравнены статистические данные с европейскими. Отметили наиболее значимые направления информационных технологий. Была выявлена стратегия модернизации экономики с помощью информационных технологий, а так же условия ее выполнения. Подводя итог исследованию, касающемуся развитию информационных технологий и модернизации экономики непосредственно плодами этого развития, нами сделан вывод о том, что не смотря на кажущуюся лёгкость данной стратегии, всё-таки это является весьма сложной задачей для государства. Это, в первую очередь, связано с тем, что такие изменения не проходят быстро и без внушительных экономических затрат, но и конечно, нужно учитывать адаптацию общества к таким изменениям.
19.Актуальность инновационных процессов в национальной и глобальной экономике. Модернизация экономики и проблемы российской потребительской культуры
инновации - это трансформация (превращение) креативных результатов труда в новые продукты, технологии или услуги, используемые в практической деятельности и обеспечивающие рост конкурентоспособности.
Главная функция инноваций состоит в том, что они обусловливают экономическую и социальную динамику, т.е. развитие, прогресс экономики и общества в целом.
Классификацию инноваций можно осуществлять по ряду признаков: степени новизны, областям применения, характеру удовлетворения потребителей и инновационной активности, масштабам инвестиций, их эффективности к другим параметрам.
В современной экономике роль инноваций велика. С одной стороны, они обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятия, возможность получить высокий доход. В рыночной экономике инновации являются эффективным средством конкурентной борьбы, так как способствуют снижению издержек производства, росту прибыли, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и завоеванию новых рынков.
Управление конкурентоспособностью продукции является необходимым элементом рыночного хозяйствования и представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентоспособность продукции.
Успех инновационной деятельности предприятий в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций в производственно-хозяйственную деятельность предприятий.
Оценка инновационного развития страны осуществляется с помощью различных показателей, включающих, прежде всего, оценку возможностей для субъектов хозяйствования осуществлять инновации. В связи с этим используются термин инновационный потенциал, под которым понимают совокупность ресурсов и условий для практического создания и освоения новых продуктов и технологий. К таким ресурсам и условиям относятся: трудовые ресурсы высокой квалификации, производственные мощности, объемы финансирования, инновационная инфраструктура (соответствующие финансово-кредитные, информационные, консультационные, научно-исследовательские организации, центры поддержки инновационного предпринимательства), институциональная среда, устанавливающая четкие границы взаимодействия участников инновационного процесса.
Россия была первой в мире страной, которая предприняла попытку догоняющей, форсированной модернизации.
Россия вновь оказалась в ситуации поиска модели развития, которая бы позволила ей восстановить экономический потенциал, успешно завершить модернизацию и занять достойное место в мировом сообществе стран, осуществивших переход в качественно иную постиндустриальную эру. Для России завершение позднеиндустриальной стадии модернизации и переход к постиндустриальному информационному обществу является условием ее выживания в современном мире как самостоятельного государства.
Сейчас уже становится очевидным, что вновь избранный президент и его ближайшее окружение испытывают сильный соблазн найти простые и быстрые решения сложных социально-экономических и социально-политических проблем модернизации на пути усиления государства. Но при этом без изменений остается «двуглавая» структура исполнительной власти, построенная на политической неполноценности правительства, хотя по Конституции именно Правительство должно осуществлять всю исполнительную власть. Ее сохранение ставит под сомнение возможность эффективного управления сложными трансформационными процессами. Хотя серьезное внимание уделяется разработке либеральной экономической стратегии государства по выходу из кризиса, практически ничего существенного не предпринимается для того, чтобы судебная власть реально стала самостоятельной, условие, без которого либеральная экономика функционировать не может.