Файл: Социальные аспекты защиты пожилых людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 8

семинар 7

Тема:Социальные аспекты защиты пожилых людей.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому – от 75 до 89 лет, а к долгожителям -90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни « третьим возрастом», и демографы вводят понятие «третьего» (60-75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возраста. В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для Украины. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе. Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых странах, обусловлена успехами здравоохранения. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновении различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми. Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов в Украине свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Целью государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения должно стать постоянное повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов. Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита- это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется , как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества»[1]. Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальная защита и
социальное обслуживание реализуется на государственном, региональном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности. Настоящей национальной бедой стала в Украине бедность широких слоев населения, которая требует от государства принятия незамедлительных мер. В связи с этим необходимо разработать Государственную программу преодоления бедности в Украине. Одним из самых эффективных средств преодоления бедности является обеспечение экономического роста и социальной защиты населения. Отсутствие эффективной социальной политики государства порождает опасность социальных катаклизмов, подрывает основы украинского государства, приводит к деградации личности, семьи, социальной поляризации общества. Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации. В условиях финансово- экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово- бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требуют пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых людей показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи[2]. Таким образом, социальноэкономические преобразования на Украине усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни. Современная социально – демографическая ситуация и положение пожилых людей в Украине таковы, что проблемы, вызываемые старением населения, вышли за пределы отдельных отраслей и требуют мобилизации усилий государства и общества на единой концептуальной основе в рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Государственная система социальной защиты «настроена» в настоящий момент, на продление жизни пожилого человека. Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека, как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь.



Лекция 10

семинар 8

Тема: Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания.

Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья. В настоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной помощи на дому; 2) временного дневного пребывания; 3) срочной социальной помощи. Основными задачами и функциями центров являются: — выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке; — определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке; — привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы; — предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи; — обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей; — предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра; — оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.; — организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера; — оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра. В центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума. Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации. В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь. Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания, численность которых достигла в настоящее время 999. Свыше 900 тыс. одиноких пожилых и престарелых обслуживаются социальными работниками на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей надомным обслуживанием охвачено 246 человек. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи (сеть таких служб в целом по стране составляет 1366 тыс.) воспользовались в 1994 г. около 3,9 млн. человек. К специализированным магазинам (секциям) прикреплено более 4,2 млн. человек; бесплатным питанием (продовольственными наборами, горячими обедами) пользуются более 1,1 млн. человек. Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам. Однако это только одна сторона дела. Сама система социального обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей испытывает серьезные трудности. Так, своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают более 6 тыс. человек. Материально-техническая база ряда социальных учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в должной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.


Лекция 11

семинар 9

Тема: Международные принципы организации помощи пожилым людям.

Независимость 1. Пожилые люди должны иметь доступ к соответствующим требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи. 2. Пожилые люди должны иметь возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности. 3. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности. 4. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки. 5. Пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей. 6. Пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно. Участие 7. Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения. 8. Пожилые люди должны иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям. 9. Пожилые люди должны иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Уход 10. Пожилым людям должны быть, обеспечены уход и защита со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества. 11. Пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов. 12. Пожилые люди должны иметь доступ к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода. 13. Пожилые люди должны иметь возможность на соответствующем уровне пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту, реабилитацию, а также социальное и психологическое стимулирование в гуманных и безопасных условиях. 14. Пожилые люди должны иметь возможность пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за ними и качества их жизни. Реализация внутреннего потенциала 15. Пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала. 16. Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Достоинство 17. Пожилые люди должны иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию. 18. Пожилые люди имеют право на справедливое обрaщение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, и их роль должна оцениваться независимо от их экономического вклада.


Лекция 12

семинар 10

Тема: Пенсия как вид социального обеспечения.

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход. Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный. Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат. Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право. Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно. Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек. Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты. Итак, существует несколько видов государственных пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия. Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее: получатели пенсии - узкие категории граждан; источник выплаты пенсии - федеральный бюджет; ответственный фонд - Пенсионный фонд РФ. Право на государственную социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане перечисленных ниже категорий. Государственная социальная пенсия бывает следующих видов: по инвалидности; по случаю потери кормильца; по старости. Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается: инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства; детям-инвалидам. Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца Устанавливается детям до 18 лет, а в случае обучения по очной форме в образовательных учреждениях - до окончания обучения, но не дольше чем до 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Государственная социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам), не имеющим оснований для получения страховой пенсии по старости; гражданам из числа малочисленных народов Севера: мужчинам - с 55 лет и женщинам - с 50 лет. Государственная социальная пенсия выплачивается им вместо страховой пенсии по старости.